Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию элементарных математических представлений
в средней группе
Доброго всем времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию Картотеку дидактических игр по ФЭМП для детей 4 - 5 лет. Написана она мною в соответствии с ФГОС. Большой объем, поэтому разделила на три части.
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе (1 часть)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Занятие 1
Дидактическая игра «Угадай, сколько»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.
Наглядный материал: две корзинки, грибы, осенние листочки.
Ход. Воспитатель обращает внимание детей на полянки с грибами. Спрашивает: «Сколько полянок?» (Дети отвечают).
(Грибы разложены на двух столах, стоящих отдельно друг от друга. Так же на столах лежат осенние листья.)
Задает вопросы: «Что мы видим на полянках?», «Как называется предмет, в который складывают грибы?», «Сколько корзинок?». (Дети отвечают).
Далее педагог предлагает детям разделиться на две команды и собрать грибы в корзинки. (Дети выполняют задание).
Ребятам нужно сравнить содержимое корзинок, а для этого нужно посчитать грибы. В первой корзинке дети считают грибы вместе с воспитателем, а во второй уже самостоятельно. Педагог спрашивает детей: «Сколько грибов лежит в каждой корзине?» (Дети отвечают).
Воспитатель подводит итог: «В корзинах лежит одинаковое количество грибов. Значит можно сказать, что грибов поровну или в первой корзине столько, сколько и во второй».
Затем педагог обращает внимание детей на то, что на полянках лежат красивые осенние листочки: «Сколько листочков на дорожке?». Предлагает детям взять по одному грибочку из корзинок: «Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Дети отвечают).
Воспитатель подводит итог: «Правильно. И грибочков, и листочков поровну. А еще можно сказать, что листочков столько, сколько и грибочков».
«Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить грибок на листик или накрыть листиком гриб).
Дети располагают предметы одним из способов.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Найди пару»
Направление работы: величина.
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
Наглядный материал: мячи большие и маленькие, пирамидки большие и маленькие.
Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть мячи. Задает вопрос:
«Мячи одинаковые по величине?» (Дети отвечают).
Затем предлагает взять по одному большому мячу и найти ему пару – маленький мяч.
Продолжает задавать вопросы: «Что можно сказать о величине большого мяча по сравнению с маленьким? (Большой мяч больше маленького мяча.)
Что можно сказать о величине маленького мяча по сравнению с большим? (Маленький мяч меньше большого.)
Такие же действия педагог проделывает и со следующими предметами.
Воспитатель подводит итог.
Дидактическая игра «Что где находится»
Направление работы: ориентировка в пространстве.
Цель. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Наглядный материал. Предметы, находящиеся в игровой комнате, учебной
комнате и других помещениях. (Игра может проходить в различных местах нахождения детей).
Ход. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. (Чтобы детям было легче отвечать на вопросы, начать работу по ориентировке в пространстве нужно с дидактических сюжетных картин).
Например.
Вопрос. Я стою между Ваней и Катей. А где стоит Миша?
Ответ. Миша стоит права от Кати.
Вопрос. Я стою между Ваней и Катей. А где стоит Варя?
Ответ. Варя стоит слева от Вани.
Вопрос. На трех полках есть игрушки. На первой полке стоит машинка, на второй полке лежит конструктор, на третьей полке сидит кукла. На каком месте находится каждая из игрушек?
Ответ. Машинка стоит вверху, кукла сидит внизу, а конструктор лежит посередине.
Вопрос. Какие предметы вы видите впереди себя или перед собой?
(Дети называют все, что видят перед собой. Педагог предлагает детям сформулировать полный ответ)
Ответ. Впереди меня стоит стол. Впереди расположено окно. И т. д.
Вопрос. Какие предметы находятся сзади вас?
(Дети называют все, что расположено сзади них. Педагог предлагает детям сформулировать полный ответ)
Ответ. Сзади меня стоит кровать. Сзади стоит полка с игрушками. И т. д.
Воспитатель подводит итог.
