МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 2 часть

Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе (2 часть)

Занятие 11

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Направление работы: форма.

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе, 2 часть» размещена в разделах

Цель. Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать умение группировать геометрические фигуры по трем признакам: форма, цвет, размер. Развивать навыки простейших закономерностей в чередовании фигур.

Наглядный материал. Карточки с изображением нити (по количеству детей, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (каждой фигуры на каждого ребенка не менее 10 штук). Размер и цвет фигур разные.

Ход. Воспитатель раздает детям карточки с изображением нити и набор геометрических фигур. (Показ ведет на магнитной доске).

Вариант 1 (одинаковые форма и размер, но разный цвет).

Например: на нитке расположены три квадрата: красный, желтый, синий. Дети должны, соблюдая эту последовательность, выложить на нитке круги. Тоже самое проделываем с другими геометрическими фигурами.

Вариант 2 (размер фигур один, но разные форма и цвет).

Например: на нитке расположены три фигуры: квадрат, круг, треугольник. Дети должны, соблюдая эту последовательность, выложить на нитке фигуры.

Можно продолжить составлять еще варианты для этой игры, изменяя форму, цвет и размер геометрических фигур.

Игровое упражнение «Когда это бывает»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Наглядный материал. Карточки с изображением частей суток – утро, день, вечер, ночь (количество не ограничено).

Ход. Воспитатель читает детям потешки, стихи, маленькие рассказы, действие в которых происходит в разное время суток (последовательность времен суток может быть разной). Дети определяют время суток и показывают соответствующую карточку.

В конце игры воспитатель предлагает назвать части суток по порядку.

Занятие 12

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Наглядный материал. Игрушки разложены и расставлены по всей игровой комнате.

Ход. Воспитатель заранее раскладывает и расставляет игрушки по своим местам. Задача детей, опираясь на вопросы воспитателя, найти игрушку, назвать место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа.

Игра повторяется 2 – 3 раза с изменением местоположения детей.

Дидактическая игра «Завяжем куклам бантики»

Направление работы: величина.

Цель. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Наглядный материал. Большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента (ленты можно взять любого цвета).

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на ленты и предлагает их сравнить, используя правила сравнения: способ наложения предмета на предмет, подравнивая края с левой стороны. Задает вопросы: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету, по величине, по ширине? Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной? Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной?». (Ответы детей).

Далее воспитатель обращает внимание детей на кукол и предлагает ответить на вопрос: «Чем отличаются куклы?». Дети отвечают: «Одна кукла большая, другая маленькая». Воспитатель продолжает опрос: «Какой бант подойдет большой кукле? Какой бант подойдет маленькой кукле?». Дети отвечают: «Большой кукле красный бант, потому что он длинный и широкий, а маленькой кукле зеленый бант, потому что он короткий и узкий».

Воспитатель предлагает детям повязать банты куклам.

Занятие 13

Дидактическая игра «Куклы на прогулке»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Наглядный материал. Куклы одного размера 5 шт., машины 5 шт. (комплекты по количеству играющих детей).

Ход. Воспитатель раздает детям игровые комплекты. Предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. (Дети выполняют задание). Если возникают затруднения, воспитатель напоминает детям способы сравнения – наложение и приложение. Воспитатель ведет показ на магнитной доске. После того, как дети справились с этим заданием, педагог предлагает им убрать по одной машинке и убирает одну машинку на доске сам, уточняя: «Пять кукол и четыре машинки – сравните, что больше. (Пять кукол больше, чем четыре машинки). Четыре машинки и пять кукол – чего меньше. (Четыре машинки меньше, чем пять кукол). Как сделать так, чтобы и машин, и кукол стало поровну?»

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления предметов. Далее воспитатель предлагает ребятам применить эти способы самостоятельно, а если возникают проблемы, помогает детям индивидуально.

В конце игры воспитатель подводит итог, восстанавливая равенство предметов на доске двумя способами.

Игровое упражнение «Каждой фигуре свое место»

Направление работы: форма.

