Ольга Сироткина
Конспекты занятий по декоративно-прикладному творчеству. Ручной труд
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ШИТЬЯ И ПРАВИЛАМИ РАБОТЫ С НИМИ. ВДЕВАНИЕ НИТКИ В ИГОЛКУ, ЗАВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКА.
Задачи:
1. Учить детей вдевать нитку в иголку.
2. Познакомить с методом завязывания узелка.
3. Развивать сенсомоторику – согласованность в работе рук и органов зрения.
4. Совершенствовать координацию движения рук, гибкость пальцев, точность выполнения действий.
5. Способность развитию произвольного внимантя, усидчивости.
6. Воспитывать желание добиваться конкретного результата.
Материал и инструменты:
Публикация «Конспекты занятий по декоративно-прикладному творчеству, Ручной труд» размещена в разделах
Для воспитателя – штопальная, вышивальная и машинная иглы, катушки ниток, ножницы портновские, медицинские, маникюрные и бытовые, различные игольницы.
Для каждого ребенка – ручная штопальная игла с широким ушком средней длины и толщины, ножницы, х/б нитки, игольница.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, послушайте «Сказку о принцессе Иголочке» :
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке - ушко, сзади – длинная коса. Всем была она хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с иголочкой во дворце жили ее родственники: королева Спица с сестрой, король Крючок, граф Ножницы и графини Катушки – веселые подружки принцессы Иголочки.
Дворец был великолепен: светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески. Все это сияло и блестело, делая придворную жизнь по-настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а ее преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от ее колючего нрава.
Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие Ручки. «Как так, без доклада, без приглашения?» - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку-игольницу. Ножницам, Спицам, Крючку и даже подружкам Катушкам тоже нашлись почетные места.
- А у нас в группе, ребята, есть Волшебная шкатулка, в которой живут не только маленькие «принцессы» но и граф Ножницы, а также подружки Катушки. Давайте познакомимся с ними.
- А теперь отгадайте загадку:
Маленького роста я, тонкая и острая,
Но сам путь себе ищу, за собою хвост тащу.
- Правильно, это иголка. Вот она (показывает большую штопальную иглу). Кстати, а где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной – ручной – с тупого конца, у машинной – с острого (показывает машинную иглу). Люди без иголки обойтись не могут, потому что игла –это настоящая помощница. Но и иголка не может обойтись без своих веселых подружек – Катушек (показывает большие машинные и маленькие катушки ниток) с нитками. Нитки подбирают по цвету и толщине ткани. Для вышивания можно использовать разные нитки: толстые и тонкие.
- А вот вам следующая загадка:
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(После ответов детей). Правильно, это игольница. Игольница или подушечка для игл – очень необходимая вещь. Она может быть разной по форме и величине, но назначение ее всегда одно – хранение иголок. (Показывает различные игольницы).
Физминутка
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три.
На четыре – руки шире,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем, ребята тихо сесит – это шесть.
- 2 конца, 2 кольца, посередине гвоздик. Что это такое? (Ножницы).
Существует большое разнообразие ножниц: бытовые (показывает большие ножницы, портновские (показывает большие ножницы, медицинские (показывает), маникюрные (показывает) и другие, без которых человеку не обойтись.
- А теперь скажите мне, ребята, о каких инструментах я вам говорила? (Ответы детей).
О каком предмете в загадке говорится, что она сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ответы детей). Да, это про игольницу (уточняет).
А отрезать нитки нам помогут…Подскажите…Ножницы.
-А сейчас мы будем с вами учиться вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.
- Но прежде, чем мы приступим к работе, необходимо запомнить следующие правила:
- рабочее место содержи в порядке, помни о том, что каждой вещи – свое место (игла - в игольнице, ножницы и нитки – в коробке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вдруг она надумает от вас спрятаться;
-подавай иглу ушком, а ножницы – кольцами вперед;
- правильно держи ножницы;
- не вкалывай иглу в одежду – это опасно;
- никогда не бери в рот нитки, пуговицы и другие предметы;
- не пользуйся ржавой иглой;
- руки во время шитья держи на весу, сиди при этом прямо и не подноси работу близко к глазам.
