Ольга Логинова
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Волшебная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе "Волшебная мастерская"
Цель:
развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
-Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства;
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе „Волшебная мастерская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- Узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии.
- Развивать эстетический вкус.
-Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
-Обогащать словарный запас детей (Свиток, экспонаты, русичи, слобода, элементы, дымка, барыня,коромысло,)
Оборудование:
интерактивная доска, предметы народного творчества, деревенский пейзаж (заготовка, барельефы дымковских игрушек для росписи (заготовки из соленого теста,материал для дидактической игры "составь дымковскй узор", гуашь, кисти, гигиенические палочки.
Предварительная работа:
Беседа по теме русское народное творчество; словарная работа (барельеф, фольклор, роспись (дымковская,филимоновская,хохлома,гжель)); просмотр тематических иллюстрированных альбомов по русскому народному творчеству; изготовление барельефов дымковских игрушек из соленого теста; изготовление необходимых элементов росписи для дидактической игры "собери дымковский узор"; изготовление деревенского пейзажа, подготовка презентации.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций;
• Дидактические игры;
• Использование интерактивной игры.
Форма организации занятия : групповая с использованием индивидуальной и подгрупповой.
Ход занятия : (Дети входят под русскую народную музыку садятся на стульчики.)
Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы попадем в сказку. В некотором царстве, в Российском государстве была деревенька да не простая. Жили в той деревне мастера способные комочек глины превратить в чудесную фигурку, фигурку не простую, фигурку расписную. И так эти фигурки радовали людей что от такой красоты рождались песни, сказки и народ пускался в пляски. Но что то произошло в той деревеньке. Затихла деревенька, приуныла. Не слышен там гул народных гуляний,да ярмарок. Сегодня придя в группу я обнаружила здесь этот свиток. В нем просьба жителей деревни. (текст) И знаете ребята я решила что свиток этот попал к нам не случайно, ведь мы с вами обязательно сможем помочь. Давайте подумаем. ребята люди радуются когда на душе светло, а душа русского народа отражается в его творчестве. Давай те же мы с вами посетим наш небольшой музей русского народного творчества и может быть экспонаты этого музея подскажут нам решение. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в "музей" дымковской игрушки)
Итак. Сегодня в музее выставка русского народного творчества. Посмотрите на экспонаты (предметы представленные в музее, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются?
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
(На столе расставлены народные игрушки выполненные в разной технике, дети выбирают знакомые варианты, называют их и объясняют свой выбор)
Скажите как вам кажется кто же мог бы заселить нашу деревеньку Дымково (ответы детей) Да ребята я с вами согласна. Так давайте же мы с вами подробнее познакомимся с этими игрушками и историей их возникновения. Эти игрушки называют «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась. (Дети присаживаются на стульчики для просмотра презентации)
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Нравится ли вам эта игрушка?
Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т. д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Долгими зимними вечерами вся семья собиралась за изготовлением и росписью дымковской игрушки.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».
Расписывались эти игрушки тоже по особому При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Ребята обратите внимание на доску, здесь вы видите традиционные элементы дымковской росписи- это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания этих элементов и создают неповторимый дымковский узор.
Командная игра: "Составь дымковский узор" (Дети из предложенных элементов на круге составляют дымковский узор)
Интерактивная игра распиши фигурку: (с применением интерактивной доски)
Цели: Закрепить знания детей об элементах дымковской росписи.
Ребята я предлагаю вам самим стать настоящими мастерами и расписать фигурки которыми мы с вами заселим нашу сказочную деревеньку "Дымково" и вернем ее сказочных жителей. (самостоятельная деятельность детей)
1. Забеливание.
2. Пальчиковая гимнастика с элементом зрительной гимнастики.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз.
Всё получится у нас! Рука опирается на локоть,
кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.
Выполнять движения кистью руки при этом прослеживая глазами за движением кисти.
Кисточку ставить вертикально.
Сделать несколько тычков без краски.
3. Завершение росписи фигур.
4. Физ. минутка
Мы игрушки расписные, - Руки в боки и пружиночка
Хохотушки вятские, -Наклоны вправо-влево
Щеголихи слободские, -Повороты вправо-влево
Кумушки посадские, -Пружиночка
У нас ручки крендельком -Взмах руками и руки крендельком перед собой
Щёчки будто яблочки. -Наклоны головы вправо-влево
С нами издавна знаком -Взялись за руки
Весь народ на ярмарке. -Поклон.
Дети садятся на стульчики.
Вопросы к детям во время беседы:
Почему игрушки, называются дымковскими?
Из какого материала они сделаны?
Что любили лепить дымковцы?
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше с вами ребята занятие. Сегодня мы с вами узнали много интересного и самое главное как мне кажется нашли решение,как можно помочь волшебной деревеньке Дымково снова наполнив ее яркими расписанными вами фигурками.. Кому что запомнилось ребята?. Спасибо вам. После сна когда наши фигурки подсохнут мы разместим их в нашей деревеньке.