Цель. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Наглядный материал. Наборы геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (по 5 шт. каждой фигуры) маленького размера, четыре геометрических фигуры, размером А4 (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Наборы по количеству играющих детей

Ход. Педагог предлагает детям разложить перед собой большие геометрические фигуры и уточняет их название. Далее дает указание: «Разложить маленькие геометрические фигуры на большие, согласно форме». Дети выполняют работу.

В конце игры воспитатель вместе с детьми подводит итог.

Занятие 14

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Направление работы: форма.

Цель. Совершенствовать знания детей о цилиндре, учить различать шар и цилиндр.

Наглядный материал. Мешочек, цилиндры и шары. (Количество цилиндров и шаров воспитатель подбирает самостоятельно).

Ход. Воспитатель показывает детям мешочек и говорит о том, что в нем есть кое-какие предметы и детям на ощупь нужно определить, что это за предметы. Определять и доставать предметы нужно по одному.

Ребенок достает из мешочка шар. Воспитатель уточняет название фигуры, цвет, форму и размер. Предлагает покатать. Вместе с детьми делает вывод: «Шар можно покатать при помощи руки, применяя круговые движения». Далее воспитатель спрашивает: «Можно ли поставить шар?». Выслушивает ответы детей. И вместе с ними делает вывод: «Шар поставить нельзя, его можно положить».

Другой ребенок достает из мешочка цилиндр. Воспитатель уточняет название фигуры, цвет, форму и размер. Предлагает покатать. Вместе с детьми делает вывод: «Цилиндр можно катать при помощи руки, применяя прямые движения». Далее воспитатель спрашивает: «Можно ли поставить цилиндр?». Выслушивает ответы детей и просит ребенка поставить цилиндр. Вместе с детьми делает вывод: «Цилиндр можно поставить, так как он имеет вытянутую прямоугольную форму».

Дидактическая игра «Найди себе пару»

Направление работы: форма.

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Наглядный материал. Мешочек для игрушек, кубы, шары, цилиндры.

Ход. Дети делятся на две команды. Ребята из первой команды по очереди достают из мешочка один из предметов (кубы, шары, цилиндры, уточняют его название и цвет. Ребята из второй команды уже взяли, заранее, по одному предмету и спрятали за спинами.

По первому сигналу воспитателя дети из второй команды показывают, спрятанные ранее, фигуры. По второму сигналу воспитателя, примерно через 10 – 15 секунд, дети из первой команды находят себе пару: ребенка с таким же предметом.

Игра повторяется 2 – 3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет, какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины).

Занятие 15

Игровое упражнение «Разложи картинки»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Наглядный материал. Картинки с изображением различных персонажей в разное время суток.

Ход. Воспитатель приглашает детей сесть за столы, на которых в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображены персонажи в разное время суток. Дети должны разложить картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.

Игра повторяется 2 – 3 раза. И после каждого раза игры воспитатель уточняет последовательность расположения картинок и задает ряд вопросов, соответствующих сюжету картин. Например: «Что изображено на картинке? Кто изображен на картинке? Что делает этот персонаж? Когда это бывает? Какое время суток показано на картинке? И т. д.»

Дидактическая игра «Магазин детских игрушек»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Наглядный материал. Пирамидки, кубики; машинки, куклы; кегли, мячи и т. д.

Ход. На первую полочку воспитатель выставил четыре пирамидки. Просит детей посчитать их: «Сколько пирамид на полочке? (Ответ детей). Поставьте на вторую полочку столько же кубиков. (Дети выполняют задание). Сколько кубиков вы поставили? (Ответ детей). Почему вы отсчитали четыре кубика? (Ответ детей).

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки-чеки, которые лежат у них на столах. Предлагает купить столько игрушек, сколько кругов на «чеке». Затем выясняет: «Сколько игрушек ты купил? Почему купил именно столько игрушек?».

Дети выполняют еще 3 – 4 аналогичных задания, причем воспитатель каждый раз меняет игрушки и их количество.

Занятие 16

Дидактическая игра «Далеко – близко»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Учить детей понимать и правильно применять значение слов далеко – близко.

Наглядный материал. Спортивные кольца плоские (6 – 8 шт., кольцеброс – стойки (2 шт.).