Занятие 2
Дидактическая игра «Поможем Мишке разложить картинки»
Направление работы: ориентировка во времени.
Цель. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Наглядный материал. Сюжетные картинки с изображением разных частей суток.
Ход. Воспитатель показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Задает вопросы в соответствии с тем, что или кто изображен на картинке, какие действия выполняют персонажи, и какая часть суток изображена. Далее предлагает детям разложить последовательно картинки (утро, день, вечер, ночь).
Примеры вопросов:
1. Кто изображен на картинке?
2. Что делают дети, нарисованные на картинке?
3. В какое время суток это бывает? И т. д.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Собираем урожай»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
Наглядный материал. Макеты садовых деревьев (яблоня, груша, слива) 2 шт., макеты фруктов (яблоко, груша, слива) 5 желтых и 5 красных, макеты корзин 2 шт.
Все макеты на выбор педагога.
Ход. (Примером берем макет яблони). Воспитатель предлагает детям рассмотреть садовые деревья. Задает вопросы: «Что за фрукты растут на этих деревьях? (Яблоки) Как называются эти деревья? (Яблони) Где растут эти деревья? (В саду) Значит деревья какие? (Садовые)».
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы с вами будем собирать урожай яблок. Как вы думаете, дети, во что мы будем складывать яблоки? (Ответы детей). Правильно, в корзины.
А почему у нас две корзины? (Ответы детей). Верно, потому что яблоки разного цвета.
Давайте соберем урожай яблок и разложим их в корзинки по цветовой гамме.
(Дети выполнили задание)
Как узнать, поровну ли красных и желтых яблок? (Ответы детей). Разложите красные яблоки возле корзинки. (Дети выполняют задание). А теперь на каждое красное яблоко положите желтое яблоко. (Дети выполняют задание). Что можно сказать о количестве красных и желтых яблок? (Ответы детей). (Яблок должно быть равное количество).
(Для усложнения задания можно сделать неравное количество яблок).
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Построй свой домик»
Направление работы: форма.
Цель. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Развивать навыки конструирования построек из геометрических фигур.
Наглядный материал. Геометрические фигуры: квадрат и треугольник больших размеров по 5 штук на каждого ребенка (цвета могут быть разными, квадраты маленького размера по 10 штук на каждого ребенка (желтого цвета).
Ход. У детей на столах лежат геометрические фигуры. Воспитатель ведет диалог с детьми: «Какие фигуры есть у вас на столах? (Ответы детей). Правильно, это геометрические фигуры, квадраты и треугольники. Можно ли из этих фигур построить домики? (Ответы детей). Что нам понадобится для строительства домиков, какие фигуры? (Ответ детей). Разложите все квадраты в ряд. (Дети выполняют задание). Что нужно положить на квадраты, чтобы получились домики? (Ответ детей). Верно, нужно положить треугольники. (Дети находят треугольники и достраивают дома). Какой детали не хватает нашим домам? (Ответ детей). Верно, это окна и двери. Какую геометрическую форму имеет окно? (Ответ детей). Какую геометрическую форму имеет дверь? (Ответ детей). Разложите их сами. (Дети выполняют задание).
Далее воспитатель обсуждает вместе с детьми способы постройки домов, останавливаясь, для закрепления, на каждой детали.
Воспитатель подводит итог.
Занятие 3
Дидактическая игра «Угадай, сколько?»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Совершенствовать умение считать в пределах 5. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
Наглядный материал. Синие шары круглой формы 5 штук, красные шары круглой формы 5 штук, две счетные карточки.
Ход. Воспитатель работает на магнитной доске. Крепит две счетные карточки, друг под другом, с интервалом, примерно, 8 – 10 см. На верхнюю карточку прикрепляет шары синего цвета, на нижнюю – шары красного цвета.
После выполненного действия воспитатель ведет диалог с детьми: «Сколько синих шаров на верхней полоске? Сколько красных шаров на нижней полоске? Уберите синий шарик. Шариков какого цвета больше (меньше? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов: прибавление и убавление предметов). Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»
Для закрепления результата каждому ребенку выдается наглядный материал. Дети должны ориентироваться на словесные указания воспитателя.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Длинный, короткий»
Направление работы: величина.
Цель. Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, обозначая результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче.
Наглядный материал. Ленты двух величин – длинные и короткие по 3 штуки. (Цвет по выбору педагога).
Ход. Воспитатель размещает на магнитной доске две ленты: длинную и короткую. Спрашивает: «Какого цвета ленты? Одинаковые ли они по длине? Как можно их назвать? (Ответ: «Одна лента длинная, а другая короткая»).
Далее воспитатель располагает на магнитной доске оставшиеся ленты. Предлагает детям короткие ленты закрепить с правой стороны доски, а длинные – с левой. После того, как дети распределят ленты по длине, показывает, каким способом можно сравнить ленты и длинные, и короткие. Рассказывает о способах наложения и приложения.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Широкий, узкий»
Направление работы: величина.
Цель. Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, обозначая результаты сравнения словами: широкий – узкий, шире – уже.
Наглядный материал. Ленты двух величин – широкие и узкие по 2 штуки каждой (цвет серый, бумажные макеты машин и людей по количеству детей.
Ход. Воспитатель размещает на магнитной доске две ленты: широкую и узкую. Выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет, применяя способ наложения.
Далее воспитатель раздает каждому ребенку по одной широкой и одной узкой ленте, бумажные макеты машины и человека. Спрашивает: «По какой дороге ездят машины? По какой дорожке ходят люди?». Предлагает детям расположить машину и человека на широкую и узкую ленты.
Воспитатель подводит итог.
Занятие 4
Дидактическая игра «Найди такой же предмет»
Направление работы: форма.
Цель. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Наглядный материал. Круг, квадрат, треугольник – половинки (каждого по 5 штук, цвета разные, карточки с контурным изображением этих фигур.
Ход. На столах у детей геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, разделенные на две части. Воспитатель предлагает детям собрать фигуры, используя карточки с контурным изображением кругов, квадратов, треугольников. Затем проверяет правильность выполнения задания, выясняет названия фигур.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Заборчики для животных»
Направление работы: величина.
Цель. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий – низкий, выше – ниже.
Наглядный материал. Макеты животных (жираф, лиса, полоски для заборчиков (разной длины) от 10 до 30 штук.
Ход. Воспитатель предлагает детям построить заборчики для животных: для жирафа – высокий забор, а для лисички – низкий заборчик. Сначала ребята сравнивают животных по высоте. Воспитатель задает вопросы: «Кто выше: жираф или лиса? Кто ниже: лиса или жираф?».
Затем располагают полоски для заборчиков соответствующим образом: высокие для жирафа, низкие для лисы. Для усложнения задания можно расположить полоски горизонтально для низкого заборчика и вертикально для высокого (в данном случае полоски могут быть как одинаковые по длине, так и разные).
Воспитатель подводит итог.
Занятие 5
Дидактическая игра «Петрушкины гости»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
Наглядный материал. Макеты: лесенка (1 шт., зайчики (3 шт., белочки (3 шт., Петрушка (1 шт.)
Ход. Воспитатель сообщает детям, что к Петрушке пришли гости – это зайчики и белочки. Ставит двух зайчиков на лесенку. Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков надо посчитать. Воспитатель считает вместе с детьми и уточняет: «Сколько зайчиков прибежало?»
Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков. Считает и спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?»
Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки. Их по два»
Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку и говорит: «К двум белочкам прибежала еще одна. Как узнать, сколько стало белочек? (Посчитать). А зайчиков сколько? (Дети считают). Сравните, кого больше – три белочки или два зайчика? (Три белочки больше, чем два зайчика). Сравните, кого меньше – два зайчика или три белочки? (Два зайчика меньше, чем три белочки). Как сделать так, чтобы и зайчиков, и белочек стало поровну?»
Воспитатель слушает ответы детей и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление предметов.
Воспитатель (вместе с детьми) делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Направление работы: форма.