- Теперь, когда вы уже знаете, как нужно обращаться с инструментами, перейдем к практической части нашего занятия – вдеванию нитки в иголку.
- Но сначала послушайте секреты от умелых ручек:
1. Нитки иногда капризничают, перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случалось, нужно правильно отмерить длину нити. Для этого правой рукой взять конец нити, протянуть ее за локоть и опять до пальцев, после чего отрезать ее от катушки ножницами.
2. Вдевать нитку в иголку следует с конца, который отрезали от катушки. Так она меньше закручивается.
3. Конец нити, предназначенный для вдевания, надо засучить, то есть покрутить между большим и указательным пальцами. Это облегчает вдевание нити, в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна.
4. Чтобы нитка не убегала из ткани, на ней делают узелок. А для этого: оба конца нити выровнять по длине, затем взять их двумя пальцами правой руки (большим и указательным, один или два раза не туго намотать на указательный палец, а затем полученную «спираль» снимают и затягивают.
В ходе выполнения задания воспитатель показывает и уточняет, как отмерять нить, отрезав ее ножницами; как вдевать ее в иголку, предварительно засучив тот конец нити, который отрезали от катушки; как завязывать узелок, а также оказывает прямую и косвенную помощь, одобряя работу детей.
В конце занятия педагог рекомендует дома с мамами или с бабушками поупражняться в умении вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.
Тема: ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦ.
Задачи:
1. Развитие навыков в координации движений пальцев, мелкой моторики рук.
2. Воспитание аккуратности и бережного отношения к одежде.
3. Знакомство с формой, цветом, как открытие возможностей для нового применения известных материалов.
Материал:
Для воспитателя – шкатулка с различными пуговицами, ткань, нитки, игла, образцы.
Для каждого ребёнка – ткань, нитки, ножницы, игла, пуговицы.
Ход занятия:
Примечания для воспитателя. Пришивание пуговиц в семье, обычно, является заботой взрослых. Родители даже не задумываются, сколько интересного и полезного узнаёт ребёнок в процессе такого элементарного ремонта одежды.
Кроме эстетического удовлетворения от вида аккуратной одежды, ребёнок может потренироваться в определении нужной пуговицы по цвету, форме, размеру, количеству дырочек. Предложите ему выбрать нужную пуговицу из многих и не удивляйтесь, если, например, к белой рубашке ребёнком выбрана самая большая и красивая золотая пуговица. Задача взрослого доступно объяснить, что все пуговицы на одежде должны быть одинаковыми и обязательно соответствовать петельке.
- Сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. А хранятся в ней… пуговицы (показывает шкатулку и пуговицы в ней). Послушайте историю, которую рассказала пуговица.
Я, пуговица, необходимая часть вашей одежды. Было такое время, когда меня не знали, а одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали тесёмками или скрепляли запонками, сделанными из деревянных палочек.
Вам, наверное, интересно узнать, когда же всё–таки появились на свете первые настоящие пуговицы?
Легенда приписывает датчанину Кноббе, жившему в 14 веке, изобретение именно той пуговицы, которая обязательно комплектуется с петелькой, с прорезью в ткани. В те времена мы, пуговицы, служили не только застёжкой, но и украшением – такими нас делали умельцы в разных странах. На Руси до 17 века для богатых людей пуговицы изготовляли даже из жемчуга. Золотые, серебряные, плетёные из канители, хрустальные – разные были пуговицы. О знатности и достатке людей судили также и по количеству пуговиц. Вот почему на богатых и старинных одеждах их зачастую намного больше, чем петель. Так, король Франции Франциск распорядился украсить свой камзол (пиджак) 13 600 золотыми пуговицами. Бедняки носили оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина и количество их были различными.
Чтобы люди знали о пуговицах как можно больше, в польском городе Иноврацлове расположился целый музей. Каких только пуговиц там нет! Золотые на парадном камзоле герцога Орлеанского размещаются так, что можно прочесть девиз титулованного господина: «Праведный путь». В качестве пуговиц можно увидеть также крохотные часики.
Существует много различных пуговиц. Они разные по назначению (бельевые, для верхней одежды, материалу, из которого выполнены (дерево, кость, пластмасса, металл, камень, по величине (большие и маленькие, по цвету. Кроме того, пуговицы бывают с двумя и четырьмя отверстиями и с ушком (показывает разные пуговицы). А как пришиваются пуговицы, вы сейчас узнаете. Но сначала давайте вспомним правила работы с иголкой и другими инструментами:
- Игла всегда должна быть в игольнице с ниткой;
- нельзя пользоваться ржавой иглой;
- нельзя вкалывать иглу в одежду;
- держи ножницы правильно, а подавай кольцами вперёд;
- нитку от катушки отрезаем ножницами, взяв её сначала за конец, и отмерять, протянув за локоть и опять до пальцев.
А теперь, ребята, я вам расскажу секреты пуговицы.
СЕКРЕТЫ ПУГОВИЦЫ ОТ УМЕЛЫХ РУЧЕК:
1. Пришивая пуговицу, ткань прокалываем иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговку.
2. Нить туго не затягиваем, чтобы пуговица как бы качалась на ножке из ниток.
3. Все следующие проколы делают в места первых двух, чтобы с изнанки всё выглядело аккуратно.
4. Заканчивая пришивать пуговицу, обмотаем «ножку» несколько раз и закрепим нить. Получится столбик, который помогает застёгивать пуговицу.
- Вы хорошо запомнили что за чем выполнять? (ответы детей). Начинайте трудится и помните пословицу : «поспешишь – людей насмешишь».
Примечания для воспитателя:
1. Пуговицы с четырьмя отверстиями можно пришивать параллельными стежками, крестом или фигурно.
2. Пуговицу с ушком пришивают плотно, нить при работе затягивают, а узелок остаётся на лицевой стороне.
3. Если пуговицу пришивают к верхней одежде (пальто, куртке, шубе, то вам понадобится ещё одна пуговица, которая укладывается с изнаночной стороны изделия. Она должна быть плоской и с таким же количеством отверстий, как и основная пуговица. Пришивается она для того, чтобы не прорывалась ткань у изделия.
В начале практической части занятия воспитатель объясняет и показывает, как проткнуть ткань иглой, чтобы узелок остался под пуговицей и как правильно пришить пуговицу, не забыв в конце закрепить нить, чтобы выглядело аккуратно. По окончании работы воспитатель хвалит детей за старательность и аккуратность.
Тема: «Ознакомление с техникой изонити. Грибок»
Задачи: 1. Познакомить детей с техникой изонити - вышиванием угла.
2. Научить отличать лицевую и изнаночную сторону изделий.
3. Дать понятие: угол, вершина, левая и правая стороны угла.
4. Закрепить умение детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
5. Развитие сенсомоторики, глазомера.
6. Воспитание усидчивости, аккуратности.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: образец (можно взять несколько, в которых углы вышиты нитками разного цвета и имеющие разный фон., игла, нитки, ножницы.
Для каждого ребенка: заготовка из цветного картона размером 10х15см на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия, расстояние между которыми 1см; иголка с широким ушком средней длины, ножницы, цветные нитки.
Ход занятия :
Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.)
А я изобразила его вот так. (Показывает образец.)
Какой предмет я изобразила? (Правильно, грибок.)
Почему вы так быстро догадались? (Изображена шляпка, ножка, трава.)
Этот гриб я изобразила в незнакомой вам технике. Называется эта техника “Изонить”. А почему она так называется? (Предмет, вернее его часть, изображен нитками.)
«Нитяная графика» или «Изонить» - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Изонить, как вид искусства, впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. ( Выставляет образцы: домик, зонтик и т. п.)
Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости, упорства. (Раздает каждому заготовки. Дети рассматривают образец воспитателя.
У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона? (На лицевой стороне рисунок всего гриба.)
А что такое изнаночная сторона? (Где нарисован только угол.)
Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? Как вы определили? (Ответы детей).
Внимательно посмотрите на образец и скажите: чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)
Как это можно сказать по другому? (На лицевой стороне рисунок всего гриба, а на изнаночной только вышит угол след в след, чередой, вереницей идут стежки.
Рассматривание заготовки.
-Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета. (Желтого.) Картон выкрашен
с одной стороны, это будет фон.
-Как вы думаете, где у вашего издели будет лицевая сторона, а где изнанка? Посмотрите внимательно на свои заготовки с лицевой и изнаночной сторон. Чем они отличаются? (На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.)
Рассматривание угла на изнанке.
-Кто сможет объяснить что такое угол? (Ответы детей.) Изобразите угол с помощью рук.
-Правильно. Угол – это когда две прямые линии выходят из одной точки. Общая точка называется вершиной угла, а прямые линии сторонами угла. Сколько вершин и сторон у угла? (Одна вершина и две стороны.) А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.
-Посчитайте отверстия – дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (Десять.) Проверьте начиная счет с другого конца. Точно – десять отверстий.
-Какой вывод можно сделать? (Откуда бы вы не начинали отсчет, все равно будет десять. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их десять.
-А теперь внимание! Работу будете выполнять вместе со мной. Сначала выберем цвет нитки, отмеряем нужную длину, отрезав ее ножницами и вденем в иголку.
-Объясните, как вы будете затягивать узелок? (Надо обмотать ниткой палец два раза, скрутить нить, снять ее с пальца и затянуть узелок.)
-А теперь начнем вместе: Заготовку нужно поворачивать так, чтобы можно было следить за тем, как ложиться нить на лицевой и изнаночной сторонах. (Показывает это очень медленно, чтобы все дети успели рассмотреть.)
-Сначала вводим иглу с изнанки в нижнюю сторону угла (справа, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.
-С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой (левой) стороне угла. (Показывает каждому ребенку.)
-С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.
-С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Заметим, что стежки на изнанки с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой снизу вверх.
-И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.
-Каждый раз надо смотреть, как ложиться нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла, ложится поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.
-На изнаночной стороне стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктира. (Воспитатель работает в медленном темпе, чтобы все дети смогли довести свою работу до конца.)
-Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба, траву.
По окончании работы воспитатель хвалит детей за долгое терпение и старательность, предлагает показать рисунки родителям. Можно прочесть стишок:
На картоне нитью шили,
Нить пересекалась.
Ну, а что же получилось!
Мама догадалась.
Примечание:
Можно доклеить ножку гриба и траву на аппликации или в свободное от занятий время.
Тема: «Обучение детей технике изонити. Домик.»
Задачи:
1. Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома, дополняя изображение
2. Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
3. Развивать умение самостоятельно подбирать цвета ниток.
4. Совершенствовать умение владеть иголкой с ниткой.
5. Развивать сенсомоторику, воображение, эстетический вкус.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: готовый образец (в виде аппликации домика, крыша которого вышита изонитью, полуготовый образец (заготовка размером 10х15см, на которую нанесено контурное изображение предмета, а крыша обозначена отверстиями, расстояние между дырочками 0,8см, образец «Грибок», игла, нитки, ножницы.
Для каждого ребенка: аналогичная заготовка из цветного картона, на лицевой стороне которого нарисован прямоугольник – стена дома, а крыша обозначена отверстиями; иголка с широким ушком средней длины, ножницы, цветные нитки.
Ход занятия :
-Сегодня мы продолжим заниматься изонитью. А работать будем… догадайтесь над чем. (Загадка про дом)
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем,
И она зовется… (дом)
-Правильно – это дом.
-Крышу дома выполним вместе в технике изонити. (Показывает готовый образец.)
-А теперь подумайте какие нитки можно подобрать к этому изображению (крыши дома). (Ответы детей могут быть самыми разными.)
-Почему цвет ниток не должен совпадать с цветом картона? (Потому что они не будут видны на фоне – лицевой стороне картона.)
-Значит надо брать такие нитки, которые бы четко выделялись на фоне картона. (Прикладывает нити различных цветов к образцу.) Выберете цвет ниток самостоятельно.
-Прежде чем начать работу, отмеряйте нужную длину нити и вденьте ее в иголку. (Вдевает вместе с детьми нить в иглу.)
-Что надо сделать чтобы узелок на нитке получился большой и не проскакивал в дырочку? ( После различных ответов детей уточняет: «Надо обмотать ниткой палец два раза, скрутить нить, снять ее с пальца и затянуть узелок.»)
-Как называется палец на который наматывается нить? (Указательный.)
-Прежде чем начать работу, вспомним правила, с которыми мы познакомились на предыдущем занятии.
-Правило первое. На обеих сторонах угла должно быть одинаковое количество отверстий. Посчитайте дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (Десять.) Какой вывод можно сделать? (Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их десять.)
