Светлана Евгеньевна Иванова
Урок-путешествие по математике в 4 классе «Время. Единицы времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Время. Единицы времени.
Цели урока : обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы времени», составить таблицы единиц времени; систематизировать знания о соотношениях между изученными величинами; развивать умение преобразовывать единицы времени из мелких в крупные и наоборот; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи по теме; воспитывать интерес к предмету через применение ИКТ, толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Темочки:
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Оборудование: ноутбук, карта путешествия, карточки. Тип урока : нестандартный (урок – путешествие).
Методы работы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый,
словесный, наглядный, практический.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
І. Орг. момент
Будто праздник сегодня у нас.
Немало гостей – полный класс!
Повернитесь, посмотрите
И улыбку гостям подарите!
Психологический настрой на работу
Осень скачет по дорожке
В ярких, желтеньких сапожках,
Заглянула к нам в окошко,
Листьев бросила немножко
И желает всем опять
Лишь «5» получать
І І. Актуализация опорных знаний
Сели удобно, ровненько. Я желаю вам успеха. Мы начинаем наш урок. (сл. 1)
Минутка каллиграфии записать цифру 6 и число 60.
1. Запишите число, в котором 6 сот. 5 ед. 2. Запишите число, которое при счёте предшествует числу 1 000. 3. Первое слагаемое 160, второе слагаемое 420. Найдите сумму. 4. Уменьшаемое 700, вычитаемое 40. Найдите разность. 5. Какое число меньше: 847 или 748? 6. У Коли 8 монет по 10 рублей и 7 монет по 5 рублей. Сколько денег у Коли?
Проверка (сл. 2) І І І.Постановка учебной задачи.
- Что быстрее мысли? (время) (сл. 3)
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
- Ребята, о чем я прочитала стихотворение? (О времени)
- О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, сутки)
Определение темы, постановка целей и задач урока.
Как вы думаете, единицы какой величины мы будем изучать сегодня на уроке? А какие вопросы мы задаём, изучая величины?
Сегодня на уроке мы уточним знания о единицах измерения времени, закрепим умение определять время, будем развивать вычислительные навыки, постараемся рационально использовать время.
Тема нашего урока «Единицы времени» (сл. 4)
Урок наш необычный. Сегодня на уроке мы совершим путешествие по океану Времени на двух парусниках. Вы разбиты на две команды. Сейчас каждая команда подберёт название своему паруснику. Ведь как говорил знаменитый капитан Врунгель: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!» (музыка)
IV.Работа над темой урока (музыка) Наши парусники пройдут 7 пунктов назначения (сл. 5)
Парусники к старту приготовиться! Парусная регата начинается. (Сл. кораблики)
Стартуют наши корабли от порта «Смекалка» (устный счёт) (сл. 6) Работа с учебником с. 47
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км -Какую величину измеряют данными единицами измерения? Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц - Что скажите про данные единицы измерения?
Ребята, сегодня мы с вами будем работать с единицами времени. Давайте вспомним, какие единицы времени мы с вами уже изучили?
Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (365, 366 дней)
Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами).
Сутки – единица времени, равная 24 часам (за это время Земля обращается вокруг своей оси).
Мы изучили такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки.
Расположите в тетради единицы измерения времени в порядке возрастания. Проверяем : сутки, неделя. месяц, год.
Итак, что же такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час.
Время характеризует длительность, последовательность событий (сл. 7)
Определение «время» в словаре Ожегова звучит так: (сл. 8)
«Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.»
Проснувшись утром, мы сразу задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течении всего дня постоянно помним о времени. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
Наши парусники в море Столетий (сл. 9)
(команды подумают трёх представителей для выполнения заданий, на экране будут появляться задания,члены команды по очереди выполняют)
Практическая работа с моделью часов
Покажите на моделях часов время, когда : (сл. 10)
вы завтракаете в школе;
начинаются занятия в школе;
умываетесь;
играете на улице; делаете домашнее задание.
идете домой после уроков.
Море Столетий позади, но путешествие дальнее, перед глазами одна и та же картина (вода и ни чего больше, у моряков очень устают глаза.
минутка отдыха (для глаз) музыка (сл. 11)
Перед нами остров Древности. (сл. 12) Необходимо остановиться и пополнить запасы
Учитель: Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени? 1. Самыми древними часами оказалось солнце (утро, вечер, день, ночь).
2. В Египте, когда на небосклоне появлялась яркая звезда Сириус, отмечали наступление Нового года. Промежуток между его появлениями- 365 дней.
1. Еще в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве : по звездам, по Солнцу. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. (слайд 13)
Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.
С древних времён придумали очень много различных часов.
2. Какие часы по механизму действия вы знаете? (механические, песочные, электронные, маятниковые); (сл. 14)
3. по месту их применения, размещения? (настольные, настенные, карманные, наручные). (сл. 15.)
Мы покидаем остров Древности, и вам задание на логику.
Определите какое число лишнее (32) (сл. 16.)
Ребята, мы знаем уже много единиц времени, а сегодня на уроке мы познакомимся с новой. (век) (сл. 17)
1 век =100 лет
Залив Измерений (сл. 18)
Возьмите карточки и заполните пропуски в таблице «Единицы времени». Эти карточки мы вставим в папку «Дополнение к партфолио» в раздел (Математика)
1 мин = 60 с 1 ч = 60 мин
1 сут = 24 ч 1неделя = 7 сут 1 месяц = 30 сут или 31сут (в феврале 28 или 29)
1 год = 365 или 366 сут = 12 мес
1век = 100 лет
Проверка (сл. 19)
Решение примеров № 220
Самый главный на судне капитан, он должен много знать и уметь. Наши парусники у причала Сравнений (для капитанов) (сл. 20)
1 ч 20 мин 120 ч 2 в 5 лет 250 лет
8 мес 80 сут 500 сек 8мин 20сек
Физминутка (сл. 21)
Следующий пункт назначения
пролив Знатоков (сл. 22)
Работа с учебником № 217 с. 47
Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные числа на более крупные единицы времени.
100 лет живи, 100 лет учись. (100 лет – 1 век. Век живи, век учись.)
Обещанного 36 месяцев ждут. (36 месяцев – 3 года. Обещанного 3 года ждут.)
Делу время, а потехе 60 минут. (60 минут-1 час. Делу время, а потехе –час.)
7 дней 12месяцев кормит. (7 дней-1 неделя. Неделя год кормит.)
Проверка (сл. 23)
Чтобы быть морским волком, уметь ходить под парусом, необходимо решать множество задач.
Полуостров Задачи (сл. 24)
Решение задач.
Задачу 218 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи записывают краткое условие.
Перед решением учитель вспоминает с учащимися, сколько дней в июне, июле и в 1 неделе, а потом записывают решение.
1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки
2) 12 • 2 = 24 (д.) – на турбазе
3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.)
О т в е т: 92 дня длились каникулы.
2. Решение примеров № 220 (1 ст.)
V. Закрепление
Индивидуальные карточки (дифференцированные задания)
Используя таблицу, которую вы составили вырази: в сутках: 48ч, 96ч; в часах: 2 сут., 120 мин; в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес. в годах: 60 мес., 84 мес. в секундах: 5 мин, 16мин; в минутах: 600с, 5ч.
Остановка Итоги Мы подводим итоги парусной регаты (сл. 25)
Первым к финишу пришёл парусник ___ (сл. 26)
Домашнее задание с. 47 № 222,№ 221 (3 ст.) (сл. 27)
VI. Итог урока. Рефлексия. (сл. 28)
Что изучали? Как? Выставление оценок за урок.