Екатерина Козловских
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности «Морские обитатели» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Морские обитатели".
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".
Вид НОД: ознакомление с миром природы.
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Публикация «Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности „Морские обитатели“ в старшей группе» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Дети проявляют уважительное отношение к сверстникам, слушают ответы друг друга.
• Дети проявляют знания об осьминоге.
• У детей развивается зрительная память.
• Дети умеют находить пару по цвету.
• Дети проявляют знания о животных, обитающих на морском дне.
• Дети проявляют активность посредством подвижной игры.
• Дети выполняют действия по правилам, по сигналу.
Цель: закрепление знаний детей о представителях морского дна в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга.
• Воспитывать у детей потребность участвовать в совместной деятельности.
Развивающие:
• Развивать зрительную память.
• Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры.
Обучающие:
• Закреплять знаний детей об осьминоге.
• Учить детей находить пару по цвету.
• Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне.
• Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, поощрение); наглядные (демонстрация); практический (упражнение)
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
Оборудование: Аудозапись "шум моря", письмо от осминога, Изображение осьминога, картина- осьминог (между камнями, Осьминоги и рыбки (одинаковых цветов- по паре, морские обитатели и их домики
Предварительная работа: Беседа "Обитатели морского дна".
Цель: Расширение и закрепление знаний детей об обитателях морского дна.
Оборудование: Изображение: кит, краб, осьминог, медуза.
Ход.
-Ребята, сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
-Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ответы детей.
-Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Ответы детей: Кит.
- Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Ответы детей: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
-А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
-Откуда этот фонтан?
Дети высказывают свои предположения.
-Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе?
Дети высказывают свои предположения.
- Все верно. Кит - самое крупное животное в мире.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию кита на мольберт.
-Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост
-Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите?
Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. ?
Дети: Краб.
-Верно.
Воспитатель вывешивает изображение краба на мольберт.
-Что вы можете сказать об этом животном?
Дети высказывают свои предположения.
-Правильно, а ещё тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться.
-Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук – ног! Это чудо. ?
Дети: Осьминог.
-Правильно, ребята. Это осьминог.
Воспитатель вывешивает изображение осьминога на мольберт.
-Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?
Дети высказывают свои предположения.
-Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
-А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
- А теперь возвращаемся на корабль. Вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель вывешивает изображение медузы на мольберт.
-Что вы можете сказать о медузе?
Дети высказывают своё мнение.
-Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
-С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?
Индивидуальная работа: Дидактическая игра "Обитатели морского дна".
Цель: Определение уровня знаний ребёнка об обитателях морского дна.
Ход. . , давай поможем медузе выполнить задание. Она просит нас помочь и назвать на какого обитателя морского дна похож силует. Мы поможем ей?
Воспитатель показывает силуэты обитателей морского дна.
. , как ты думаешь, кто спрятан за силуэтом?
-Правильно, это морские обитатели? (осьминог, краб, кальмар, морская звезда, медуза).
Ход деятельности:
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача:
Смотивировать детей на совместную образовательную деятельность.
Воспитатель привлекает внимание детей, мотивирует на совместную деятельность.
-Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней.
Открывает посылку, достаёт содержимое.
-Здесь какая-то записка, хотите узнать, что там написано?
Но сначала нам нужно отгадать загадку. Хотите отгадать и узнать, кто же нам отправил эту записку?
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног-
Вот и весь я. (Осьминог)
-Молодцы! Отгадали загадку.
Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию осьминога.
-Ребята, а где живёт осьминог?
Дети высказывают свои предположения.
-Правильно, осьминог живёт на морском дне. И вот что он нам пишет!
Воспитатель читает письмо.
"Здравствуйте, ребята. Мне так скучно одному, и хочется, чтобы кто-то ко мне пришёл в гости. Если вы не слишком заняты, я буду вас ждать, расскажу и покажу вам много нового. Ваш Осьминог".
-Ребята, хотите отправиться к осьминогу на морское дно и узнать что-то новое? (Ответы детей)
-Тогда давайте сядем на ковёр и представим, что мы очутились на морском дне, где живёт осьминог. Закройте глаза - покачаемся на волнах.
Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря".
2. Основная часть.
2.1. "Добро пожаловать на морское дно".
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга.
Закреплять знаний детей об осьминоге.
Воспитатель включает детей в беседу.
-Ребята, вот мы и оказались на морском дне. Давайте посмотрим, что находится впереди нас.
Дети высказывают свои предположения.
-Правильно, осьминог устроился между камнями под водой, на самом дне.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации.
-Ребята. а что вы знаете ещё об осьминоге (Ответы детей: осьминог- хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног)
-Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется?
Дети высказывают свои предположения.
-Верно, осьминог получил своё название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по- другому- "осень", поэтому люди стали называть это удивительное животное "осьминог".