Цель. Упражнять в умении определять геометрические фигуры (плоские и объемные) – круг, квадрат, треугольник, шар, куб, конус осязательно-двигательным путем.
Наглядный материал. Мешочек, круг, квадрат, треугольник, шар, куб, конус.
Ход. Воспитатель последовательно показывает детям геометрические фигуры плоские и объемные (круг, шар, квадрат, куб, треугольник, конус). Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.
Воспитатель подводит итог.
Игровое упражнение «Поручение»
Направление работы: ориентировка в пространстве.
Цель. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
Ход. Воспитатель предлагает детям поочередно спрятать за спину правую и левую руку. Уточняет, какую руку они спрятали, какую показали.
Воспитатель просит ребят посмотреть направо (налево) и сказать, что они видят справа (слева).
Занятие 6
Дидактическая игра «Домики для поросят»
Направление работы: величина
Цель. Упражнять в сравнении предметов по величине (ширина, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий – узкий, шире – уже.
Наглядный материал. Домики разной ширины (3 шт., двери разной ширины (3 шт.).
Ход. Воспитатель показывает детям три домика, в которых живут поросята, и предлагает сделать двери нужной ширины, чтобы закрыть вход в домики. Ребята решают, какой ширины должны быть двери, сравнивают их по ширине, подбирают дверь к каждому домику и называют ширину каждой двери (широкая, узкая).
Игровое упражнение «Дорожки длинные и короткие»
(Игровое упражнение относится к дидактической игре «Домики для поросят»)
Направление работы: величина.
Цель. Упражнять в сравнении предметов по величине (длина, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче.
Наглядный материал. Дорожки из бумаги (длинные и короткие).
Ход. На столах у детей лежат дорожки из бумаги. Воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой). Покажите короткую дорожку».
Дидактическая игра «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»
Направление работы: ориентировка во времени.
Цель. Расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
Наглядный материал: сюжетные картинки с изображением разных частей суток.
Ход. Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и расположить карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь).
Занятие 7
Дидактическая игра «Где звенит колокольчик?»
Направление работы: ориентировка в пространстве.
Цель. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Наглядный материал. Колокольчик.
Ход. Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.
Игра повторяется 3 – 4 раза.
Игровое упражнение «Угощения для зверушек»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Наглядный материал. Белочки (3 шт., орешки (3 шт.).
Ход. На магнитной доске воспитатель заранее разместил три белочки. Обращаясь к детям, выясняет, как узнать, сколько белочек. (Посчитать). Потом предлагает детям посчитать белочек, напомнив правила счета. Воспитатель побуждает детей называть итоговое число вместе с предметом. (Одна, две, три белочки). В случае необходимости помогает. Затем уточняет: «Сколько белочек?» (Всего три белочки).
Воспитатель предлагает угостить белочек орешками. Ребенок раскладывает орешки: под каждой белочкой прикрепляет по одному орешку (одного орешка не хватает). Воспитатель интересуется: «Сколько орешков? Сколько белочек? Три белочки и два орешка – сравните, что больше? (Три белочки больше, чем два орешка). Два орешка и три белочки – сравните, что меньше? (Два орешка меньше, чем три белочки). Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?»
Дети устанавливают равенство между белочками и орешками любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь белочек и орешков? Как получилось три белочки? Как получилось три орешка?»
Воспитатель помогает детям сделать выводы: «К двум орешкам добавили еще один орешек, и орешков стало три» или «От трех белочек убрали одну белочку, и белочек стало две».
Занятие 8
Дидактическая игра «Который по счету?»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Наглядный материал. Пирамидка, машинка, кукла (игрушки).
Ход. Воспитатель выставляет на стол три игрушки – пирамидку, машинку, куклу. Просит детей посчитать их, заранее напоминая правила счета. (Дети считают). Затем спрашивает: «Сколько игрушек на столе?». Дети отвечают: «Три игрушки».
«Когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать по другому: первый, второй, третий (первая, вторая, третья)», - напоминает воспитатель.
