Александра Адамова
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
для детей старшей группы.
1. Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура»
Цель: Воспитывать интерес к математике;развивать мыслительные операции, внимание;совершенствовать знание о геометрических фигурах и форме предметов.
Публикация «Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, для детей старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Методические указания
I.Мотивация Посылка с карточками Сюрпризный момент, вопросы к детям - Тук, тук, тук, к вам пришла посылка (приносят коробку)
- Ой, ребята, посмотрите, нам отправили посылку.
- Ребята, а коробка маленькая или большая
- Давайте же откроем и посмотрим что в нем.
(воспитатель открывает коробку и находит письмо)
- А тут письмо, давайте я вам прочитаю это письмо «Здравствуйте ребята, я слышал, вы очень выросли и умеете делать все, справляетесь со всеми заданиями. Я вот не смог справиться с одним заданием, поэтому я решил отправить вам эту игру с карточками, я уверен, что вы справитесь с этой игрой. Растите еще большими, будьте здоровыми и послушайтесь своих воспитателей, не балуйтесь. С пожеланиями Незнайка»
- Посмотрите, Незнайка нам отправил игру «На что похожа геометрическая фигура».
II.Совместная постановка цели
(План действий) Указание - Давайте поиграем в игру который отправил нам Незнайка.
- подберите к геометрическим фигурам предметы такой же формы
III.Действия
(управление деятельностью детей) Карточки и геометрические фигуры Вопросы к детям - Какие предметы вы подобрали фигуре овальной формы? (кабачок, огурец, дыня, зеркало и т. д.)
- Почему вы к фигуре овальной формы, подобрали эти предметы?
- Какой формы огурец? (дыня, кабачок)
- Какой формы все эти предметы?
- А какие предметы вы подобрали для фигуры круглой формы? (апельсин, мяч, яблоко)
- А какой формы Яблоко?
- А какие предметы вы подобрали для квадрата? (кубики)
- А какие предметы вы подобрали для прямоугольной формы?
IV.Результат
(Итог, рефлексия) Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка - Ребята, что мы сегодня делали?
- К каким геометрическим фигурам, какие предметы подобрали?
- Справились мы с игрой Незнайки?
- Молодцы!
2. Дидактическая игры «Божья коровка»
Цель игры: формировать умение детей правильно соотносить цифру с количеством предметов; счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке; умение узнавать цифры подряд и вразбивку; количественные (один, два, три) и порядковые (первый, второй, третий.) ; числительные от одного до десяти; активизация в речи детей понятий «больше», «меньше», «одинаковое количество», «равно».
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы приемы Методические указания
1. мотивация Божья коровка Демонстрационный материал -дети, кто это?
-Какого цвета божьи коровки?
-что есть у божьих коровок? (цифры)
-сколько всего божьих коровок?
-что нужно сделать, чтобы узнать, сколько божьих коровок?
-сколько всего божьих коровок?
2. совместная постановка цели (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ) Кружочки божьей коровки Объяснение правила игры -чего не хватает у божьих коровок?
-дети, видите на божьих коровок написаны цифры, а на розеточке лежат черные кружочки божьих коровок.
-вы должны внимательно посмотреть на цифру, и нужно поставить столько же кружочков сколько нарисовано божьих коровках
3. Действия (управление деятельность детей) Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера -дети, получается?
-Игорь, сколько ты кружочков положил на божьих коровках?
-почему ты положил 5 кружочков?
-правильно! Потому что, на божьих коровках нарисовано цифра 5.
-и. т. д. с другими детьми.
4. результат (итог, рефлексия) Божьи коровки и кружочки Вопросы к детям. -дети, чем мы сегодня занимались?
-Какую игру мы играли?
-Кто правильно сделал все задания?
-вам понравилась игра?
- Следующий раз будем играть? молодцы!
3. Дидактическая игра «Где фигура»
Цель: Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Воспитывать интерес к математическим играм. Развивать умение определять словом положение предмета по отношению к другому. Размещать предметы в таблице с рядами и столбцами. Узнавать и называть фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, указывать характерные признаки и элементы фигур.
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Методические указания
I.Мотивация Мягкая игрушка Зайка Сюрпризный момент - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Зайка.
Зайка: «Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть всех вас. Мне сказали, что вы очень дружелюбны. Но у меня случилось беда! Никто не хочет со мной поиграть».