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от неё длинными отростками- щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
2.2. Дидактическая игра "Осьминожки и рыбки".
Задачи:
Развивать зрительную память.
Учить детей находить пару по цвету.
Воспитатель организует дидактическую игру.
-Посмотрите, ребята. У осьминогов есть друзья- рыбки, но когда они играли в догонялки, то потеряли свои пары и просят нас им помочь. Поможем осьминогам и рыбкам?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Перед вами лежат вперемешку осьминоги и рыбки, вам нужно поставить пару- осьминог и рыбку рядом друг с другом, чтобы они подходили по цветам, договорились?
Воспитатель наблюдает за детьми.
-Ребята, какие вы умницы, внимательные и быстрые! Осьминоги и рыбки очень рады и благодарны вам. Они предлагаю нам поиграть с ними. Хотите?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Физкультминутка.
Задача:
Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.
Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с морскими жителями.
-Вставайте в круг и повторяйте за мной, превратимся в осьминога.
Ветер дует, задувает,
(Руки подняты вверх, раскачиваются в стороны)
Волны в стороны качает.
(Наклоны в стороны)
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит.
(Топают ногами, руки на поясе)
Чайка над водой летает
(Имитируют движения крыльев)
И за рыбками ныряет
(Приседают)
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит.
(Топают ногами, руки на поясе)
Под водой на глубине
(Показывают "плавание" руками)
Крокодил плывёт в воде.
(Показывают "плавание" руками)
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит.
(Топают ногами, руки на поясе)
-Ух ты, какие вы весёлые осьминоги!
Предлагаю отправиться дальше путешествовать по морскому дну.
2.3. Дидактическая игра" Обитатели морского дна".
Задача:
Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне.
Воспитатель организует дидактическую игру.
-Ребята, посмотрите, а кто ещё живёт на морском дне? Кого вы видите на картинке? Каких вы ещё обитателей морского дна знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Хотите поиграть ещё в одну игру?
Воспитатель выкладывает на столы детей карточки- краба, кальмара, морской звезды и медузы.
-Посмотрите внимательно, что нарисовано на карточках?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Каких обитателей морского дна вы видите? Какие это обитатели? Каких обитателей вы ещё знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Нам нужно для каждого обитателя найти свой дом.
Воспитатель наблюдает за детьми, оказывает направляющую помощь.
-Ребята, все обитатели нашли свой дом? Давайте проверим всё ли правильно.
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Верно, вы правильно поселили обитателей морского дна.
2.4. Подвижная игра "Ловля морской звезды".
Задачи:
Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры.
Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу.
Воспитатель предлагает детям поиграть снова как весёлые осьминоги.
-Ребята, смотрите осьминог снова пришёл и предлагает вам сыграть в игру "Ловля морской звезды". Хотите в неё сыграть?
Дети высказывают свои ответы.
Но сначала послушайте внимательно правила игры.
-Сейчас мы с вами выберем четырёх осьминогов по считалке.
-Раз, два, три, четыре, пять,
Ты не медуза, и ни краб,
Станешь ты у нас- осьминог.
Воспитатель с помощью считалки выбирает четырёх осьминогов.
-А остальные ребята, будете морскими звёздами. Осьминоги будут спать в своих домиках между камней. А морские звёзды по сигналу "звёзды, звёзды перемещаемся", будут перемещаться по разным дорожкам. Но как только я скажу "Осьминоги", тогда выбегают осьминоги и ловят морских звёзд. Как только морскую звезду поймают, значит она выбывает из игры. Когда поймают всех морских звёзд, выберем новых осьминогов и сыграем ещё раз. Все поняли правила? Тогда давайте начнём играть.
Воспитатель играет вместе с детьми, подаёт им сигналы, наблюдает и хватит.
-Какие ловкие у нас осьминоги! Вам понравилось играть?
-Вот мы и узнали, где живёт осьминог и нам пора возвращаться обратно в детский сад.
-Давайте возьмёмся и представим, что мы вернулись обратно в детский сад. Закройте глаза - покачаемся на волнах.
Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря".
3. Подведение итогов.
Задача:
Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности.
Воспитатель вместе с детьми анализирует результаты совместной деятельности.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
-А что вам больше всего понравилось?
-Вам понравилось в гостях у осьминога?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Ребята, а хотели бы вы ещё раз отправиться на морское дно, где живёт осьминог?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Ребята, давайте напишем письмо осьминогу, что нам очень понравилось у него на морском дне. Что ещё можем написать?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Конечно, давайте напишем, как там было интересно и весело.
4. Открытость.
Задача:
Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей.
-А хотите нарисовать рисунок, что вам больше всего понравилось в гостях у осьминога?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-И мы сможем повесить эти рисунки, чтобы все видели и знали, у кого в гостях мы сегодня побывали.