Светлана Леонтьева
Конспект заключительного занятия по музейно-образовательной программе «Введение в предметный мир» «Река Времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект заключительного занятия по музейно-образовательной программе "Введение в предметный мир"
«Река Времени»
Участники: дети средней группы, их родители
Место проведения: музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба»
Публикация «Конспект заключительного занятия по музейно-образовательной программе „Введение в предметный мир“ „Река Времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предметный ряд: старинные детские костюмы для детей, деревянные ложки на каждого ребенка, баклуши, отражающие последовательность изготовления ложки, самовар, фотографии разных самоваров, полотенца (рукотерка, гостевое, стеновое полотенце, утиральник, угольный, цельнолитой утюги, рубель, народные куклы на каждого ребенка (закрутки, пеленашки, вепсские куклы и др., люлька; сундук, листы ватмана затонированные синим цветом, картинки с изображением перечисленных старинных и современных предметов; клей, клеевые кисти, клеенки, салфетки – на каждого ребенка, каравай, посуда для чаепития.
Задачи:
- закрепить названия старинных предметов (рубель, рукотерка, утиральник, гостевое, стеновое полотенца, угольный утюг и др., знания об их особенностей, способа использования этих предметов в старину;
- развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, умения отгадывать загадки, делать умозаключения, умения взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, подчиняться правилам игры;
- воспитание бережного отношения к предметам старины, интереса к изучению истории своего края
Ход:
Хозяйка приходит за детьми и родителями в группу. (Дети переодеты в народные костюмы: девочки в рубахах и сарафанах, мальчики – в косоворотках)
Хозяйка: Ребята, я Вас приглашаю в путешествие по реке времени. Она приведет нас в наш музей, где мы увидим знакомые нам предметы. Мы вспомним, как ими пользовались, раскроем родителям их секреты. В путешествие мы отправимся не одни, мы возьмем взрослых. (Дети берут родителей за руки) Готовы? Нас ждет горный спуск (лестница, будьте осторожны! По ходу движения уточняю направление течения реки (направо поворачивает река или налево).
Дети заходят в музей, я останавливаю всех около порога избы, учу заходить правильно в избу: кланяться в красный угол, здороваться с поклоном с хозяйкой. (Дети в первый раз заходят в избу) Затем дети и родители садятся на лавки и скамейки.
Хозяйка: Вот и мы и добрались по реке времени в музей. Узнаете предметы? (Дети находят старинные предметы в интерьере избы – самовар, одежда, утюги, ложки, игрушки, полотенца). Ребята, чтобы нам дальше отправиться по реке времени, необходимо выполнить задания, отгадать загадки о старинных предметах. Готовы? И так загадка первая:
Длиннохвостая лошадка
Привезла Вам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот,
Открывай пошире рот.
Дети: Ложка!
Хозяйка: Давайте возьмем ложки в руки и попробуем на них сыграть. Ведь к нам пришли гости, а гостей всегда встречали с песней.
Вместе с детьми поем песню «К нам гости пришли» - дети отбивают на ложках ритм песни.
Хозяйка: Давайте рассмотрим ложки. Какие они?
Дети: Они деревянные. Бывают ложки расписные и резные.
Хозяйка: Какая часть ложки спряталась у меня в ладошке?
Дети: Черпак
Хозяйка: А сейчас за что я держу ложку?
Дети: За ручку (черенок).
Хозяйка: Молодцы! А теперь ребята, посмотрите, правильно ли я разложила последовательность изготовления ложки. (Дети рассматривают).
Предлагаю родителям найти ошибку и исправить ее. Если родители не замечают, то дети исправляют ошибку. (1- брусок дерева (баклуша, 2 –заготовка с прорисованным контуром ложки сверху и сбоку, 3 – обтесанная баклуша, 4 – ошкуренная, гладкая заготовка ложки).
Хозяйка: Молодцы! Нашли ошибку. Теперь загадка вторая, посложнее:
Сверху дыра, снизу дыра,
Посередине огонь и вода!
Дети: Самовар!
Хозяйка: Самовар кипит, нам скучать не велит! Посмотрите, какие Вы нарисовали рисунки. На что похож этот самовар? (рассматриваем рисунки детей, где они изобразили вместе с родителями самовары разной формы – самовар - петух, самовар – ваза и др.) Какие Вы молодцы! А теперь отгадайте третью загадку:
Висит, болтается,
Всякий за него хватается.
Дети: Полотенце!
Хозяйка: Предлагаю Вам поиграть, вспомнить названия полотенец. Правила игры: один играющий выполняет движение руками - «показывает» полотенце, не называя его. Другие отгадывают. Тот, кто отгадает название полотенца, тот показывает новое движение и т. д.
Рукотерка - потирают ладошки;
Стеновое полотенце – руки подняты над головой, пальцы соеденены;
Гостевое полотенце – наклониться вперед, руки, согнутые в локтях, перед собой, ладони вверху;
Утиральник – ладошками выполняем круговые движения, вытираем щечки.
Постепенно, когда все названия старинных полотенец прозвучат, к игре присоединяются родители. Дети загадывают загадки – пантомимы родителям, а они - детям.
Хозяйка: А теперь я Вам предлагаю поиграть с полотенцем.
Игра «Золотые ворота»Описание игры: родители встают в пары, делают воротики. Хозяйка с одним из педагогов делают воротики с помощью полотенца. Дети встают друг за другом, проходят под воротами, говоря следующие слова:
Золотые ворота пропускают не всегда:
На первый раз прощается, второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим Вас.
На последние слова родители опускают руки – ворота закрываются. Тот, кто оказался под полотенцем, между руками родителей – садятся в Красный угол, где разложены народные куклы, выполненные детьми и родителями своими руками. Дети находят свою игрушку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сядут. Затем дети садятся к родителям на колени.
Хозяйка: «Дорогим гостям Красный угол» - так говорили в старину. Когда приходили гости, их усаживали в Красный угол. Давайте поиграем с нашими маленькими гостьями – игрушками. Посмотрите, какие они красивые! Как Вы постарались! Сколько тепла передали куколке через свои руки. Посадите куклу к себе на колени, поехали в деревню к бабушке с дедушкой.
Едем к деду, едем к бабе
На лошадке, в красной шапке,
По тонкой дорожке,
На одной ножке.
Вдруг в яму – бух!
Вместе с детьми выполняем движения по тексту: сначала кукла подпрыгивает на коленках, на последней фразе, она «падает» в яму. Затем мы отряхиваем, целуем (успокаиваем) нашу куколку и садим опять на колени. Игра продолжается 2-3 раза.
Хозяйка: Наши куколки устали, спать захотели. Давайте мы споем им старинную колыбельную. (Дети кладут куклу на руку, выполняют под ритм колыбельной песни ритмичные покачивания).
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Хозяйка: Уснули? Давайте положим наших маленьких в колыбельку. (Дети кладут кукол в колыбельку, накрывают одеялом, садятся за стол).
Хозяйка: Послушайте загадку последнюю, самую сложную.
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Дети: Утюг!
Хозяйка: Давайте мы позовем к нам на праздник семью утюгов. Кого мы позовем первым? (дети называют утюги, они появляются на столе: мама, металлическая лодочка – цельнолитой утюг, папа – угольный утюг, дедушка – рубель) Ребята, я постирала гостевое полотенце, его надо погладить. Каким утюгом можно это сделать, если печь холодная. (Дети рассуждают, делают выводы, что угольным утюгом, металлической лодочкой нельзя воспользоваться, т. к. они нагреваются с помощью печи. Поэтому они выбирают рубель). Покажите, пожалуйста, как же гладили рубелем. (Дети демонстрируют). Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями, отгадали все загадки. И вот на столе появляется «река времени» (лист ватмана, затонированный в синий цвет). Сейчас мы оживим реку времени, на ней появятся картинки, где изображены старинные и современные предметы, необходимо с левой стороны, у истока реки приклеить картинки с изображением старинных предметов, с другой стороны – современные. Время изменяет предметы, сначала нагревали воду с помощью самоваров, затем придумали чайники, которые нагревались с помощью огня, затем появились электрические чайники. Время не стоит на месте!
Но где же картинки? Ребята, наверное, они в нашем сундуке. Давайте откроем сундук с помощью волшебных слов:
На сундуке висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, вовертели,
Постучали и открыли!
(Вместе с детьми и родителями произносим слова, выполняя движения по тексту. Открываю сундук, достаю картинки). А теперь давай те разложим картинки на две группы – старинные и современные предметы. Родители давайте поможем оживить «Реку времени», приклеить картинки. (Дети и родители приклеивают картинки)
Примечание: Дети сидят за большим, широким столом с двух сторон, поэтому левая сторона у детей, сидящих друг напротив друга будет находится по-разному. В связи с этим я предлагаю две «реки времени», а картинки разложить для детей по темам программы, разделив их пополам: 1 – «Самовар», «Старинная одежда», «Игрушки»; 2 – «Ложки», «Полотенце», «Утюги». Для работы удобно использовать клей-карандаш, салфетки и клеенки.
Хозяйка: Давайте рассмотрим нашу реку. Посмотрите, как изменялись предметы. Пройдет время, придумают новые утюги, полотенца и т. д., а в музеях появятся электрические утюги.
Понравилось Вам путешествовать по реке времени? Что понравилось больше всего? Молодцы, Вы много потрудились, пора и подкрепиться. Гостей всегда встречали с хлебом, солью. Я сегодня испекла пирог, вот и гостевое полотенце пригодилось. (Приношу пирог на подносе, кланяюсь) Угощайтесь, гости дорогие! (Начинается чаепитие)
В конце благодарю всех участников гостиной, приглашаю в гости в следующем учебном году.