Папки-передвижки

Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Ольга Бородинова
Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Методический опыт по теме:

«Воспитание гуманных чувств через произведения детской художественной литературы»

Рыбинск, 2018

Введение

Актуальность исследования

Возможности воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений в дошкольной педагогике изучались довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось воспитание отношения ребенка к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучение отдельных компонентов гуманных взаимоотношений : сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова); роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств и отношений : (А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова); роль различных видов деятельности: игры (Р. И. Жуковская, Л. И. Лидак др., труда (Р. С. Буре, В. Г. Нечаева и других).

Публикация «Презентация „Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В конце 80 – 90-х годов ХХ века снижается мера интереса исследователей к про-блемам нравственного воспитания, термин «нравственное воспитание» неоправданно исчезает из содержания некоторых образовательных программ или используется как составляющая термина «социально-нравственное воспитание». Изменение взгляда на патриотическое и интернациональное воспитание выражается в выдвижении на первый план проблем приобщения детей к национальному искусству, к народным традициям, формирования доброжелательного отношения к людям планеты, толерантности. Интерес к проблеме трудового воспитания угасает, уступая место экономическому воспитанию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма.

Исследования Л. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой и других показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания гуманных чувств детей дошкольного возраста является художественная литература, которая приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивается его субъективный мир.

В настоящее время недостаточно изучен вопрос детской художественной литера-туры, что по-нашему мнению ведет к существенным недостаткам в нравственном разви-тии ребенка дошкольника. Мы анализировали журналы по дошкольному воспитанию и пришли к выводу, что вопросу воспитания гуманных чувств отводится довольно скромное место. А между тем именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир,

Цель исследования – изучить теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и в процессе опытно-практической работы доказать результативность влияния произведений детской художественной литературы на воспитание гуманных чувств у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания

2. Изучить влияние детской художественной литературы на развитие гуман-ных чувств у дошкольников

3. В процессе опытно-практической работы апробировать педагогические ме-тоды и приемы использования детской художественной литературы, как средства воспи-тания гуманных чувств у дошкольников

4. Проверить результативность проведенной работы

Теоретической базой исследования являются работы Л. А. Пеньевской, А. М. Виногра-довой, С. А. Козловой, Т. А. Марковой и других, посвященные проблеме нравственного воспитания.

Особенности воспитания гуманных чувств у дошкольников

По мнению А. В Запорожца в дошкольном возрасте создаются наиболее благопри-ятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и пере-страивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложня-ются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам пове-дения. [6,c.2]

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности.

Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать пра-вильный моральный выбор не на словах, а в действии. Для всех нравственных норм ха-рактерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя оби-жать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформирован-ности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объяс-няет, почему норму необходимо соблюдать. [8, c.3]

По мнению В. Г. Нечаевой, в возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эта-лоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положи-тельном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомо-щи, преданности, доброте [5, с. 10].

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравст-венные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к созна-тельной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотноше-ний между людьми. Дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы кол-лективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблю-дением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравствен-ным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности сво-его поступка и не видит выгоды для себя. [8,с. 15]

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недоста-точно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму [16, с. 70].

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном воз-расте являются :

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное по-нимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опо-средоваться нравственной нормой.

Влияние детской художественной литературы на развитие гуманных чувств у дошкольников

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоцио-нальной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воз-действуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения. [8, c.21]

По мнению, Н. С. Карпинской воспитание художественным словом приводит к боль-шим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него жи-вого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. [11, с. 15]

Мы согласны с утверждением А. М. Виноградовой, что при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объек-тивной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного про-изведения, становится как бы их участником.

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. [11, c.30]

По мнению, А. М. Виноградовой художественная литература должна чаще использо-ваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справед-ливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художествен-ным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических пред-ставлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. [5, с. 6]

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздей-ствие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художествен-ной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина, из переводных авторов – Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Например, для воспитания у детей дошкольного возраста гуманных чувств педагог использует сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог на занятиях, так и вне их. [11, c.16]

По мнению, Т. А Марковой нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивиро-вать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характери-зуют героя скупо, общими словами, то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным могут быть дополнитель-но использованы следующие произведения: И. Тургенев «Муму», М. Горький «Воробьиш-ко», рассказы Бианки, Чарушина, Пришвина.

Воспитатели продолжают формировать у детей представления о правдивости, доброте, справедливости (Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Фантазеры»).

Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспита-ния и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. [19, с. 27]

Рассказ К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» знакомит детей с диким рыжим котом, ко-торый воровал каждую ночь. Особенно он досаждал ребятам тем, что съедал червей, при-готовленных для рыбной ловли, из-за чего каждый раз срывалась рыбная ловля. Ребята поклялись поймать кота и наказать его за проделки. Но, поймав кота, дети приходят к не-ожиданному решению: «Надо его накормить, как следует!»[11, c.19]

В беседе важно подчеркнуть, что на добро кот ответил добром, он совершил неожи-данный и благородный поступок – прогнал кур, которые на столе склевали гречневую кашу, и куры начали его бояться. В ходе беседы воспитатель задает следующие вопросы: Какой был кот? Понравился ли он вам? Как поступили ребята с котом?

Мы согласны с тем, что тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чте-ние, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать де-тям много художественных произведений, но и важно, чтобы все они были высокохудо-жественными и глубокими по мысли. При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: разви-тия речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Определенные трудности у педагога вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Мы разделяем мнение А. М. Виноградовой о том, что художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрос-лого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. [5,с. 11]

Готовясь к беседе, педагог должен тщательно продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации сни-зят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от про-читанного.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отноше-ние к нему, они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное, стимули-ровать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их само-стоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение свер-стника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть кон-фликтные ситуации.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения. [11, c. 15]

Беседы о сказках «Фея» Шарля Перро, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятель-ность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах. [8, c.16]

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы нравственного воспитания и влияние детской художественной литературы на воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что детская художественная литература может быть использована для решения различных учебных задач.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек,.

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. [/b] (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания» Видео 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить Вашему вниманию мою работу, тема которой: «Формирование гражданско-патриотических.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

Презентация «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Развитие и воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в.

Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет» МБДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Объячево Программа Воспитание интерес и гражданских чувств к родной стране у детей.

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ Е. Н. Вельгорецкая, Е. В. Смоловая, МБДОУ «ЦРР – Д/С №168» городского округа.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 19:46
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бородинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД