Ирина Игошева
Конспекты занятий по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида
Конспекты занятий по сенсорному развитию
подготовила
воспитатель
Игошева И. Ф.
Москва, 2013-2014 г.
тема: «Вагончики»
Задачи.
Закреплять представление о геометрической фигуре – квадрате, умение различать цвета; продолжать воспитывать умение ритмично располагать квадраты на полосе; закреплять умение брать кистью клей, наносить его на бумагу не с цветной, а с изнаночной стороны; учить промокать клей тряпочкой и плотно прижимать деталь к полоске бумаги.
Публикация «Конспекты занятий по сенсорному развитию» размещена в разделах
Материал.
Плоскостные игрушки – паровозики и вагончики, кисти, клей, бумажные детали паровозика, вагончиков, колес и окон.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям сделать разноцветные вагончики с окнами и колесами. Показывает, как правильно пользоваться клеем, напоминает последовательность наклеивания.
В ходе занятия воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения, внося уточнения от лица игрушечных персонажей.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям. Давайте поиграем, показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук У, и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук. Воспитатель следит, чтобы при воспроизведении звука У ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут по группе паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза. Педагог читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
- Чох – чох, чу – чууу!
Я далеко укачу – ууу!
тема: «Вам, малыши, цветные карандаши»
Задачи.
Учить детей изображать форму круга (новая задача, создать у детей интерес к рисованию цветными карандашами, выбирать по своему желанию цвета.
Материал. Бумага, карандаши, Петрушка, ширма.
Предварительная работа. Игра с мячами.
Ход занятия.
Воспитатель держит в руках куклу Петрушку и обращается к детям:
«Здравствуйте, ребята, я пришел к вам в гости и принес подарки, а что это за подарки, попробуйте отгадать:
Чего только нету, чего только нету
В коробочке плоской моей,
Все краски земные, зарница, рассветы
Хранятся под крышкою в ней»
Если дети затрудняются ответить, Петрушка открывает коробочку с цветными карандашами и обращается к детям: «Вы знаете, что это за палочки цветные, для чего они нужны?». После ответа детей берет карандаш и пытается рисовать неотточенным тупым концом. Дети подсказывают Петрушке, как правильно взять карандаш. Воспитатель предлагает двум – трем детям показать Петрушке, как надо рисовать (изображают какой – нибудь предмет). Петрушка внимательно смотрит, затем благодарит детей за то, что они научили его правильно держать карандаш и просит ребят нарисовать ему много – много круглых красивых мячей, больших и маленьких, которыми он со своими друзьями будет играть.
Дети начинают рисовать. Во время рисования Петрушка смотрит, какие получаются мячи. После занятия он хвалит детей за то, что они нарисовали так много круглых мячей, которыми он будет играть со своими друзьями. Петрушка благодарит ребят за то, что они научили его рисовать цветными
тема: «Морковки большие и маленькие»
Задачи.
Учить детей сравнивать по величине, определять: «большая», «маленькая», «больше», «еще больше», «меньше»; передавать различия по величине в лепке этих предметов, их общую форму.
Материал. Приготовить несколько морковок разной величины, глину и все принадлежности для лепки.
Ход занятия.
Показать детям морковки, сказать, что они сочные, сладкие. Предложить хорошенько рассмотреть их. Вызвать несколько детей к столу. Когда они будут рассматривать морковки, спросить:
«Какая форма у морковки – совсем круглая или длинная? Снизу и сверху морковка одинаковая (подвести к определению «толще», «тоньше»). Все морковки одинаково большие? Какая самая большая? Какая самая маленькая? Какие побольше, чем самая маленькая?»
Разложить по величине: большая, поменьше и самая маленькая. Спросить детей с места: «Все морковки у нас одинаковые? А что у них разное? Теперь лепите морковки разной величины». Когда работа будет закончена, воспитатель вызывает двух-трех детей к столу. Предлагает показать всем свои морковки и сказать, какая самая большая, какая –самая маленькая и т. д.
Педагог предлагает всем разложить морковки от большой до самой маленькой. Проверить, правильно ли. Те ребята, кто ошибся, должны еще раз посмотреть и положить правильно. Воспитатель говорит, что когда морковки высохнут их можно покрасить.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Фрукты и овощи». На подносе фрукты и овощи (яблоко, огурец, морковка и т. д.). В игре принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня боьшой огурец! А у меня маленький огурец!» (Педагог подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)
Воспитатель ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто – нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладет его на поднос и возвращается на место.
«Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом», - говорит воспитатель. Если ребенок узнает ребенка по голосу, все хлопают в ладоши и узнанный ребенок занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.
тема: «Птичка с птенчиком»
Задачи.
Учить детей лепить птичку, раскатывать глину прямыми и кругообразными движениями рук, учить приему оттягивания частей (клюв, хвост); уточнить названия формы – «круглая», величины – «большой», «маленький»; учить лепить предмет разной величины; продолжать учить соединять части путем прижимания, делить глину на части.
Материал.
Провести наблюдение за птицами на прогулке, подобрать натуру (игрушку – птичку); приготовить глину.
Ход занятия.
Воспитатель говорит детям: «Помните, мы видели птичек на прогулке. Как они прыгают, летают; какие они юркие, подвижные! А сегодня я принесла вам вот какую птичку. Посмотрите, какая она красивая, яркая. Сегодня мы будем лепить птичку с маленьким птенчиком.
А что это у птицы?» - «Тельце». – «А какой оно формы?» - «Кругленькое
и длинненькое». – «Иди сюда, Ваня, покажи детям, какое длинненькое и кругленькое тельце у птички (предлагает ребенку провести рукой по тельцу). Хорошо, молодец. Кто знает, как мы его будем лепить? Покажите все, как мы будем лепить голову. А это что?» - «Клювик». – «Вот какой он остренький. Подойди, Миша, покажи детям, какой клювик остренький. И ты, Даша, тоже покажи. А что мы еще забыли?» - «Хвостик». – «Вот какой хвостик у птички! Теперь мы знаем, как надо лепить птичку. Птенчика лепят также, как птичку, только он маленький. А сейчас все возьмите глину в руки, отделите маленький кусок и отложите в сторону. Из него мы будем лепить птенчика. А этот большой кусок тоже разделите на две части: большой – для тельца, маленький – для головки. Положите все большой кусок на руку и начинайте лепить тельце». Так же дети лепят голову. Воспитатель напоминает, что потом надо вытянуть клюв, хвост. После того как дети слепят птичку, предлагает сделать маленького птенчика. В конце занятия педагог отмечает : «Каких разных, но красивых птичек слепили дети!»
Физкультминутка.
Воспитатель говорит детям давайте поиграем в игру «Птицы и автомобиль».
Дети – «птички» «летают» по группе, размахивая руками; как крыльями, а воспитатель напевает:
Прилетели птички, (Дети – «птички» «летают».)
Птички – невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и
Так они летали, приседают на полусогнутых ногах,
Крыльями махали. Затем прыгают на пол, садятся на
На дорожку прилетели, корточки, стучат пальчиком об пол -
Зернышки клевали. «клюют».)
Появляется педагог с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, едет. Воспитатель приговаривает или поет:
Автомобиль по улице бежит, (Дети – «птички» быстро убегают
Пыхтит, спешит, в гудок гудит. от автомобиля и встают на
Тра – та – та, берегись, посторонись! скамейку.)
тема: «Веселые картинки»
Программное содержание.
Учить детей плоскостному моделированию. Развивать способность к зрительному анализу, формировать представление о строительных деталях, геометрических фигурах, развивать зрительную память, конструкторское мышление. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению.
Ход занятия.
Петрушка (кукла) приносит детям коробку с сюрпризом. Малыши открывают ее и достают конверты, на которых изображены цветные сюжетные аппликации из геометрических фигур, внутри конверта карточки с предметами, из которых создан сюжет, и вырезанные фигуры. Изображения даны по-разному: в виде аппликаций, контурно (начерчены фломастерами разного цвета, вырезаны отверстия. Карточки сделаны из картона, клеенки, плотной прозрачной пленки и других материалов.
Подгруппе 3 -4 человек дают конверт с пособием и предлагают всем вместе выложить на столе картинку, такую, как на конверте.
Воспитатель объединяет ребят по способностям, одним дает задание проще, другим сложнее. Следует учесть, что задание тем сложнее. Чем больше деталей потребуется для воссоздания изображения и чем эти детали разнообразнее.
