Нина Смыкова
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с]
▼ Скачать + Заказать документы
Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке https://18198.maam.ru/
ПРЕДИСЛОВИЕ
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Публикация «Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место в устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действи-тельно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Поэтому разработка новых форм проведения индивидуальных занятий является на данный момент достаточно актуальной.
Вопрос, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова, решается в данном дидактическом пособии.
Целью его является преодоление нарушения произношения звука «С».
Задачи:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата;
• Формировать фонетический слух и фонематическое восприятие;
• Сформировать умение правильно изолированно произносить звук «С»;
• Научить правильно произносить звук «С» в слогах, словах, предложениях и текстах;
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Воспитывать интерес к родному языку
Данное пособие рекомендовано для занятий с детьми 5-7 лет, имеющими нарушения произношения. В отличие от аналогов, оно имеет свои особенности: занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Пособие составлено с учетом основных дидактических принципов:
• Принципа научности обучения;
• Принципа систематичности обучения;
• Принципа доступности;
• Принципа наглядности обучения;
• Принцип сознательности и активности обучения детей;
• Принципа индивидуализации обучения
Система подачи материала построена от простого к сложному. Пособие состоит из шести слайдовых презентаций. Первые три презентации сопровождаются конспектами занятий и имеют строгую структуру. Материал последующих презентаций содержит разнообразные задания по обогащению словарного запаса, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя, обучению составления связных высказываний, развитию мелкой моторики. Он может быть использован педагогом в предлагаемом варианте или скомпонован по собственному усмотрению в зависимости от цели занятия и особенности речевого развития ребенка. Представленные задания можно предложить родителям в качестве закрепления пройденного материала.
Использование данного дидактического пособия поможет логопеду:
• Научить ребенка правильно и четко артикулировать звук «С» изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах;
• Формировать фонематический слух на примере изучаемого звука;
• Продолжить работу по активизации мыслительной деятельности ребенка, развитию внимания и памяти, формированию точных и координированных движений пальцев рук;
• Привить интерес к логопедическим занятиям.
Занятие №1
Звук «С»
ЦЕЛЬ
Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к произношению звука «С»
ЗАДАЧИ
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
• Формировать длительную направленную воздушную струю.
• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
• Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
• Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
• Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Слайдовая презентация по мотивам сказки «Теремок»; разрезные картинки с изображением овощей.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационный момент.
Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется?
Ребенок отвечает.
Стоит в поле теремок (первый слайд, стоит он за забором (упражнение «Заборчик»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.
Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Блинчик»).
2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос-тановилась на крылечке (упражнение «Блинчик», спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка, стали обед готовить.
Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?. (Морковный.) Компот из груш, какой?. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?. (Яблочные.)
3. Скакал мимо заяц. Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзинка фруктов.
Пальчиковая игра «Фрукты»
Вот у зайца Димочки
Фрукты в корзиночке:
Яблоки и груши.
Угощайтесь, кушайте!
Персики и сливы,
Спелые, красивые!
Посмотри-ка на ранет!
Вкуснее этих фруктов нет!
(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)
Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка).
Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.
4. Бежит мимо лисичка-сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение «Почистим нижние зубки»). Мечтает она о вкусном обеде.
Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.
Кофть — тость — кошть — кость.
Чупчик — тупчик — суптик — супчик.
Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.
Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.
5. Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-
то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.
Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).
Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.)
Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.
6. Идет мимо большой. медведь. Остановился около теремка (упражнение «Блинчик») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (упражнение «Горочка»). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.
Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с.
Сломал медведь теремок (дует на «Горочку», свистит с-с-с, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал!
Вот и сказке конец (заключительный слайд, а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!
Занятие №2
Звук «С»
ЦЕЛЬ
Постановка звука «С»
ЗАДАЧИ
• Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
• Учить правильно произносить звук [с] с механической по
мощью или по подражанию.
• Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
• Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.
• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка-бибабо с подвижным язычком Лягушонок; постановочный зонд №1, слайдовая презентация.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Лягушонком. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.
2. Лягушонок тебе улыбается, и ты ему улыбнись.
У Лягушонка нет зубов, покажи ему, какой у
тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим
Лягушонка показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем
по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный
язычок»). А теперь положи на нижнюю губку плоский язычок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопаточка», сопровождается работой с игрушкой-бибабо)
Устал Лягушонок, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!
3. Лягушонок проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем
воду в чайник: с-с-с. Научи Лягушонка свистеть так, как свистит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механической помощью или по подражанию).
4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как
только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Лягушонку
«Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.
Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка звука [с] с механической помощью или по подражанию).
5. Лягушонок будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько
здесь пирожков. Этот пирог с малиной, он малиновый. А этот
пирожок с яблоками, какой он?
Этот пирожок с вишней, какой он?. (Вишневый.) Этот пирог с клубникой, какой он?. (Клубничный.) Этот пирог с разными ягодами, какой он?. (Ягодный.) Этот пирог с разными фруктами, какой он?. (Фруктовый.)
6. Наелся Лягушонок, пошел посуду мыть. Вода из-под крана
свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью или по подражанию).
А какую посуду вымыл Лягушонок? Что он вымыл? Теперь чего нет на столе? (Чайника, ложки, чашки, вилки, тарелки)
Убрал Лягушонок посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).
7. Отправился Лягушонок на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут влево. А теперь тех, что плывут вправо. Лягушонок хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).
8. Прежде чем уйти с речки, Лягушонок хочет поиграть с
рыбками.
Пальчиковая игра
В нашей речке там и тут
Рыбки плавают, мой друг.
1, 2, 3, 4, 5 —
Можем рыбок сосчитать.
(Ребенок повторяет за логопедом только движения.)
9. Итог.
Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомился с Лягушонком, но еще раз поучился сам и поучил Лягушонка произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!
Занятие №3
Звук «С»
ЦЕЛЬ
Автоматизация звука «С» в слогах
ЗАДАЧИ
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [с].
• Продолжать формировать длительную, направленную воз
душную струю.
• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
• Закрепить понятие о том, что звуки мы слышим и произносим.
• Упражнять в определении наличия звука в слогах.
• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Презентация к занятию, трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационный момент.
Логопед. Мне сегодня почтальон передал посылку и сказал открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этой посылке? Может, там письма от кого-нибудь?
2. Открываем посылку. Но что это! В ней конверт, синего цвета! А в этом конверте. какая-то картинка. Посмотри-ка, это язычок хочет поиграть с тобой: «Я знаю! Это упражнения для него!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает логопед: «За-бор», «Лопатка», «Ветерок», «Чистим нижние зубки», «Горка).
3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)
Откроем его. В нем картинка. Нужно попытаться эту схему прочитать.
Это течет водичка из-под крана. Нам нужно спеть песенку водички. Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка водички — с-с-с. Повтори ее еще раз.
4. Посмотрим, что еще есть в посылке, о, да тут еще один конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. А в конверте задание. Давай попробуем с ним разобраться.
Итак, я произношу слово, а ты в конце добавляешь звук [с]. Если произнесешь звук правильно, появится картинка. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, перед ребенком появляются картинки: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.)
Чтобы звук больше не терялся, поймай его. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], хлопни в ладошки: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?
Ребенок. С-с-с. Ты его видишь в ладошках?
Ребенок: Нет
Почему? (Потому что звуки мы можем только слышать и произносить)
5. Логопед. Посмотрим, что еще есть в посылке. Это конверт какого цвета? (Красного) Что в нем лежит? (Фотография.) Давайте ее развернем и посмотрим, что там. На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).
6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь картинки спрятались. Давай попробуем отгадать, что здесь нарисовано. Я начну, а ты закончишь. Вот первая половинка: бу. Доскажи слог, чтобы получилось слово и картинка откроется целиком. Теперь отгадаем следующую картинку:
ча — сы, ли — са, о — са, коле — со, ве — сы
Логопед проговаривает начало слова, а ребенок договаривает слово слогом.
7. Вынимай последний конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Посмотри, у нас в гостях умная собачка Соня. Помоги Соне добраться до косточки. Для этого нужно правильно произнести слоги со звуком «С». Логопед произносит слоги СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, а ребенок повторяет.
9. Вот наша посылка и пуста. Давай вспомним, кто же прислал нам все эти задания? (Почтальон)
10. Итог.
Логопед. Оказывается, он решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Ребенок. С-с-с.