Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 3 часть

Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 3 часть

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе (3 часть)

Занятие 21

Дидактическая игра «Сделай столько же»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Учить считать движения в пределах 5.

Наглядный материал. Числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов).

Ход. Перед началом игры воспитатель поочередно демонстрирует детям числовые карточки, предлагает посчитать количество кругов и рассказывает о том, какие задания они должны будут выполнить. Далее воспитатель выполняет движения, дети считают их и поднимают карточку с соответствующим количеством кругов (это могут быть хлопки, прыжки, шаги, работа с музыкальными инструментами и т. д.). После выполнения каждого задания воспитатель спрашивает: «Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений?».

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе, 3 часть» размещена в разделах

Игра проходит с усложнением условий, т. е. сразу идет индивидуальная игра-опрос, далее по подгруппам.

Игровое упражнение «Разложи ленты»

Направление работы: величина.

Цель. Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Наглядный материал. Ленты разной ширины и одинаковой длины (по 5 штук для каждого ребенка).

Ход. Воспитатель показывает детям ленты разной ширины, но одинаковой длины, останавливаясь на размерах каждой. После объяснения просит детей разложить их в порядке убывания (начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой). Обязательно нужно рассказывать о порядке расположения лент: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая.

Игровое упражнение «Дорожки бывают разными»

Направление работы: величина.

Цель. Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Наглядный материал. Дорожки разной ширины и одинаковой длины (по 4 штуки для каждого ребенка).

Ход. Воспитатель показывает детям дорожки разной ширины, но одинаковой длины, останавливаясь на размерах каждой. После объяснения просит детей разложить их в порядке возрастания (начиная с самой узкой и заканчивая самой широкой, используя знакомые способы сравнения. При этом уточняются правила выбора дорожек по ширине: самая узкая, немного шире, еще шире, самая широкая.

Занятие 22

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Наглядный материал. Сюжетные и предметные картинки с изображением героев из мультфильмов «Простоквашино», «Лунтик и его друзья», «Барбоскины» и т. д.

Ход. На магнитной доске расположены картинки-фотографии героев мультфильмов. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть «фотографии» и расположить их по порядку в соответствии с временем суток. При этом воспитатель задает детям вопросы: «Кто изображен на этой фотографии? Что он делает? Когда это бывает? Что еще можно делать в это время суток? И т. д.»

Игровое упражнение «Сделай столько же»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Формировать умение воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Наглядный материал. Числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов).

Ход. Воспитатель предлагает детям выполнить ряд заданий: сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т. д., сколько кружков на числовой карточке; отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников, сколько услышали хлопков.

После выполнения каждого задания воспитатель уточняет у детей: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков и т. д.? Почему вы выполнили столько движений?»

Занятие 23

Дидактическая игра «Дети убирают игрушки»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Формировать умение двигаться в заданном направлении: вперед, назад, налево, направо.

Наглядный материал. Игрушки разной направленности (машинки, кубики, куклы, пирамидки и т. д., корзины (4 шт.).

Ход. В центре игровой комнаты разложены игрушки и расставлены 4 корзины.

Воспитатель вместе с детьми встает в центр группы, определяет местоположение корзин (впереди, сзади, слева, справа). Дает указание конкретным детям разложить игрушки по корзинам. Например: «Ванюша, положи игрушку в корзину, которая находится слева от тебя», «Катюша, отнеси игрушку в корзину, которая находится сзади тебя» и т. д.

Когда дети закрепят эти позиции, игру усложняют. Собирая игрушки, дети уточняют направление своего движения (вперед или назад, направо или налево) и называют игрушки. Например: «Я несу пирамидку в корзину, которая находится слева от меня», «Я несу куклу в корзину, которая находится сзади от меня» и т. д.

Дидактическая игра «Найди столько же»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Наглядный материал. Числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов).

Ход. По просьбе воспитателя в центр группы выходит ребенок и выполняет столько движений, сколько попросит взрослый (количество движений он сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети). Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов. При этом воспитатель предлагает ребятам обосновать свой выбор: «Сколько кругов на карточке? Какое число я назвала?».