Ход. Воспитатель выставляет два кольцеброса так, чтобы одна стойка была ближе к детям, а другая дальше. Выясняет у детей расположение кольцебросов относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одному кольцу и бросают (в данном случае рассматривается не меткость попадания, а определение падения кольца). Определяют, далеко или близко упало кольцо.

Эту же игру можно провести с корзинами и шишками и с другими пособиями.

Игровое упражнение «Собери картинку»

Направление работы: форма.

Цель. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Наглядный материал. Сюжетные картины (из геометрических фигур, наборы геометрических фигур (согласно сюжетным картинам). Количество комплектов определяется воспитателем.

Ход. Воспитатель раздает детям сюжетные картинки (выполненные из геометрических фигур) и наборы геометрических фигур (согласно сюжетным картинам). Предлагает внимательно рассмотреть их, определить, из каких фигур состоит картина и приступить к работе (выкладыванию сюжетной картины). Если у детей возникают трудности в работе, воспитатель помогает индивидуально.

Занятие 17

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Направление работы: величина.

Цель. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Наглядный материал. Комплект из 3 дорожек разной длины и одинакового цвета. (Комплекты по количеству играющих детей).

Ход. Воспитатель распределяет дорожки на магнитной доске и спрашивает: «Чем отличаются дорожки? (Разные по длине). Сколько дорожек? (Три).

Далее вызывает ребенка к доске, и вместе с ним располагает дорожки от самой длинной до самой короткой друг под другом на одном уровне слева. Дети называют длину дорожек: «Самая длинная, короче, самая короткая».

Затем воспитатель раздает комплекты дорожек каждому ребенку и просит выполнить те же действия, т. е. разложить дорожки в порядке убывания.

Те же самые условия игры при объяснении можно использовать и для раскладывания дорожек в порядке возрастания.

Дидактическая игра «Куклы на прогулке»

Направление работы: ориентировка в пространстве.

Цель. Учить детей понимать и правильно применять значение слов далеко – близко.

Наглядный материал. Куклы (2 шт., машины (2 шт., макет парка.

Ход. Воспитатель рассказывает детям о том, что куклы Катя и Маша решили прогуляться по парку. Но парк находится слишком далеко. Туда добраться можно только на машинах. Воспитатель предлагает детям помочь Кате и Маше определить расположение машин (далеко, близко, поставить куклу Катю возле одной машины, а куклу Машу возле другой.

(Дети выполняют задание).

Далее воспитатель задает вопросы: «Чья машина находится ближе к парку? (Машина куклы Кати). Чья машина находится дальше от парка? (Машина куклы Маши). Кто быстрее доберется до парка? (Катя). Почему? (Ее машина находилась ближе к парку). Кто будет добираться дольше? (Маша). Почему? (Ее машина находилась дальше от парка)».

Воспитатель вместе с детьми делает выводы.

Занятие 18

Игровое упражнение «Строим дорожки»

Направление работы: количество и счет, величина.

Цель. Упражнять в счете звуков в пределах пяти. Продолжать совершенствовать умения сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Наглядный материал. Деревянная ложка, трехполосные карточки (по количеству детей, прямоугольники (по 10 шт. для каждого ребенка).

Ход. Перед каждым ребенком лежит набор, состоящий из трехполосной карточки и прямоугольников. Воспитатель предлагает детям построить дорожки. Обращает внимание на трехполосную карточку и на фигуры, лежащие на столах, уточняет названия фигур и предлагает на первую полоску карточки положить столько фигур, сколько звуков они услышат. Воспитатель 2 раза ударяет деревянной ложкой о стол. Дети выкладывают два прямоугольника друг за другом (слева направо).

Воспитатель уточняет: «Сколько прямоугольников вы отсчитали? (Два). Почему вы отсчитали столько прямоугольников? (Было два удара).

Воспитатель ударяет ложкой 3 (4) раза. Дети аналогичным образом выкладывают дорожки на второй (третьей) дорожке карточки.

Воспитатель обращает внимание на дорожки и предлагает проследить их длину, проводя пальчиком слева направо. Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Направление работы: форма.