-Рассмотрим нити на лицевой стороне. (Показывает образец «Грибок».) Наидем самую нижнюю нить. Вот она. С нее начинаем работать. Она первая. Откуда она выходит? (Объясняет сама.) Она выходит из самого нижнего правого отверстия угла с изнанки.
-Куда она направляется? (Объясняет.) Нить, выходя из нижнего крайнего отверстия справа, идет в вершину угла.
-Правило второе. Начинать работу надо с изнаночной стороны, вводя иглу в самое нижнее отверстие на любой стороне угла.
-Правило третье. На лицевой стороне первую нить протягиваем в вершину угла.
-Правило четвертое. С изнаночной стороны из вершины угла иголку вводим в нижнее отверстие на противоположной стороне.
-Правило пятое. На лицевой стороне нити пересекаются направляясь на другую сторону угла.
-Правило шестое. На изнанке стежки идут строго на одной стороне вниз, а на другой – вверх ввиде пунктира (показывает образец «Домик»).
-Выполняя последовательно эти правила, мы сможем правильно изобразить в технике изонити крышу дома.
-А теперь начинайте работать. Я вам буду помогать соблюдать правила. Запаситесь терпением: «Терпение и труд все перетрут.»
Дети выполняют работу, а воспитатель смотрит, кому нужна помощь. Помощь должна иметь разноплановый характер. Можно подсказать как делать, показать это на своей работе, еще раз объяснить последовательность исполнения, напомнить правила, положить перед ребенком образец и посоветовать проследить за вводом и выводом нити.
После окончания работы можно предложить детям нарисовать или сделать аппликацию стены дома кто как хочет, дополнив изображение предмета (окна, двери, крыльцо, труба). Можно сделать это в свободное от занятий время.
Тема: «Изонить. Звезда.»
Задачи:
Продолжить обучение детей изображению предмета, состоящего из пяти углов.
Учить детей анализировать образцы.
Развивать сенсомоторику, глазомер, воображение, эстетический вкус и художественные способности.
Закреплять полученные ранее знания о геометрических фигурах, практические навыки владения иглой.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: готовый образец.
Для детей: заготовка из цветного картона 10х15см, иголка с широким ушком, ножницы, катушки ниток красного цвета.
Ход занятия :
Показывает образец.
-Дети, посмотрите на рисунок с изнаночной стороны картона. Что здесь изображено? (Ответы детей.)
-Я изобразила звезду, правильно. Сколько лучей у звезды вы видите? (Пять)
-Покажите их. (Дети показывают углы на своих заготовках)
-На что похожи эти лучи? (На углы.)
-Сколько углов на образце вы видите? (пять.)
Уточняет (Правильно, звезда состоит из пяти углов.)
-Где они расположены? (Сверху, справа, слева и внизу.)
Уточняет (Углы направлены в разные стороны.)
-А сколько вершин изображено? (Ответы детей) Правильно, пять. Покажите на своих заготовках вершины углов.
-А что можно сказать о количестве отверстий на каждой стороне? (Оно одинаково, на каждой стороне 8-10 отверстий.)
-Подумайте какие нитки подойдут к этому рисунку? (Ответы детей.) Правильно, красные.
-Давайте вспомним правила выполнения углов изонитью на картоне.
-Правило первое. На обеих сторонах угла должно быть одинаковое количество отверстий.
-Правило второе. Начинать работу надо с изнаночной стороны, вводя иглу в самое нижнее отверстие.
-Правило третье. На лицевой стороне первую нить протягиваем в вершину угла.
-Правило четвертое. С изнанки из вершины угла иголку вводим в нижнее отверстие на противоположной стороне.
-Правило пятое. На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь на другую сторону угла.
-Правило шестое. На изнанке стежки идут строго на одной стороне вниз, а по другой – вверх.
Далее идет самостоятельная работа детей по вышивке углов изонитью. По ходу работы воспитатель задает вопросы : “Откуда надо начать работу? Как сделать, чтобы узелок на нитке получился большой и т. д. …»
Когда все дети закончат работу, группа рассматривает сделанное, дети вместе с воспитателем отмечают, чьи работы лучше и хвалит всех детей за старание.