Вместе с воспитателем дети считают: «Первая пирамидка, вторая машинка, третья кукла». Затем воспитатель называет игрушку, а дети определяют ее порядковое место.
Игровое упражнение «Найди пару»
Направление работы: величина.
Цель. Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный – длиннее, короткий – короче, широкий – шире, высокий – выше.
Наглядный материал. Веревочки, ленты, пирамидки, полоски, банты.
Ход. Воспитатель раскладывает на столе предметы, разные по длине, ширине, высоте (веревочки, ленты, пирамидки, полоски, банты). Предлагает детям найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующие признаки словами. Например: красный бант широкий, а желтый бант узкий; зеленая лента длинная, а белая лента короткая; пирамидка «Медвежонок» высокая, и пирамидка «Лисенок» низкая и т. д.
Занятие 9
Игровое упражнение «Украсим платочки»
Направление работы: количество и счет.
Цель. Учить считать в пределах 4; показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4.
Наглядный материал. «Платки» - (квадрат и треугольники, 2 шт., красные листочки (3 шт., желтые листочки (4 шт.).
Ход. Воспитатель раздает детям платочки (квадраты и треугольники) и наборы красных и желтых листочков. Уточняет названия геометрических фигур, которые лежат на столах.
Затем дает детям задание: «Расположите на квадратном платочке три красных листочка, а на треугольном платочке – четыре желтых листочка». Далее вместе с детьми просчитывает количество и красных листочков, и желтых. Спрашивает: «Сколько красных листиков лежит на квадратном платке? (Ответ детей). Сколько желтых листочков лежит на треугольном платке? (Ответ детей). Сравните, что больше – четыре красных листочка или три желтых листочка? (Четыре красных листочка больше, чем три желтых листочка). Сравните, что меньше – три желтых листочка или четыре красных листочка? (Три желтых листочка меньше, чем четыре красных листочка). Какое число больше: четыре или три? (Ответ детей). Какое число меньше: три или четыре? (Ответ детей). Сделайте так, что и красных листочков, и желтых листочков стало поровну. (При этом воспитатель уточняет способы уравнивания предметов).
Занятие 10
Дидактическая игра «Что изменилось?» (Первый вариант)
Направление работы: количество и счет, форма.
Цель. Упражнять в порядковом счете в пределах 4. Развивать умение работать с предметным рядом, запоминать порядок их расположения.
Наглядный материал. Наборы геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Каждого набора по 4 штуки в комплекте. Четыре разных цвета (на усмотрение воспитателя). Размер фигур одинаковый.
Ход. Воспитатель располагает на магнитной доске четыре круга разного цвета. Например: красный, синий, желтый, зеленый. Просит детей посчитать количество фигур. Спрашивает: «Сколько кругов? Какого цвета круги? Который по счету красный круг? Который по счету зеленый круг? Который по счету желтый круг? Который по счету синий круг?» (Ответ детей).
Далее воспитатель предлагает запомнить порядок их расположения и просит детей закрыть глаза. А сам в это время меняет круги местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось. Например: «Красный круг был на первом месте, а сейчас на втором». И т. д.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Направление работы: количество и счет, форма.
Цель. Упражнять в порядковом счете в пределах 4. Развивать умение работать с предметным рядом, запоминать порядок их расположения.
Наглядный материал. Наборы геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Каждого набора по 4 штуки в комплекте. Четыре разных цвета (на усмотрение воспитателя). Размер фигур одинаковый.
Ход. Воспитатель располагает на магнитной доске четыре разных геометрических фигуры. Например: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Просит детей посчитать количество фигур. Спрашивает: «Сколько геометрических фигур? Сколько кругов? Сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников?» (Ответ детей).
Далее воспитатель предлагает запомнить порядок их расположения и просит детей закрыть глаза. А сам в это время меняет геометрические фигуры местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось. Например: «Квадрат был на втором месте, а сейчас на четвертом». И т. д.
Игра повторяется 2 – 3 раза.