Наталия Подледнова
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует внимания педагогов к таким понятиям, как «образовательный процесс» и «образовательная деятельность», которые широко используются сегодня в нормативных документах и педагогической практике.
Что такое образовательный процесс?
Образовательный процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач.
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Содержание образовательного процесса находит свое отражение в обязательной документации педагога – календарном плане и он является составляющей частью Рабочей программы педагога.
Календарный план составляется на основе комплексно – тематического плана «Годового круга тем» и перспективного планов. Дорабатывается с учетом результатов диагностических исследований детей группы.
«Годовой круг тем» представляет из себя:
- понедельный перечень тем;
- содержание недели, где расписано к какому событию либо празднику приурочена эта тема;
- отмечено какая неделя по счету в месяце;
- а также примерные итоговые мероприятия которые можно организовать в группе;
- и через какие примерные формы работы можно реализовывать данную тему.
В перспективном плане расписаны образовательные задачи реализуемые в процессе организации различных видов детской деятельности. И представляет из себя данную схемы по видам деятельности которые включают:
- тема недели;
- тема организованной образовательной деятельности;
- программные задачи;
- перечень используемого оборудования;
- источники литературы.
Календарный план педагога пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний программного содержания.
Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС осуществляется в процессе образовательной деятельности дошкольного учреждения, которая включает время, отведенное:
• на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• Самостоятельную деятельность детей;
• Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы манко н. но го образования.
В следствии всего выше сказанного календарный план может быть представлен в виде следующей таблицы (см. таблицу).
Организованная образовательная деятельность (ОД)
Организованная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной ОД она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами, безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования, сенсорное и математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность представлена разными видами художественно - творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструктивной деятельностью. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Конструктивная деятельность ребенка носит интегративный характер.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями СанПиН.
Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходит обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество (вариант 1). Возможен и другой путь (вариант 2, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах
Планирование каждого конкретного отрезка времени в режиме дня имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Утро – это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется работа с детьми по различным видам деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
• наблюдения: в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
• индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
• создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений опциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
• трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
• беседы и разговоры с детьми по их интересам;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
• индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
• двигательную деятельность детей, активность от которой зависит содержание организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
• работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Прогулка планируется два раза в день (утром и вечером) с целью обеспечения высокой активной, содержательной, разнообразной, интересной деятельности и снятия утомления после занятий.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
• подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
• экспериментирование с объектами неживой природы;
• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным материалом);
• элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
• свободное общение воспитателя с Детьми;
• индивидуальную работу по развитию способностей детей.
На одной прогулке нет необходимости планировать все формы работы, но в то же время есть виды деятельности, требующие ежедневного внимания: наблюдения, подвижные игры, игровые упражнения на закрепление основных видов движений. Остальные формы работы с детьми можно планировать периодически.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня,
Этот отрезок времени предполагает более спокойную деятельность, способствующую развитию творческих способностей детей, навыков взаимодействия со сверстниками и
включает следующие разнообразные формы работы с детьми:
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.
• Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом : словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями.
• Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов.
• Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги здоровья и подвижных игр, музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок, например для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например, досуги, музыкально-литературная гостиная).
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания следующих специальных условий.
Во-первых, организацию предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.
Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности:
• самостоятельные сюжетно-ролевые режиссерские и театрализованные игры;
• развивающие и логические игры;
• музыкальные игры и импровизации;
• речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
• самостоятельная деятельность в книжном уголке;
• самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей;
• самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр» обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Литературный центр» обеспечивает литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровье сберегающей деятельности детей.
В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной.
Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора ее содержания, времени, партнеров. Она может быть условно разделена на два вида:
• самостоятельная деятельность детей, направляемая и поддерживаемая взрослыми, направленная на решение образовательных задач;
• свободная самостоятельная деятельность по выбору и интересам, направленная па удовлетворение потребности детей в самореализации и досуге.
Самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми.
Именно в самостоятельной детской деятельности прослеживается интерес детей к реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная деятельность детей, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослым деятельности, обеспечивает практикование в приобретённых умениях, переход к творческому решению задач деятельности. Например, с самостоятельной деятельности детей способствует превращение уголка природы в «лабораторию», где создаются условия для самостоятельного повторения опытов и экспериментов, совершаемых совместно с воспитателем, возможность их расширения и дополнения. Воспитатель в этом случае уточняет у ребенка цель опыта, но не вмешиваемся в его ход. Затем дети собираются за «круглым столом» и рассказывают о том, кто что делал, у кого что получилось. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить вопросы, противоречивые суждения, направленные на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов. После обсуждения у детей вновь возникает желание повторить опыт, происходит взаимообучение детей — опыт общения и сотрудничества в совместной деятельности. Таким образом, постепенно дети вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Самостоятельная деятельность детей может быть организована на основе заполнения рабочих тетрадей, дневников, содержащих задания для выполнения ребенком. Например, заполнение экологического дневника ориентирует детей на выполнение самостоятельных заданий: «Нарисуй стихотворение», «Присмотрись» и др.
Организации самостоятельной деятельности детей способствуют ситуации общения, возникающие в их естественной деятельности.
Свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам. Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня ежедневно. В зависимости от возраста детей ее общая продолжительность в течение дня — от 15 до 45 минут.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются следующие.
• Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей с родителями, участие в конкурсах.
• Проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего оголения семей («Очень бабушку мою — маму мамину — люблю» — в связи с празднованием Дня пожилого человека; «Папа может все!» — в связи с празднованием Дня защитника Отечества и пр.).
• привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах, сбору информации, подбору и оформлению вместе с ребенком наглядного материала (альбома, коллажа и пр.).
Возможно использование и других разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Вывод: Важно соблюдать меру в насыщении детского опыта информацией. Неоправданная вариативность форм работы с детьми, излишнее разнообразие тем и информации, которую осваивают дети, многообразие используемых одномоментно средств и ресурсов не будет способствовать их присвоению. Поэтому следует придерживаться принципа парциальности и девизу «Качество приоритетнее количества».