Галина Клокова
Конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных
техник изображения в подготовительной к школе группе.
Подготовила Клокова Г. А., воспитатель 1-ой категории детского сада №25 "Рябинушка" г. Мичуринска Тамбовской области.
Тема: "Осенний букет".
Цель: развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования : "отпечаток листьев".
Публикация «Конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения,» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: - продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт);
- учить смешивать краски прямо на листьях;
- совершенствовать навыки рисования при использовании техники печатанья листьями и пластилинографии;
- развивать композиционные умения.
Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, листья и семена растений, пластилин.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
- У нас гость. Это наш любимый зайчик. Он приглашён на день рождения к своей подруге белочке, но не знает, что ей подарить. Давайте поможем зайке.
- Как вы думаете, что можно подарить белочке?
- Я думаю, что очень прекрасным подарком будет букет из осенних листьев.
2. Беседа.
- Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.
- Чем же так красива осень?
- Какие краски есть у золотой осени? ( У осени свои краски: красная, жёлтая, оранжевая, зелёная, пурпурная, багряная, лиловая, тёплые цвета.)
- Что за цвет такой - пурпурный? багряный? (Оттенки красного цвета.)
Как вы думаете, как можно получить такие оттенки?
3. Рассматривание осенних листьев.
Педагог читает стихотворение: Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Рассмотрите осенние листочки.
- Скажите, каждый листик одного цвета? (Каждый листик не одноцветный.)
- Чтобы отобразить яркость осеннего букета, нужно использовать много цветов и оттенков. Ведь каждый листочек на дереве окрашен в несколько цветов и оттенков, и все вместе они превращают дерево как будто в многоцветный костёр.
- Посмотрите на берёзовые листочки. Какие цвета и оттенки здесь присутствуют?
(Зеленовато - лимонный, густой золотой, светло - жёлтый.)
- Да, все оттенки жёлтого переливаются в листьях берёзы.
- Рассмотрите листья клёна. Здесь какие цвета и оттенки мы видим?
(Кленовые листья полыхают красным, бордовым, лиловым цветом.)
4. Закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Рассматривание образцов работ, выполненных в нетрадиционной технике изображения.
- Посмотрите на эти букеты. Вспомните название жанра изобразительного искусства, в котором выполнены эти работы.
Педагог читает стихотворение: Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это натюрморт.
- Каким образом нарисована ваза? (Контур вазы выложен пластилином и сама ваза оформлена орнаментом из пластилина.)
Вспомните, какой техникой изображения выполнен букет?
(Техника печатанья листьями.)
- Печатать мы можем не только листьями, но и другими частями растений, например, цветками (репейника, бархатцев и др., семенами (клёна, ясеня).
- Как выполняется техника "печать листьями"? (Краску нужно наносить на тыльную сторону листочка, которая шершавая. Затем сделать отпечаток на бумаге.)
- Но мы с вами рассматривали листья и видели, что они все разного цвета. Вот и мы с вами будем накладывать краску разного цвета на один листок, чтобы получить оттенки цвета.
5. Физ. минутка.
Мы листики осенние Покачивание поднятыми
вверх руками.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул - полетели. Дети расходятся по коврику,
кружась.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Дети приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Дети кружатся, изображая
листья.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. Приседают.
6. Самостоятельная творческая деятельность детей.
(Педагог оказывает индивидуальную помощь, поощряет творчество детей.)
7. Анализ детских работ. Итог.
- Нашему зайчику понравились все ваши букеты. Он их все обязательно подарит белочке. Я думаю, белочка будет очень довольна.
- А вам понравилось рисовать букет с помощью листочков?
Тема: "Кактус".
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования : "кляксография".
Задачи: - закреплять умение использовать технику изображения
"кляксография";
- развивать творчество, интерес к окружающему миру.
Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, трубочки для коктейля, иллюстрации с изображением кактусов, кактус в горшочке.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- А у нас гость. Отгадайте, кто это?
Он колюч, зеленокож,
И на ёжики похож.
На окошке растёт,
Очень редко цветёт. (Кактус).
(Педагог ставит на стол комнатное растение - кактус в горшочке.)
- Познакомимся поближе.
2. Рассматривание растения в горшочке и на иллюстрациях.
- К семейству кактусов относятся как маленькие "карлики", так и величественные колонны, которые произрастают на юго - западе Северной Америки. У этого растения нет листьев. На стеблях располагаются "ареалы", представляющие площадки, от которых отходят волоски или колючки.
Педагог читает стихотворение: Из пустынь пришёл ко мне
Ёж, живущий на окне.
Толстенький, зелёный,
В солнышко влюблённый!
Я колючий очень с виду,
Но не ёжик и не ёлка.
Я не дам себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
- На что похож кактус?
- Какую форму он имеет?
3. Обсуждение техники изображения.
- Сегодня мы нарисуем кактус при помощи своего дыхания, способом "раздувания краски".
- Напомните мне, как можно рисовать с помощью трубочки для коктейля.
(Капнуть краску на лист бумаги и раздувать её с помощью трубочки, но при этом не касаться трубочкой ни листа бумаги, ни краски.
- Какую форму имеет кактус? (круглую, овальную).
- Поэтому сначала надо нарисовать круг или овал зелёной краской.
- Где будем размещать изображение на листе бумаги?
(Чуть ниже середины листа.)
- А затем будем раздувать краску, изображая колючки и отросших маленьких деток.
4. Физ. минутка.
- Ты ответь нам, кактус, Руки разводят в сторону.
На вопрос:
Почему ты весь Вытягивают руки в
разные стороны,
Колючками зарос? изображая колючки.
- Парикмахер Бег на месте.
Удирает от меня -
Он меня боится, Руки прижаты к вискам,
Больше, чем огня! покачивание головой.
5. Самостоятельная творческая деятельность детей.
(Индивидуальная работа с детьми. Поощрение творческого подхода.)
6. Анализ детских работ. Итог.
- Какие красивые кактусы у нас получились!
Организация выставки "Мой друг - кактус".
Тема: "Морозные узоры".
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изображения : "монотипия" (отпечаток).
Задачи: - упражнять в использовании техники изображения "монотипия", используя целлофан;
- вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- развивать творческие способности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, кисти, целлофан, иллюстрации с изображением морозных узоров, аудиозапись П. И. Чайковского "Зимние грёзы".
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадки: Побелело за ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. (Морозные узоры).
По утрам в рассветной мгле
Кто рисует на стекле? (Мороз).
- Давайте тоже совершим такое чудо!
2. Беседа. Рассматривание иллюстраций.
- Непревзойдённая красота на окнах зимой. Таинственный художник волшебной кистью рисует необыкновенные паутинки, пёрышки, замысловатые узоры. Кто же этот художник?
Педагог читает стихотворение: На окнах сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо сонных роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем её розы? Видно это
Зима тоскует о весне.
- На что похожи зимние узоры?
- Каждый рисунок сказочного зимнего узора неповторим. Посмотрите на иллюстрации. Волшебный художник, создающий зимние узоры никогда не повторяется, создавая новые, уникальные рисунки. Смотря на иллюстрации, мы с вами оказываемся как бы в волшебном мире сказки и чудес.
- Послушайте стихотворение Т. Дворниковой "Морозные узоры".
Мороз узором по стеклу ползёт
И кружева плетёт без спиц умело.
Вот чудо - сказка на окне растёт -
Фантазию зима внедряет смело!
Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок - персональный.
И каждый вид по-своему хорош!
Мороз - художник очень уникальный!
Чем злей мороз, тем сказочней узор!
Ты только всё увидеть постарайся.
Расправь ты крылья, ощути простор
И в сказке очутиться постарайся!
- Как в стихотворении говорится о морозе?
- Что значит "уникальный"?
3. Объяснение техники изображения.
- Хотите попробовать нарисовать такие волшебные узоры?
Но раз это волшебные узоры, значит и рисовать их надо необычным способом.
Рисовать сегодня мы будем на целлофане, а затем отпечатывать рисунок на лист бумаги.
- Какие краски у зимы? (Холодные.)
- Какими красками мы будем пользоваться? (Голубая, сиреневая, синяя, белая.)
- Целлофан надо быстро заполнить краской (голубой, сиреневой и т. д.) , затем сделать различные разводы белой гуашью. И пока краска не высохла, сделать отпечаток на лист бумаги. Для этого надо прижать лист бумаги к целлофану.
4. Физ. минутка.
- Очутиться в сказочном мире и пофантазировать вам поможет музыка П. И. Чайковского "Зимние грёзы"
(Под музыку дети импровизируют с белой лентой в руках морозные узоры.)
5. Совместная творческая деятельность педагога и детей.
После выполнения основной работы педагог предлагает дорисовать кистью и белой гуашью дополнительные узоры (по желанию детей).
6. Анализ детских работ. Итог.
Рассматривание детских работ.
- Вам понравилось рисовать морозные узоры?
Оформление выставки детских работ.
Тема: "Закат солнца".
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных способов изображения : "рисование по мокрому".
Задачи: - создать условия для свободного экспериментирования с акварелью;
- учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому";
- развивать чувство цвета, формы, композиции;
- воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Оборудование: листы бумаги, поролон, акварельные краски, кисти, иллюстрации с изображением заката солнца.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
- Сегодня я предлагаю вам стать художниками - пейзажистами.
- Кто такие художники - пейзажисты?
- Правильно, они изображают на картинах природу. А мы сегодня нарисуем закат солнца.
2. Беседа. Рассматривание иллюстраций.
- Вы все много раз наблюдали эту великолепную картину захода солнца, эти переливы красок. Солнце для Земли и для всего живого на ней - это источник жизни. О солнце мы частот говорим с лаской.
При солнышке - тепло, при матери - добро.
От солнца бегать - света не видать.
Всегда любила наблюдать закат.
По небу солнце разливает краски.
- Рассмотрите иллюстрации и расскажите о своих впечатлениях при виде захода солнца. Какие краски можно увидеть на небе?
- Послушайте, ка об этом говорит поэтесса Светлана Скорик.
Закат ревел, как в рог рубиновый,
Трубил малиновым огнём.
И всё, что было в небе синего,
Сгорало красной охрой в нём.
Возникли эти росписи на небе -
Как алое зевание дракона.
- Какие краски упоминаются в стихотворении?
- А вот так говорит о закате поэт Михаил Никитин:
Закат горел торжественно - тревожно.
Лиловый свет. Глубокий вдох небес.
- Почему поэт говорит, что закат горел?
- Да, мир согрелся на закате,
И в палитре тёплых красок
День теряем безвозвратно,
Плача в золотые маски.
- Это завораживающее зрелище - закат солнца, вдохновлял поэтов на написание стихов, художников - на создание картин. Настоящий художник не просто рисует, он умеет почувствовать и понять настроение природы.
- Так какие же краски мы будем использовать, изображая закат солнца?
(Тёплую палитру красок.)
3. Объяснение техники изображения.
- Закат солнца мы будем рисовать, используя технику рисования акварелью по мокрому. При таком способе рисования краски вливаются одна в другую, образуя различные оттенки. (Показ педагога.)
- Вспомним, что надо сделать сначала?
- Правильно. надо намочить лист бумаги водой, но не очень сильно. По мере необходимости отдельные участки бумаги можно намочить ещё водой.
4. Физ. минутка.
Дети под музыку плавно двигаются с поднятыми вверх руками, имитируя заход солнца, постепенно приседают, опуская руки, садятся на корточки, опускают голову, обхватывают руками колени.
5. Выполнение творческой работы.
Педагог вместе с детьми рисует, объясняя свои действия, побуждая детей к экспериментированию с акварелью, к получению различных оттенков, используя тёплую палитру красок.
6. Анализ детских работ. Итог.
Педагог отмечает особенности и нюансы каждой работы, хвалит детей за красивые пейзажи.
- Что мы сегодня рисовали?
- Какой способ рисования использовали?
Организация выставки детских работ.
Тема: "Ветка мимозы".
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изображения : "пластилинография", "пуантилизм".
Задачи: - совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа;
- развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование: листы бумаги, ватные палочки, гуашь, пластилин.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- Какое время года наступило?
- Что происходит весной в природе?
- Какие самые первые цветы появляются?
- Какой праздник приближается?
- Что можно подарить маме?
Педагог загадывает загадку: Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек пушистый,
Сразу вянет от мороза
Наша неженка. (Мимоза.)
2. Беседа. Рассматривание мимозы.
Посмотрите-ка, ребятки,
Только трогать их не нужно,
Словно крошечки - цыплята,
На насест уселись дружно.
Месяц март, не скоро лето.
И ещё с морозом ночки,
Потому-то и одеты
В шубки тёплые цветочки.
Хоть и мамы нет наседки,
Не страшит снежок с морозом.
Распустились чудо - ветки.
Называются мимозы.
- Чем пахнет мимоза? (Свежестью, весной.)
- Какого цвета цветки у мимозы?
- Какой формы цветки?
- А листочки какие? На что похожи?
(Игольчатые, похожи на иголки сосны.)
- Листики сложные: на боковых стебельках растут маленькие листочки, как иголочки. Они расположены близко друг к другу. Цветки яркие, золотистые, маленькие, пушистые, их много - много на веточке.
3. Объяснение техники изображения.
- Подумайте, как можно изобразить веточку мимозы?
- Я предлагаю для изображения листочков использовать пластилин, а цветки можно изобразить при помощи ватной палочки.
4. Физ. минутка.
- Давайте изобразим цветочки.
Дети имитируют движения с помощью рук.
- Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
5. Самостоятельная творческая деятельность.
Дети изображают ветку мимозы, используя техники "пластилинография" и "пуантилизм". Если некоторые дети предложили другие способы изображения, то они выполняют работу в другой технике (по желанию детей).
6. Анализ работ. Итог.
- Как вы сегодня постарались для своих мам.
- Какие у всех разные и красивые веточки мимозы получились.