Анна Охотникова
Конструкт совместной образовательной деятельности «Как зарождалась наша речь?»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Как зарождалась наша речь?»
Вид деятельности: речевое развитие
Цель: обогащение представлений детей о возникновении речи через практическое самостоятельное познание
Задачи:
обучающие
• познакомить детей с историей возникновения и развития речи;
• совершенствовать умение выделять существенные признаки и связи предметов, выдвигать гипотезы, строить предположения;
развивающие
• развивать речь детей в соответствии с познавательно-игровой ситуацией;
Публикация «Конструкт совместной образовательной деятельности „Как зарождалась наша речь?“» размещена в разделах
• развивать у детей познавательный интерес к возникновению и развитию речи;
• развивать умение правильно употреблять основные грамматические формы слова;
воспитательные
• поощрять участие детей в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном способе решения проблемы;
• поддерживать проявление инициативы и самостоятельности детей в выборе способов реализации задуманного;
• поощрять активное взаимодействие со сверстниками и взрослым, стремление договариваться, учитывая интересы и чувства других.
Предварительная работа:
- Беседа о том, что такое речь? Чем отличается устная речь от письменной? Познакомить детей с понятиями мимика и жесты.
Планируемый результат (конкретизированные требования целевых ориентиров ФГОС ДО с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей):
- активно и эмоционально включаются во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, проявляют заинтересованность в сотрудничестве, пытаются доступными способами преодолеть затруднительные ситуации;
-дети владеют основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- дети обладают исследовательской инициативой, побуждающей их к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать многосвязные явления;
- дети способны договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- дети способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
- дети проявляют эмпатию по отношению к другим, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- дети проявляют умение слышать других и стремятся быть понятными другим;
- дети проявляют заботу об окружающей среде и ответственность за начатое дело;
- дети проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать и объяснить как древние люди общались между собой; склонны экспериментировать. Обладают представлениями о том, что такое речь, ее происхождение и развитие;
Оборудование и материалы: ИКТ (платформа Zoom: герои - Фиксики, мультимедийная доска с презентацией, аудиозапись - стилизация под первобытную музыку, сюжетные картинки «Осень», словарь русского языка В. И. Даля, блокноты, цветные карандаши, мелки, фломастеры
Ход педагогического мероприятия:
Дети с воспитателем заходят в группу после музыкального занятия и находят на столе сверток бумаги (если дети не увидят, то воспитатель обратит их внимание на сверток). Дети решают открыть его. На свертке нарисованы схематично люди и животные, а также карта-схема. Взрослый спрашивает: что же это может быть? (дети высказывают свои предположения).
Изучив карту, дети определяют, куда им необходимо отправиться. Следуя по карте, приходят в интерактивную студию
В интерактивной студии на мультимедийной доске дети смотрят послание от «Фиксиков», которые предлагают детям перенестись на
«Машине времени» во времена древних людей.
- Согласны? (предполагаемые ответы детей)
-Тогда пристегнули ремни, полетели… (звучит стилизация под первобытную музыку)
-«Машина времени» переносит нас в Государственный Дарвиновский музей на онлайн экскурсию «По следам древнего человека» (дети рассматривают экспозицию на интерактивной доске).
- Как вы думаете, как разговаривали между собой древние люди? (предполагаемые ответы детей: при помощи мимики, жестов и рисунков)
Дети, у вас на столах лежат блокноты и цветные карандаши, попробуйте с помощью рисунков передать какую-то информацию, как делали это древние люди.
-Покажите друг другу, попробуйте догадаться, что изображено.
-А как мы с вами общаемся? При помощи чего?
-Чем мы отличаемся от древнего человека? (предполагаемые ответы детей)
Педагог ведет проблемный диалог:
Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим. Прошло немало времени, пока люди научились говорить друг с другом.
-Давайте посмотрим на интерактивную доску, где Фиксики расскажут нам при помощи картинок процесс зарождения речи.
1. Древний человек увидел на поляне огромного мамонта.
2. Он побежал сообщить об этом своим родственникам. Посмотрите на его жест. Он показывает направление, куда надо следовать. И у него открыт рот, значит, он ещё издаёт и какие-то звуки.
3. Семья древнего человека понимает сообщение и принимает решение, вооружившись копьями, отправиться на охоту.
- Значит, возникла необходимость помогать друг другу в охоте, выживании. А это возможно было только в общении. Сначала они начали говорить просто звуками, затем отдельными словами, а потом уже целыми предложениями.
-Дети, вы увидели, как древние люди общались между собой?
- А теперь нам с вами нужно возвращаться обратно в детский сад. Пристегнули ремни руки в стороны, полетели (звучит стилизация под первобытную музыку).
Педагог продолжает проблемный диалог:
- Дети, как вы думаете, сколько слов нужно знать человеку, чтобы общаться друг с другом? (предполагаемые ответы детей)
-Чтобы речь была красивой, яркой, правильной нужно знать много слов.
-Чтобы наши слова не потерялись, их записали всех в словарь.
-Их около 200 тысяч (словарь под ред. В. И. Даля)
Фиксики прислали вам картинки и хотят послушать, как вы умеете красиво говорить
-Кто желает из вас составить рассказ по картинкам? (рассказы детей по картинкам)
Фиксики благодарят детей за рассказы
Дети, у вас на столах лежат блокнотики, попробуйте с помощью рисунков передать какую-то информацию (можно использовать современные, например, смайлики)
-Покажите свои рисунки Фиксикам и посмотрите, какие рисунки подсказки они развесили вам в нашей студии
Вы молодцы, я думаю, что Фиксикам очень понравились ваши рассказы. Фиксики благодарят детей.
-Дети, а почему у них получились такие интересные рассказы?
(предполагаемые ответы детей)
-Значит, вы хорошо владеете речью!
-Дети, лучше ли мы стали говорить по сравнению с древними людьми?
- Давайте еще раз вспомним, как зарождалась наша речь? (ответы детей)
-Фиксики благодарят детей за активное участие
-С помощью Фиксиков мы побывали в древнем мире, узнали как зарождалась наша речь, давайте расскажем об этом другим ребятам.
Дети возвращаются в свою группу.