Марина Геннадьевна Баратова
Конструкт совместной ОД по исследовательской технологии с детьми раннего возраста «Воздух. Первое знакомство»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к конструкту совместной образовательной деятельности по исследовательской технологии с детьми раннего возраста «Воздух. Первое знакомство».
Направление: дошкольное образование.
Тема: «Воздух. Первое знакомство».
Публикация «Конструкт совместной ОД по исследовательской технологии с детьми раннего возраста „Воздух, Первое знакомство“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Вид деятельности: исследовательская технология, познавательная, творческая, продуктивная.
Возрастная группа : первая младшая общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет.
Используемая программа:
Представляю Вашему вниманию методическую разработку совместной образовательной деятельности по исследовательской технологии. Данная деятельность реализуется в рамках образовательного события, предусмотрена тематическим планом и строится в соответствии с возрастными возможностями, образовательными потребностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Данный вид деятельности проводится в соответствии с программой дополнительного образования.
Цели и задачи данной совместной деятельности с детьми сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС и направлены на
соответствие целевым ориентирам: «…ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослым и активно подражает им в движениях и действиях…». В процессе отбора содержания учитывались возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы. Такой подход к организации различных видов детской деятельности позволяет идти не от содержания образования, а от ребенка к содержанию, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок (зона актуального развития, учить его с учетом потенциальных возможностей (зона ближайшего развития, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Содержание совместной деятельности способствует амплификации развития - максимальному обогащению личностного развития детей (положение А. В. Запорожца).
В процессе деятельности происходит развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование основ безопасности в быту (Социально-коммуникативное развитие). Формируется развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности, первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях) (Познавательное развитие). Включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря, происходит развитие связной, диалогической и монологической речи, (Речевое развитие). Предполагает развитие самостоятельной творческой деятельности детей (Художественно-эстетическое развитие). Способствует формированию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук (Физическое развитие).
Деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста.
Тема: «Первое знакомство с воздухом»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Возраст детей : 2-3 года
Форма организации: подгрупповая
Материал и оборудование:
1. Демонстрационный материал: воздушные шарики.
2. Раздаточный материал: для каждого ребё нка: стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, альбомный лист, краски, кисточки, стаканчик с водой, салфетки. мольберт, мультимедиа.
Цель: создание условий для поддержки познавательной активности посредством экспериментальной деятельности с материалами и
веществами.
Задачи педагога:
Образовательные: обогащать представления о свойствах воздуха.
Развивающие: активизировать деятельность детей по экспериментированию с материалами и веществами,
формировать умения делать простейшие выводы на основе опытов,
развивать пассивный и активный словарь (воздух, прозрачный, невидимый, лёгкий,
совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений,
продолжать учить правильно держать кисть и пользоваться красками.
Воспитательные: воспитывать внимательность, воспитывать интерес к опытнической деятельности, воспитывать навыки позитивного взаимодействия со взрослым и
сверстниками.
Задачи для детей:
-ответить на вопросы взрослого;
-наполнить воздухом пакет, отгадать загадку, подуть в трубочку, конец которой опущен в воду
- нарисовать шарик.
Используемые методы и приё мы:
Словесные: эмоциональная окраска слов для передачи настроения и
Наглядные: сюрпризный момент-воздушные шарики
Игровые: игра-приветствие, физкультминутка
Практические: задание с полиэтиленовыми пакетами, веерами, коктейльными трубочками, рисование.
Планируемые результаты:
-дети активно и самостоятельно включаются в деятельность, проявляют познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками, активны в творческой инициативе и самостоятельны в поиске решений;
-дети знакомятся с воздухом и его свойством (прозрачный, невидимый, лёгкий);
-проявляют творческие способности в изображении воздушного шарика.
1. Организационный момент Приглашает детей собраться в кружок; «Здравствуйте! С добрым утром!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»!
2. Мотивация:
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Ребята, а вам нравятся шарики? К нам в гости пришли красивые шарики. Сейчас покажу. (Один хорошо надутый с улыбкой, а другой спущенный с грустным лицом.) А что случилось с синим шариком, почему он такой грустный?
Ребята, как вы думаете, почему красный шарик весёлый, а синий грустный? (ответы детей)
Ребята, давайте поможем синему шарику, стать, как и прежде весёлым? Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (ответы детей)
Надо его посильнее надуть воздухом.
А что такое воздух?
Давайте вместе выясним и расскажем нашим гостям все про воздух.
Педагог загадывает загадку»
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Что это? (воздух).
3. Цель как результат деятельности:
Цель: Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить? (Нет)
Для чего нам нужен воздух? (Что бы дышать и жить)
Получается мы тоже воздухом дышим! Значит и мы, и все животные не могут жить без воздуха!
- А где же он есть? Воспитатель ловит не может поймать) Ребята, вы не знаете как можно поймать воздух?
- Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
4. Процесс реализации деятельности.
Цель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Теперь набираем воздух в пакет.
Посмотрите, какой теперь стал пакет? (полный)
Что вы поймали? (воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. У кого много воздуха в пакете? А у кого мало воздуха в пакете?
Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, давайте проверим.
Опыт с водой:
Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку
Что, вы увидели? (пузыри). Как вы думаете, пузыри это что? (воздух который выходит из нас). Значит, мы дышим воздухом?
Воздух нам нужен чтобы дышать, жить.
Давайте попробуем постоять без воздуха, одной рукой закройте ротик, а другой носик. Ну, как легко вам было без воздуха?
Опыт с веером коктейльной трубочкой.
Давайте ребята выясним и это. Подойдите к столу, возьмите бумажный веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (воздух)
- А теперь, возьмите трубочку и подуйте в неё на ладошку. Вы чувствуете воздух? Значит, воздух движется? (да).
5. Рефлексия.
Цель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
- воздух невидимый, прозрачный бесцветный, мы можем его почувствовать.
-руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде.
Ребята, спасибо вам большое, теперь и мы и наши гости будут знать, что такое воздух. Что он нам очень нужен!
6. Открытый временной конец.
Цель: Ребятки, вы любите рисовать? (Да). У наших шариков есть друзья. Давайте мы нарисуем им, шарики. А каких цветов бывают шарики? (красные, желтые и т. д.) Правильно ребята шарики у нас разноцветные.
Показываю, как мы будем рисовать наши шарики. Я беру в руки кисточку, выше ее одежки. А теперь обмакну кисточку в краску. Красками нужно рисовать аккуратно. Беру зеленую краску и начинаю проводить округлую линию и соединяю один конец с другим. И легким движением закрашиваю.
Получился шарик?
А теперь рисую линию. Это будет веревочка у шарика. Вот получился шарик красного цвета.
А теперь ребятки подняли кисточки. Все вместе проводим в воздухе округлую линию. Соединяем один конец с другим, таким образом, чтобы у нас получился шарик. И подрисовываем к шарику линию-веревочку.
Молодцы!
Кисточку держим тремя пальцами, правой рукой. А теперь обмакните кисточку в краску. Красками нужно рисовать аккуратно. Вот так. Теперь давайте нарисуем округлые линии так, чтобы один конец соединялся с другим. Все нарисовали? А теперь легкими движениями руки закрашиваем шарики. Старайтесь не выходить за круг. Давайте постараемся, чтобы шарики у нас получились красивые. (Звучит мелодия Бетховена)
Молодцы!
Давайте подарим наши рисунки шарикам.
Шарикам очень понравилось у нас. Но им нужно уходить. Но шарики принесли вам угощения. Присаживайтесь за столы.