Цель. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Наглядный материал. Набор геометрических фигур разного цвета и величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (шар, куб, конус, цилиндр).

Ход. Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называя их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Занятие 19

Дидактическая игра «Отсчитай столько же»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах пяти.

Наглядный материал. Кубики (3 – 5 шт., салфетка, набор плоских (картонных) квадратов.

Ход. У воспитателя на столе 4 кубика, расположенных в ряд и накрытых салфеткой. Воспитатель продолжает знакомить детей с приемами счета предметов на ощупь. Предлагает ребенку, не снимая салфетки, посчитать кубики, а затем выложить это количество на столе. Воспитатель снимает салфетку с кубиков и проверяет правильность ответа.

Игра проводится 5 – 7 раз.

Игровое упражнение «Когда это бывает»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. Продолжать объяснять детям значение слов вчера, сегодня, завтра.

Ход. Воспитатель объясняет детям значение слов вчера, сегодня, завтра:

- День, который наступил, называется СЕГОДНЯ.

- День, который уже закончился, называется ВЧЕРА.

- День, который еще только будет, он не наступил еще, называется ЗАВТРА.

Далее воспитатель задает детям вопросы, интересуется, что они делали вчера, что будут делать сегодня, завтра.

Вопросы:

1. Что мы делали сегодня? (Ответы детей)

2. Давайте вспомним, а что мы делали вчера? (Ответы детей)

3. А теперь давайте подумаем, что нам можно сделать завтра? (Ответы детей).

Занятие 20

Игровое упражнение «Найди пару»

Направление работы: величина.

Цель. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Наглядный материал. Набор геометрических фигур: 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины; 3 прямоугольника одного цвета одинаковой длины и разной ширины.

Наборы по количеству играющих детей.

Ход. На магнитной доске расположены 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины. Воспитатель спрашивает: «Чем похожи шарфики?» (Цветом и длиной).

Воспитатель предлагает детям выложить на столах шарфы согласно образцу и сравнить их длину (способом наложения или приложения). Спрашивает: «Что можно сказать о длине всех трех шарфов?» (Длина у всех шарфов одинаковая).

Затем воспитатель обращает внимание на ширину шарфиков: «Чем отличаются шарфы?» (Шириной). Просит детей показать самый широкий шарф, затем шарф поуже и далее самый узкий. В конце игрового упражнения дети выкладывают шарфы в определенной последовательности: широкий, уже, самый узкий.

Дидактическая игра «Покажи столько же»

Направление работы: количество и счет.

Цель. Совершенствовать умение считать предметы на ощупь в пределах 5.

Наглядный материал. Наборы карточек с кругами (5 шт. : первая карточка – 1 круг, вторая карточка – 2 круга, третья карточка – 3 круга, четвертая карточка – 4 круга, пятая карточка – 5 кругов, набор карточек с приклеенными пуговицами (5 шт., салфетка.

Ход. Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку с таким количеством кругов?». (Дети отвечают). Воспитатель показывает карточку и проверяет правильность ответа.

Игра проводится 5 – 7 раз.

Дидактическая игра «Когда это было»

Направление работы: ориентировка во времени.

Цель. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

Наглядный материал. Сюжетные картинки с изображением детей, играющих в различные игры. (Картинки по количеству детей).

Ход. Воспитатель раздает детям сюжетные картинки с изображением детей, играющих в разные игры, с изображением погодных условий, с изображением различных действий. Предлагает внимательно рассмотреть их. Далее задает детям вопросы и просит показать соответствующие картинки. Например: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что мы играли сегодня? Чем мы еще занимались сегодня? Какая вчера была погода? Куда вы с родителями хотите пойти завтра? И т. д.»

Публикации по теме:

Игра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представленийИгра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений Формирование элементарных математических представлений является одним из самых важных предмтов в подготовке детей к школьной программе.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Парочки" Цель: Продолжать учить детей порядковому.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе (1 часть) Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе Доброго всем времени суток, уважаемые.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Ориентировка во времени». Задачи: - Развивать чувство времени,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 2 часть
Опубликовано: 28 июня 2024 в 06:32
+178Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе. 2 часть» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД