Наумова Лариса Александровна
Конспект НОД «Как краски искали друзей» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты по художественно- эстетическому развитию
1. Тема НОД: «Как краски искали друзей» (нетрадиционное рисование)
Возраст : старший
Ход НОД:
Главным героем этой истории очень хотела стать обыкновенная колонковая Кисточка. Давным - давно она попала мастерскую к Художнику и вместе с ним, год за годом, создавала замечательные картины, радовалась успехам своего хозяина, скучала, когда вдохновение покидало её друга. Иногда кисточка не расставалась с ним целыми днями, увлекаясь фантастическими идеями автора, его воспоминаниями, радостями, мечтами. Она легко порала по листу бумаги, без устали танцевала на холсте, оставляя за собой завораживающие пейзажи и портреты, красочные натюрморты.
Публикация «Конспект НОД „Как краски искали друзей“ для старшего возраста» размещена в разделах
Опытная, заслуженная, незаменимая Кисточка вполне могла стать героиней этой истории, если бы не забывчивость её лучшего друга.
Собираясь однажды рисовать на природе, художник в суете сборов забыл положить в этюдник свою бесценную помощницу. Краски, карандаши, ластики, уголь и сангина уютно устроились в отделениях деревянного чемоданчика в ожидании новых впечатлений. И только кисточка, его верная подруга, неутомимая труженица, мудрая советчица, одиноко осталась лежать на столе.
Наверное, ей полезно было немножко отдохнуть, побыть какое -то время в одиночестве, да только не привыкла наша беспокойная героиня думать о себе. Больше всего её волновал сам Художник, -неужели поездка его будет напрасной? Кисточка вообразила, как огорчится её друг – без неё, он вряд ли сможет передать на листе бумаги настроение быстро меняющегося неба, пестроту цветущего луга, загадочную игру красок в отражении ручья.
Конечно, он может выразить свои впечатления с помощью простого карандаша и угля…Кисточка тяжело вздохнула, подумав о своих коллегах. Без сомнения, она уважала и ценила этих непревзойденных мастеров графики, училась у них искусству контрастов, смелости линий, краткости и лаконичности художественного языка. Но краски! Тёплые и холодные, праздничные и унылые, звонкие, как песня соловья, и крикливые, как весенние грачи, мягкие, резкие, угрюмые и дерзкие, загадочные и озорные краски не смогут помочь художнику без неё.
Кисточка хорошо чувствовала настроение каждого цвета, его возможности и предпочтения, знала о сложных взаимоотношениях красок на палитре – одни из них были близкими друзьями, другие постоянно спорили и соревновались, некоторые даже угнетали друг друга, если оказывались рядом.
Кто сможет, кроме неё, всезнающей. Кисточки, передать впечатления, навеянные природой, так легко, виртуозно, свободно, как она? Кисточка, набрав голубую краску, мола мягко скользить по бумаге, изображая течение реки, озорно и кокетливо касалась листа, передавая солнечные блики на воде, суетливо снова в руках Художника, ловя исчезающие краски вечерней зари. Многое могла изобразить талантливая Кисточка. Но, увы в этот день бесценный её опыт Художнику не пригодится…
Что же, оставим её в мастерской и пожелаем не принимать все так близко к сердцу. (Не удивляйтесь – сердце может быть даже у обыкновенной деревянной кисточки, особенно такой беспокойной, как наша.)
Давайте лучше последуем за Художником, ничего не знающим пока о своей оплошности. Насвистывая незатейливую песенку, он бодро шагает по лесной тропинке. Впереди, за поворотом, ожидает Художника его любимая полянка. Окружённая со всех сторон еловым лесом, она переходит в круглый песчаный спуск к реке. С высокого берега открывается вид на бесконечные поля с перелесками, далёкие рощи в глубокой дымке. В дни весенних оттепелей, июньского многотравья, осенних листопадов приходил он на полянку, чтобы передать на листе бумаги настроение изменчивой природы.
Пристроившись к тени разлапистой ели, мастер открыл этюдник. Растерянно перебрал карандаши, осмотрел все отсеки своего походного чемоданчика, порылся в карманах…. Неужели забыл? Самого необходимого инструмента – колонковой кисточки – нигде не оказалось.
Художник взял графитный карандаш, сделал несколько набросков любимых пейзажей, подробно изобразил соцветие зверобоя, собранные по пути грибы маслята. Рисовать ему конечно почему – то расхотелось. Чёрный графитный карандаш помогал понять форму видимых предметов, уловить контрастные переходы от света к тени, но был совершенно беспомощен в передаче ярких красок пёстрого летнего дня. (Педагог показывал детям графические работы на данную тему).
Многоцветное, благоуханное лето не желало предстать перед Художником в чёрно – белом цвете. Отложив карандаш, он лёг на траву, широко раскинув руки. Многотонное стрекотание кузнечиков и цикад, неторопливое жужжание пчёл мягко убаюкивали, навевая радужные, светлые сны…
- Спит, спит бедняжка. Какой безнадёжный, скучный день…
- Захохотала Тёмно –зелёная акварельная краска.
- Сам виноват! Вечно всё забывает! То ластик, то кисточки. Меня один раз в старой коробке оставил, так вы все без меня так разошлись, так развеселились на листе, что никто вас и успокоить- то не смог, разворчалась Коричневая.
- Всё будет хорошо. Он выспится, отдохнёт, наберётся сил. Всё будет хорошо, - успокаивала Жёлтая. И только Красная, самая боевая и целеустремленная, не желала сидеть без дела.
- Побеждает только тот, кто не сдаётся! Поможем Художнику найти достойных помощников Кисточки! – призвала она всех, поглядывая на близкую свою подругу – Фиолетовую. Чем – то похожа на неё, но вечно сомневающаяся подруга покосилась на синюю соседку.
- Не так громко! – пропела та, охлаждая пыл Красной краски. – Он может проснуться…
Чистый, прозрачный голосок Голубой краски рассыпался по лугу звонкими колокольчиками: -Здесь! Здесь! На лугу и в лесу! У реки и у дороги найдём мы помощников для нашего забывчивого друга.
Здесь, здесь! – повторяла Синяя краска, спускаясь к реке.
- Здесь! Здесь! – кружила по лугу Зелёная.
Голоса красок раздавались отовсюду, перекликаясь восторженно и удивлённо, призывно и осторожно.
- Здесь! Здесь! Здесь….
- Тень- тень- тень! – насвистывала неподалёку синица.
- З-з –з, - гудел над ухом комар.
Художник открыл глаза. Отмахнулся от надоедливого насекомого. Поднявшись с земли, он подошёл к раскрытому этюднику. В пустом отделении, там, где обычно лежала его любимая кисточка, теснились непонятно откуда взявшиеся колоски, листочки, зрелые головки мака. Большая еловая шишка, видимо, только что свалилась с дерева, угодив в отделение к ластикам. Мхи и лишайники расползлись по свободным отсекам, как сорняки по огороду.
- Странно, очень странно, - задумчиво произнёс Художник, вспоминая недавний сон.
- Здесь- здесь – здесь, - пронёсся в голове знакомый перезвон. Выбрав один из колосков, он погладил её пушистую метёлочку, не торопясь положил на прежнее место. Прикосновение это напоминало матеру о том трепетном состоянии, когда, стоя перед белым листом бумаги в ожидании красочных превращений, он точно так же поглаживал и мягкую колонковую кисточку. Конечно, по сравнению с ней, холёной красавицей, хозяйкой всей его мастерской, колосок выглядел довольно забавным и неуклюжим: растрёпанная щетинка, тонюсенькая ручка – стебелёк…
И всё же…. Набрав в банку немного речной воды, Художник смочил лохматую метёлочку, обмакнул её в изумрудную краску и аккуратно приложил к чистому листу. Приподняв за стебелёк, заметил на бумаге отпечаток, похожий на мохнатую ёлку.
- Как просто, оказывается, можно рисовать деревья, - подумал он и «посадил» этим нехитрым способом на белом листе стройный еловый лес. Включаясь в захватывающую игру, он окунул в светло- зелёную краску кусочек мха и, мягко касаясь бумаги, устроил перед ёлками симпатичную лесную лужайку.
- Как же мне изобразить речку? – призадумался увлечённый мастер, перебирая разложенные по ящикам лесные и луговые дары. Листья напоминали ему кроны знакомых деревьев, коробочки мака походили на звёздочки и цветы – как только подсохнет нарисованный луг, верхушку в синюю краску, он обязательно украсит его яркими цветущими растениями.
Может, еловая шишка поможет ему в изображении воды? Окунув её в синюю краску, Художник прикоснулся к свободной плоскости листа. Жёсткие чешуйки оставили на листе бумаги множество неровных колючих следов, напоминающих мелкую речную рябь. Вдохновлённый своим открытием, Художник то мягко прикасался к оживающему у него на лазах водному пространству, то проводил шишкой волнистые линии, отмечая извилистое течение реки.
Жёлтая краска тоже не осталась без дела, - с помощью листьев и тонких колосков мастер отпечатал на бумаге солнечный диск с озорными лучиками. Разыгравшись с Художником, она незаметно испачкала еловую шишку и вместе с ней бултыхнулась в нарисованную речку, оставляя за собой весёлые солнечные блики. Красной краской Художник завершил работу, разбросав по лугу яркие цветы – гвоздики.
Закончив своё весёлое рисование, он спустился к воде, смыл краску с ладоней и вновь вспомнил о забытой кисточке. Даже в таком несерьёзном деле, как рисование шишками, колосьями, маком, помощь её была бы незаменимой. Набирая краску природными формами, Художник оставил в цветных коробочках обломки маковых головок, семена колосков и прочий мусор. Этого могло и не случиться, если бы Кисточка знающая се правила рисования, набирала краску своей мягкой щетинкой и аккуратно раскрашивала природные печатки.
Собрав в папку рисунки и, разложив, рабочие инструменты по ящикам этюдника (на этот раз рядом с карандашами и углём оказались многочисленные лесные гости, Художник отправился домой.
Вернувшись в свою мастерскую, он познакомил Кисточку с новыми друзьями : Маком, Шишкой, Мхом. (Педагог сообщает детям, что Художник поделился с ними интересными способами рисования. Затем педагог предлагает детям освоить новый способ рисования, отпечатав на листах бумаги различные природные штампы, увидеть в полученном изображении знакомые образы).