Светлана Треглазова
Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях к образованию предъявляются новые требования: содержание, передаваемое в образовательных системах, должно подготовить человека к жизни и деятельности в новых экономических условиях. Образование должно обеспечить подготовку к будущей техногенной, информационно-обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, сформировать способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.
Публикация «Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В этом процессе ведущее место занимает экономическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня меняются идеи, ценности, целевые установки, многие личностные качества, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Условия рыночного механизма хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, экономического мышления. Детям предстоит жить в новых условиях, овладеть принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств. Именно поэтому в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений экономическое воспитание должно занять достойное место.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения традиционно рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей, как Р. С. Буре, И. В. Житко, Л. М. Казарян, и др.
Роль среды в становлении личности рассматривалась в исследованиях П. П. Блонского, В. А. Козырева, Ф. Ф. Королева. а о конструировании образовательной среды писали Н. В. Балабанова, Л. Н. Бережнова, О. С. Газман, C.B. Тарасов.
Необходимость формирования начал экономической культуры у детей дошкольного возраста активно обсуждается учеными и практическими работниками на страницах периодической печати и в методических журналах. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных про-блем современной дошкольной педагогики. На сегодняшний день разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование экономической культуры у дошкольников.
Однако, сегодня есть определенные пробелы, наличие которых препятствует эффективности современного образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование у дошкольников экономической культуры. И все же остается открытым и требует более детального изучения и анализа проблема конструирования особого типа образовательной среды дошкольного учреждения, ориентированной на становление у де-тей экономической культуры.
Мы провели некую эксперемнтальную работу, которая была нацелена на фор-мирование экономической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный нами педагогический эксперимент основывался на следующих принципах:
• исследование имело вариативный характер, что делало его выводы доказательными;
• присутствовала обязательная нейтрализация независимых переменных (чтобы они не оказывали влияние на зависимые переменные);
• эксперимент строился на объективной основе, с обязательным соблюдением всех научных подходов;
• учитывалось влияние на результаты эксперимента личностно-профессиональных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений;
• во внимание также брались такие факторы, как прилагаемые усилия, затрачиваемое время, утомление и объем нагрузок;
• экспериментальный процесс имел коллективный и групповой характер.
В ходе организации опытно-экспериментальной работы мы нашли активное применение методам, адекватным возрасту детей : игры, беседы с детьми, анкетирование родителей и педагогов, организация труда в природе, наблюдение.
В условиях проведенного эксперимента (учитывая возраст детей) особое внимание мы придавали правильной организации и подготовке беседы, так как от первичной информации зависит, насколько продуман план беседы, от корректности и обоснованности поставленных вопросов, которые должны быть доступными для восприятия ребенка- дошкольника.
К сожалению, анализ поведения педагогов экспериментальных и контрольных групп, дал нам основание сделать вывод о недостаточной их готовности к реализации основных принципов экономического воспитания дошкольников.
По замыслу нашего исследования для дальнейшей реализации опытно-экспериментальной работы необходимо выявить отношения родителей к проблеме формирования экономической культуры у детей в условиях ДОУ. Наблюдения за поведением родителей, индивидуальные беседы показали, что в семьях воспитанников по-разному относятся к проблеме формирования экономической культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для выявления исходного уровня сформированности экономической культуры у дошкольников нами было организовано наблюдение за разными видами игр детей. Для уточнения уровня, сформированности экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами также были проведены беседы.
Результаты, полученные в процессе проведения эксперимента, показали преобладание низкого и среднего уровня сформированности экономической культуры у детей.
Итоги эксперимента убедительно доказывают необходимость проведения целенаправленной работы по формированию экономической культуры детей старшего дошкольного возраста, где исходным стал процесс конструирования образовательной среды и реализация организационно- педагогических условий формирования экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках реализации первого организационно-педагогического условия мы внедрили разработанный нами курс «Экономика для дошкольников» в экспериментальную группу.
Предлагаемый нами интегрированный курс «Экономика для дошкольников» представляет собой цикл тематических занятий, преемственных с такими направлениями развития, как физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. В процессе реализации экспериментальной программы детям было предложено 10 занятий.
Организация занятий по предложенной экспериментальной программе позволил дошкольникам в игровой форме усвоить достаточный круг понятий экономического характера, освоить социальные роли в окружающем пространстве.
Следующее, выделенное нами педагогическое условие, предполагает усиление и обогащение предметно-содержательных характеристик среды, направленной на формирование экономической культуры дошкольников за счет использования метода М. Монтессори в среде типового детского сада.
Основным методом в ее педагогике является метод самовоспитания ребенка в организованной обстановке, данная идея является важной в нашем исследовании. Согласно принципам педагогики М. Монтессори, такие качества личностно и общественно значимого экономического поведения, как самостоятельность, трудолюбие, рациональность, дальновидность, целеустремленность, честность и порядочность, формируются у детей посредством среды, что и созвучно основным идеям нашего исследования. С детьми экспериментальной группы мы активно использовали следующие возможности среды :
- упражнения по уходу за собой: рамки с застежками; плетение кос; чистка обуви; мытье рук и пр. ;
- упражнения по уходу за средой : уход за растениями, мытье посуды, мытье стола, стирка, глажка белья, мытье пола и пр.
Педагогика М. Монтессори весьма эффективно использует возможности организа-ции трудовой деятельности в формировании начал экономической культуры дошкольников. В данном случае мы активно использовали возможности ручного труда, самообслуживания, общественно-полезного труда.
Одним из эффективных средств формирования экономической культуры дошкольников являются традиции народной педагогики. Важнейшим воспитательным средством, формирующим экономическую культуру, служат разные формы устного народного творчества.
Сказки с экономическим содержанием мы эффективно использовали в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в сво-бодной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление, аксессуаров для игр и др.). По замыслу нашей экспериментальной работы, народные сказки, мы использовали прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старательность, бережливость, прилежность, расчетливость и др. При помощи сказок в игровой форме нам удалось выработать у детей достаточно сложные экономические понятия : «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.
С этой целью нами были использованы несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
- сказки, отражающие труд людей;
- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;
- - сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
Большой эмоциональный отклик у детей вызвало использование поговорок, пословиц с экономическим содержанием.
После внедрения в образовательный процесс выше обозначенных педагогических условий мы с удовлетворением констатировали возросший уровень экономической культуры детей старшего дошкольного возраста.
И в конце можно сделать вывод о том, что по всем критериям всех трех компонентов произошли значительные качественные сдвиги, что говорит о правильности выбранных ориентиров в образовательном процессе в ДОО.