- Итак дети, поможем Зайке? Поиграем вместе с ней?
II.Совместная постановка цели
(План действий) - Дети, давайте развеселим Зайчика, она так расстроена. Будем играть с ней в дидактическую игру «Где фигура».
III.Действия
(управление деятельностью детей)
Объяснение правила игры - Но чтобы, приступить в игру, сначала слушаем правила игры.
- Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. - Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызываю 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза.
Педагог меняет местами фигуры.
- Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
- А теперь начинаем играть.
IV.Результат
(Итог, рефлексия) - Ребята, во что мы сегодня поиграли?
- Зайка, понравилось тебе играть с нами? (Да)
- Дети, зайке очень понравилось играть с вами, будете ли вы играть с Зайкой в следующий раз?
- А теперь Зайке пора домой. Попрощаемся с зайкой
(Прощание с Зайкой).
4. Дидактическая игра «Найди место в ряду»
Цель: Закрепление знаний количественного и порядкового счёта. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Развивать мыслительные операции, внимание; Воспитывать внимательность.
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Методические указания
I.Мотивация
Картина с изображение домика. Художественное слово: Загадка - Ребята посмотрите, что это? (Домик). Как вы думаете, кто живёт в этом домике? Отгадайте мою загадку, и вы узнаете кто же живет в этом домике. Хорошо?
Проживают умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
II.Совместная постановка цели
(План действий)
Карточки с цифрами от 0 до 10. - Правильно, в этом доме живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Давайте подойдём к своим столам и поможем цифрам найти своё место. Давайте с вами поиграем в игру «Найди место в ряду».
III.Действия
(управление деятельностью детей)
Карточки с цифрами от 0 до 10.
Объяснение.
Указания.
Числовой ряд.
Система вопросов продуктивного и репродуктивного характера. - Перед вами на столе перемешанный набор цифр от 0 до 10. Вы должны разложить цифры по порядку слева направо по моим указаниям. Хорошо? Всем понятны правила игры? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте правильно.
- Так, хорошо, назовите все числа от 0 до 10.
- Хорошо, а сейчас назовите наоборот все числа от 10 до 0;
- Как называется такой счет? (обратный);
- Назовите цифры обратно от 8.
- А назовите числа после 4.
- Назовите соседей числа 3, 7, 10.
- Назовите число, следующее за 9, 7, 5.
- Назовите предыдущее числу 10, 6, 4, 9.
- Назовите число на один меньше чем 3, 9, 18, 10.
- Назовите число на один больше чем 6, 5, 7, 4.
- Молодцы, справились с заданием. Теперь каждое число нашло свое место в домике.
IV.Результат
(Итог, рефлексия)
Вопросы к детям.
Положительная пед-кая оценка. - Вам понравилось игра?
- Как она называлась?
- Кто мне расскажет правила игры?
- Какие числа вы находили и разложили по порядку на стол?
- Кто все разложил правильно? Поднимите руки.
- Молодцы все очень постарались. Умницы.
5. Дидактическая игра «Задачки в стихах»
Цель: воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание.
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Методические указания
I.Мотивация Посылка с карточками Вопросы к детям - Ребята, а вы знаете, что такое задача?
- Любите решать задачи?
II.Совместная постановка цели
(План действий) Указание - Сейчас мы с вами решим несколько задач. Внимательно слушайте!
III.Действия
(управление деятельностью детей) Карточки с задачами ЧХЛ - Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(шесть)
- Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?
(Пять)
- С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярки звезд пропало,
С неба звездного?
(Четыре)
- Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(семь)
- Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек?
(Три)
IV.Результат
(Итог, рефлексия) - Ребята, вам понравились задачки?
- Кто сколько задач решил?
- Хотите в следующий раз еще будем решать задачи?
6. Дидактическая игра «По порядку становись»
Цель:счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширить пространственные представления, совершенствовать двигательные навыки.
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы приемы Методические указания
1. мотивация Карточки с цифрами.
Наглядный материал Музыкальное сопровождение -Ребята, отгадайте загадку, и догадывайтесь в какую игру играть будем.
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
-дети, мы сейчас будем играть в игру «По порядку становись»
2. совместная постановка цели (план действий) -Дети, берите отсюда каждый по одной карточки.
-у всех досталось карточка?
-покажите мне свои карточки, поднимите на вверх.
3. Действия (управление деятельность детей)
Карточки
Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера -У тебя на карточке какое число?
-а у тебя на карточке какое число?
-хорошо, а сейчас будет играть музыка, а вы должны танцевать пока не остановится музыка. Когда музыка остановится, вы должны встать по порядку от одного до 10.
(Музыка играет, дети танцуют)
(музыка останавливается)
- смотрим, друг другу все правильно встали?
-какая ты цифра по счету? (4)
-назови своих соседей (3,5)
-а ты, на каком месте стоишь по счету?
-назови соседа, которого стоит перед тобой.
-назови соседа, которого стоит после тебя.
-хлопай столько раз, на каком месте стоишь по счету (7)
-сделай прыжок столько раз, на каком месте стоишь по счету.
-а теперь поменялись карточками. (играет музыка)
-а теперь встаем наоборот от 10 до 1.
-посмотрите друг на друга, все правильно встали?
-и. т. д. и с другими детьми
4. результат (итог, рефлексия) Вопросы к детям. -дети, вам понравилась игра?
-В какую игру мы играли?
-кто правильно ответил на все вопросы?
-Кто каким числом были?
7. Дидактическая игра «Найди свою пару»
Цель: совершенствовать умение узнавать и называть цифры в пределах 10-ти. Закрепить навыки счёта от 1 до 10, закреплять понятие «пара», формировать умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие между количеством картинок на карточке и отрезком натурального ряда, закреплять умение ориентироваться в движении. Развивать мышление, память, речь, внимание, вырабатывать у детей смелость, любознательность, аккуратность, доброжелательность, желание помогать друг другу. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Методические указания
I.Мотивация
Художественное слово загадка, положительная педагогическая оценка. - Дети, отгадайте-ка загадку:
У меня есть две игрушки,
Завтра дам одну Ванюшке.
День рождения у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня?
- Молодцы, это число один.
II.Совместная постановка цели
(План действий)
Объяснение -Дети, сейчас мы с вами будем играть в игру. Она называется «Найди свою пару». Подойдите все к столу.
III.Действия
(управление деятельностью детей)
цифровые, числовые сюжетные и бессюжетные карточки (карточки Лая, бубен, стол.
Логическая система вопросов продуктивного и репродуктивного характера, объяснение, указание (показываю карточки с цифрами)
- Что это?
– Цифры.
– Какие эти цифры? Назовите-ка.
- 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10.
(показываю карточки с точками)
- А это числовые фигуры. Вы должны найти пару, чтобы цифра соответствовала числовой фигуре, то есть, количеству кругов или картинок на карточке. Сейчас я буду звонить бубном, а вы будете бегать по группе, но как только бубен замолчит, вы сразу ищете свою пару и берёте её за руку. Затем мы все вместе проверим, какие пары у нас получились. Все поняли?
Звенит бубен, дети свободно бегают по группе. Как только бубен смолкает, дети объединяются в пары. Затем вместе с детьми проверяю получившиеся пары и помогаю тем, кто ошибся:
– Лиза, почему ты встала в паре с Андреем?
Лиза – Потому, что у меня на карточке четыре картинки и у Андрея на карточке нарисована цифра 4.
– Правильно, Лиза. Вика, какая у тебя цифра на карточке?
Вика – у меня на карточке цифра 8.
– А кто с тобой в паре?
Вика – Дима.
– Почему с тобой в паре Дима?
Вика – Потому что у Димы на карточке 8 кружочков.
– Дима, а ты почему встал с Викой?
Дима – Потому, что у меня 2 кружка, а у Вики цифра 2.
Игра проводится 3-4 раза
IV.Результат
(Итог, рефлексия)
Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка. - Итак, ребята, сегодня мы с вами играли в игру …
Д. – Найди свою пару!
- Мы составляли пары из карточек с цифрами и точками, где цифра показывала количество точек на карточке. Почему мы смогли поиграть в эту игру?
Д. – Потому, что мы умеем считать.
Дима – Мы знаем цифры.
- Вы молодцы, ребята, хорошо играли, все пары были составлены верно. В следующий раз мы с вами ещё поиграем в такую игру, уже с другими карточками.
Вариант: карточки с точками можно заменить на карточки с геометрическими фигурами.