В процессе деятельности педагог оказывает детям активную помощь, отдельных ребят просит назвать детали, их цвет, упражняет в названии пространственного расположения деталей: «Где солнышко? – Вверху. – Где домик? – Внизу. – Котик справа, а что посередине?»
После окончания работы дети показывают свои картинки Петрушке, рассказывают ему, что они изобразили.
Игровые задания
Составление картинок с использованием предлагаемых выше пособий. Усложнение заданий, например, выкладывать картинки из геометрических фигур и строительных деталей на глаз по уменьшенному изображению (т. е. не накладывая). Конструирование по замыслу, темам, близким детским представлениям («Зверюшки отдыхают на даче», «Веселые человечки путешествуют на поезде», «Мы отдыхаем на море», «Сказочные теремки в лесу» и др.). Индивидуальное и коллективное конструирование из разных строительных наборов и элементарных конструкторов.
тема: «Описание кукол»
Задачи. Учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательными в роде;
звуковая культура речи:
Закреплять произношение звуков.
Материал.
Пары предметов: куклы (большая и маленькая, мячи (большой и маленький, разного цвета, два ведерка (разного размера и цвета); дудочка, колокольчик.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (Куклы). Эту куклу зовут Даша. Она большая или маленькая? Алиса, расскажи про куклу. Что на ней надето? ( По ходу рассказа воспитатель помогает: «Что это?» (Туфельки.) «Какого они цвета?» И т. п.) Нино, а ты покажи маленькую куклу. Ее зовут Дина. Какая она? (Красивая, нарядная.) Какие у нее волосы? Какого цвета платье?
- Как вы играете с куклами? (Одеваем, кормим, укладываем спать, берем с собой гулять.)
- А теперь пусть кто – нибудь расскажет про кукол (1 – 2 рассказа; воспитатель помогает детям вопросами).
- Куклы Даша и Дина поиграли и пошли гулять. Даша взяла с собой мячи. Это какой мяч? (Маленький.) Какого он цвета? Что вы делаете с мячом? (Играем в футбол, ловим, катаем, бросаем.) Кто расскажет про мячи?
- Еще кукла Дина взяла на прогулку два ведерка: одно… большое, красное, другое… маленькое, синие. Как можно играть с ведерком? (Насыпать в него песок, накладывать снег, наливать воду.) Кто хочет рассказать про ведерки? Это… ведро. Оно… большое, красное. В ведро я насыпаю… песок, снег.
- Молодцы, вы хорошо рассказали, как Даша играла… с мячами, а Дина… с ведрами.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Все ребята будут мячами. Они будут высоко прыгать, как большой мяч». Дети изображают мячи, затем рассаживаются по своим местам.
- Поиграла Даша на улице, пришла домой. На столе у нее лежала… (показывает дудочку). Что это? (Дудочка.) Послушайте, как Даша на ней играет. Дудочка поет: ду-ду-ду. Как поет дудочка? На чем Даша играет?
- Кукла Дина нашла на столе… (показывает колокольчик.) Колокольчик звенит: динь-динь.
- Даша играет на… (дудочке). Дина звенит… колокольчиком, динь-динь.
- Вася, поиграй на дудочке (ду-ду-ду, а ты Ксения, позвени, как колокольчик (динь-динь – динь).
- Посмотрите, какие игрушки у меня на столе (дудочка, колокольчик, мяч, ведерко). Кукла Даша хочет с вами поиграть. Она спрячет игрушку, а вы отгадаете, кокой игрушки не стало.
- Послушайте: дудочка, ведро. В этих словах есть звук д.
тема: «Круг и квадрат»
Задачи.
Учить детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 14 см).
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 8 см).
Ход занятия.
Игровая ситуация «Почтальон принес посылку».
Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес им посылку. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, что же им прислали. Он поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов: «Сколько пирамидок нам прислали? Сколько машин (матрешек, мячей) в посылке? Каких игрушек нам прислали много? А каких игрушек по одной?»
Воспитатель достает из посылке круг и выкладывает на фланелеграф: «Какая это фигура? (Круг.) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру.
Затем достает квадрат, кладет рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?»
Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам найти круг, назвать фигуру и обвести ее рукой по контуру. Аналогичные действия выполняют с квадратом. Затем педагог просит детей попробывать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?».