Анна Назымок
Конспект занятия в старшей группе детского сада по обучению грамоте «Ознакомление с термином «звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2
Программное содержание. Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать слушать произносимые слова, ознакомление с термином «звук».
Ход занятия Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что, когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их очень много. В прошлый раз мы с вами на занятии называли много разных слов. Помните? Все слова, которые мы произносим, звучат. Послушайте, как я скажу слово звонок (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: звонок! Давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе: з-з-з-з-з.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе детского сада по обучению грамоте „Ознакомление с термином „звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
А вот другое слово: мишка — оно звучит иначе: м-и-ш-ка (медленно, плавно произносит). Кто хочет сказать это слово? Скажи, Валерик. Хорошо! Теперь Оля. Тоже хорошо. Давайте все вместе скажем это слово: мишка. Похоже на то, как шуршат под ногами чистъя в лесу осенью: ш-ш-ш. Давайте еще раз все скажем и послушаем, как это слово шуршит: ми-ш-шка. В слове мишка шуршит звук ш. (Воспитатель предлагает детям по очереди отрывисто произносить звук ш, имитируя шаги по листьям.)
А теперь послушайте, как можно оказать слово жук: ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Скажи, Володя. Володя. Слышно, как жук жужжит. Воспитатель. Молодец, ты очень хорошо ответил! В этом слове есть звук ж. Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: ж (тихо произносит воспитатель, затем все громче, громче ж, прилетел жук, сел на листочек и отдыхает, перестал жужжать. Отдохнул, расправил крылышки и снова полетел в лес. Сначала жужжал громко, а потом все тише, тише ж, и улетел. (Эту игру воспитатель повторяет с детьми два раза.)
Вот мы с вами узнали, что звуки в словах бывают разные. В слове может быть разное количество звуков. Например, в коротеньком слове ах всегда два звука. Еще есть коротенькие слова ой, мак, дым. А есть слова длинные, в них много звуков. Послушайте, я скажу вам длинное слово: медвежонок (слово произносится медленно, но не по слогам). Давайте все вместе повторим его. А теперь вы мне называйте слова и говорите, длинное ваше слово или короткое. Витя. Лягушка.
Воспитатель. (Медленно) лягушка. А оно длинное или короткое? Витя. Длинное. Воспитатель. Правильно. Слово лягушка длинное, в нем много звуков. Галя. Мама. Воспитатель. Какое ты славное слово вспомнила — мама. Длинное оно или короткое? Галя. Короткое.
Воспитатель. Оно не очень короткое слово! Слова ах, дым короче, чем слово мама? Но, конечно, слово мама и не длинное. Это слово среднее по величине. Но его можно сделать подлиннее, если его немножечко изменить, добавить к нему дополнительные звуки. Послушайте: мамочка. Как ты думаешь, Галя, какое слово длиннее: мамочка или мама? Галя. Мамочка длиннее. Воспитатель. Молодцы, хорошо слышите. Посмотрите, эти слова можно и ладошками измерить. Я ладошки в стороны развожу: мама (разводит руки) — немного я руки развела. А теперь: мамочка — смотрите, насколько дальше я руки развела, это слово подлиннее, в нем звуков побольше. А теперь давайте измерять ваши имена.
Иди сюда, Таня. Давай свои руки, будем твое имя произносить и мерить его: длинное оно, короткое или среднее. Говори! Таня произносит свое имя, а воспитатель помогает ей развести ладошки и вовремя остановиться. — Хорошо ты сказала! Ну, какое у тебя имя? Длинное, короткое или среднее? Таня. Среднее.
Воспитатель. Да, не длинное и не короткое. А как его можно сделать длиннее? Таня. Танечка! (Воспитатель помогает ей развести ладошки и остановиться.) Дети. Танюша! Татьяна! Воспитатель. Очень хорошо! Теперь, Сережа, давай твое имя измерять. (Проверить нескольких детей, предоставляв им самостоятельно разводить руки и называть имя длиннее или короче). Воспитатель. Очень хорошо мы сегодня позанимались. Узнали, что слова состоят из звуков. Как мы назовем слова, в которых звуков много? Дети. Длинные.
Воспитатель. Да, слова, в которых много звуков,— длинные, а те слова, в которых звуков мало,— короткие.