Игра повторяется 3 – 4 раза. Каждый раз в центр группы выходит другой ребенок.

Занятие 24

Дидактическая игра «Мячики большие и маленькие»

Направление работы: количество и счет, величина.

Цель. Формировать умение сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький (и в обратном порядке).

Наглядный материал. Корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт.).

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на корзину с мячами и предлагает узнать, поровну ли в ней больших и маленьких мячей (количество мячей воспитатель каждый раз определяет сам).

По указанию воспитателя дети отбирают сначала все большие, затем все маленькие мячи и располагают их в ряд. Воспитатель уточняет: «Одинаковые ли мячи по величине? Каких мячей больше? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько больших (маленьких) мячей? Посчитайте мячи. Что можно сказать о количестве больших и маленьких мячей (по сколько их?».

Воспитатель просит расположить мячи так, чтобы сразу было видно, что их поровну. Воспитатель уточняет способы сравнения.

Игровое упражнение «Собираем пирамидку»

Направление работы: величина.

Цель. Формировать умение сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький (и в обратном порядке).

Наглядный материал. Коробка с кольцами от пирамидок разного цвета и размера, стержни для пирамидок или вырезанные овалы разного цвета и размера для пирамидок.

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на детали от пирамидки, уточняет их цвет и величину. Каждый ребенок отбирает овалы (кольца) одного цвета и собирает пирамидку.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как они собрали пирамидку (при ответе дети должны использовать слова самое большое (колечко, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Занятие 25

Игровое упражнение «Угостим кукол чаем»

Направление работы: количество и счет, величина.

Цель. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Наглядный материал. Куклы (4 шт., тарелки большие и маленькие (по 4 шт.)

Ход. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем, но для этого нужно накрыть стол, поставив перед каждой куклой большие и маленькие тарелки.

Дети считают, сколько маленьких и сколько больших тарелок (количество должно быть неравным). Например, маленьких тарелок четыре, а больших три.

Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок, задавая вопросы: «Сравните, каких тарелок больше, четыре маленьких или три больших? (Четыре маленьких тарелки больше, чем три больших тарелки). Что меньше, три больших тарелки или четыре маленьких тарелки? (Три больших тарелки меньше, чем четыре маленьких тарелки). Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?»

Воспитатель напоминает детям способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок.

Дидактическая игра «Постройте ребят по росту»

Направление работы: величина.

Цель. Формировать умение сравнивать три предмета по высоте, расставлять их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Ход. Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Просит стать их по росту, от самого высокого до самого низкого. Остальные дети называют рост каждого ребенка. Например: «Артем самый высокий, Роберт немного ниже Артема, а Гриша самый низкий» (порядок убывающей последовательности). Или: «Мирон самый низкий, Арсений немного выше, а Дима самый высокий» (порядок возрастающей последовательности).

Игра повторяется 3 – 4 раза с участием других детей.

Занятие 26

Игровое упражнение «Домики и елочки»

Направление работы: величина.

Цель. Упражнять в умении сравнивать 4 – 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий (и в обратном порядке).

Наглядный материал. Елочки разной высоты (по 4 шт. для каждого ребенка, домики разной высоты (по 5 шт. для каждого ребенка)

Ход. Воспитатель раздает наглядный материал играющим детям и просит их разложить сразу елочки, а потом домики в возрастающем порядке, то есть от самого маленького, до самого большого. Тоже самое проделываем, но уже в убывающем порядке, то есть от самого большого предмета до самого маленького. Не забываем сравнивать предметы при помощи вышеперечисленных слов.

Возрастающий порядок: самый низкий, чуть выше, еще выше, самый высокий.

Убывающий порядок: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

Игровое упражнение «Цветы на клумбе»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Применить способ приложения и наложения.

Наглядный материал. Цветы одинакового цвета (10 штук на каждого играющего, по две полоски зеленого цвета 7х25 см (на каждого ребенка).

Ход. Воспитатель предлагает детям одну полоску положить вверху стола, а другую немного ниже. На первую полоску дети выкладывают цветы близко друг к другу, а на вторую – далеко друг от друга.

Воспитатель выясняет:

1. «Одинаково ли расположены цветы на двух полосках? (Ответы детей)

2. В каком ряду кажется, что цветов больше? (Ответы детей)

3. Как узнать, сколько цветов в каждом ряду? (Ответы детей)

4. Что можно сказать о количестве цветов и в верхнем ряду, и в нижнем? (Ответы детей)

5. Как проверить их равенство? (Ответы детей)

Воспитатель просит детей показать эти способы уравнивания предметов (приложение и наложение).

Занятие 27

Дидактическая игра «Разложи предметы по форме»

Направление работы: форма.

Цель. Продолжать знакомить детей с геометрическими плоскостными (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и объемными (шар, куб, цилиндр, фигурами. Систематизировать умение раскладывать фигуры по форме.

Наглядный материал. Цилиндр, шар, куб (из пластмассового конструктора, набор предметов в форме шара, куба и цилиндра (мяч, стакан, апельсин, яблоко, помидор, огурец, коробка в форме куба, коробка в форме цилиндра (тубус) и т. д., а также плоскостные фигуры разного размера – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ход. На столе разложены и расставлены вышеперечисленные предметы. Воспитатель уточняет их названия и форму. Далее просит детей распределить эти предметы по форме. Распределив фигуры, дети еще раз вместе с воспитателем называют формы: квадратная, круглая, треугольная, прямоугольная.

Игровое упражнение «Что где находится?»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Наглядный материал. Мяч, кукла, пирамидка, машинка, ведерко (можно взять другие игрушки).

Ход. Воспитатель заранее прячет игрушки. Выбирается ребенок и по указанию воспитателя он двигается в заданном направлении. Делает определенное количество шагов, указанное педагогом. При правильном выполнении задания ребенок находит игрушку.

Например:

1. Петя, сделай, пожалуйста, вперед три шага. Теперь поверни налево и сделай еще два шага.

2. Варя, сделай, пожалуйста, вперед один шаг. Теперь поверни направо и сделай еще пять шагов. И т. д.

Игру можно проводить 5 – 6 раз.

Занятие 28

Игровое упражнение «Построй заборчики»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Наглядный материал. Синие счетные палочки (5 шт., красные счетные палочки (5 шт., по две полоски белого цвета на каждого ребенка (одна полоска короткая 4х15 см, другая полоска длинная 4х25 см).

Ход. Воспитатель предлагает детям построить заборчики из счетных палочек, поясняя, что один заборчик будет синего цвета, а другой красного. Педагог также обращает внимание на две полоски, интересуясь, одинаковые они или нет. После ответа детей, уточняет: «Одна полоска короткая, значит, и заборчик будет коротким. А другая полоска длинная, значит, заборчик будет длиннее. Палочки нужно расположить на одинаковом расстоянии друг от друга. У короткого заборчика они будут близко друг к другу, а у длинного заборчика, расстояние между ними увеличится».

Дети самостоятельно выполняют работу. Педагог оказывает помощь, только если ребенок в ней нуждается.

Когда заборчики построены, воспитатель просит посчитать количество палочек у короткого заборчика и количество палочек у длинного заборчика.

Задает вопросы:

1. Одинаково ли расположены палочки у заборчиков? (Ответ детей)

2. Сколько палочек у короткого заборчика? (Ответ детей)

3. Сколько палочек у длинного заборчика? (Ответ детей)

4. Что можно сказать о количестве палочек у заборчиков? (Ответ детей)

Воспитатель подводит итог: «Количество палочек у заборчиков одинаковое. Количество не зависит от того, как они расположены».

Занятие 29

Дидактическая игра «Части суток»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Наглядный материал. Картинки с изображением частей суток (количество на усмотрение воспитателя).

Ход. Воспитатель задает детям вопросы:

1. Сколько частей суток? (Ответ детей)

2. Назовите все части суток. (Ответ детей)

Теперь педагог предлагает детям отгадать загадки.

Загадки:

1. Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

2. Солнце в небе

Ярко светит.

На прогулку мы идём,

Песни весело поём. (День)

3. Солнышко лучистое

Село за дома.

Мы пришли с прогулки.

Ужинать пора. (Вечер)

4. В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Дальше воспитатель раздает детям картинки. У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть картинки. Потом задает вопросы. Ответ детей – это поднятая картинка с правильным временным отрезком.

Например.

1. Что мы делает утром, когда просыпаемся? (Картинки: умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, идем в детский сад и т. д.)

2. Что мы делаем днем? (Картинки: играем на улице, смотрим картинки, купаемся на море, катаемся на велосипеде, занимаемся и т. д.)

3. Что мы делаем вечером? (Картинки: уходим из детского сада, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши» и т. д.)

4. Что происходит ночью? (Картинки: малыши спят, на небе светят звезды и т. д.)

По окончании игры воспитатель подводит итог, еще раз повторяя с детьми части суток.

Дидактическая игра «Украшения для праздника»

Направление работы: величина.

Цель. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

Наглядный материал. Картонные шарики разного цвета и величины (по 4-5 шт. на каждого ребенка, флажки разного цвета и величины (по 4-5 шт. на каждого ребенка, праздничные шаблоны формата А-4 (по 2 шт. на каждого ребенка).

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на праздничные шаблоны, которые лежат на столах. И предлагает детям украсить их флажками и шариками. Далее задает вопрос: «Что можно сказать о цвете и величине шариков?». Дети отвечают: «Шарики разного цвета и величина у них тоже разная».

Педагог предлагает детям расположить шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого маленького и заканчивая самым большим, уточняя приемы раскладывания предметов по величине.

По окончании задания дети вместе с воспитателем рассказывают о величине шаров, используя слова: самый маленький, побольше, еще побольше, самый большой.

Аналогичное задание дети выполняют с флажками и располагают их в порядке убывания.

По окончании задания дети вместе с воспитателем рассказывают о величине флажков, используя слова: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький.

Занятие 30

Дидактическая игра «Волшебный мешок»

Направление работы: форма.

Цель. Продолжаем изучать особенности осязательного восприятия предметов.

Наглядный материал. Непрозрачный мешочек, мяч большой и маленький, пластмассовый куб большой и маленький, муляжи яблока и томата, пирамидка большая и маленькая (по выбору воспитателя).

Ход. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь предмет, который находится в мешочке. Нужно сказать, что это, определить форму и величину.

Например.

В мешке мяч. Он круглый и маленький.

В мешке кубик. Он квадратный и большой. И т. д.

Игра проводится 5 – 7 раз.

Игровое упражнение «Продолжи ряд»

Направление работы: форма.

Цель. Учить детей раскладывать фигуры с определенной последовательностью.

Наглядный материал. Карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на карточки, которые лежат на столах перед ними. На каждой карточке шесть ячеек: пять уже заполнены геометрическими фигурами, шестая пуста. Воспитатель предлагает положить недостающую геометрическую фигуру.

Например.

1. Круг, квадрат, круг, квадрат, круг … (квадрат).

2. Круг, треугольник, круг, треугольник, круг … (треугольник).

3. Квадрат, треугольник, квадрат, треугольник, квадрат … (треугольник). И т. д.

Занятие 31

Дидактическая игра «Правильно пойдешь – секрет найдешь»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Наглядный материал. Любые игрушки, музыкальные инструменты по усмотрению воспитателя.

Ход. Воспитатель заранее раскладывает предметы, которые необходимы для игры. Делает это так, чтобы дети не видели. Для каждого задания приглашает по одному ребенку и дает указание.

Например.

1. Ваня, сделай, пожалуйста, назад три шага. Теперь направо два шага. Подними руку вверх и возьми предмет.

2. Матвей, сделай, пожалуйста, вперед два шага. Теперь налево один шаг. Наклонись вниз и возьми предмет. И т. д.

Игру можно повторять 5 – 7 раз.

Публикации по теме:

Игра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представленийИгра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений Формирование элементарных математических представлений является одним из самых важных предмтов в подготовке детей к школьной программе.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Парочки" Цель: Продолжать учить детей порядковому.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 3 часть
Опубликовано: 1 июля 2024 в 07:50
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 3 часть» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД