дарья сеничкина
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Подготовительная группа)
Подготовила: СЕНИЧКИНА Дарья Андреевна
2018г.
Срок реализации: Летний период (долгосрочный проект)
Актуальность:
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Социально – нравственное воспитание – одна из сложнейших проблем современности. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивного отношения к близким людям. У современных детей искажены представления онравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Художественнаялитература позволяетвосполнитьнедостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный инравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
Проблема проекта :
Духовность - это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Цель:
Разработка и экспериментальная проверка модели формирования духовно- нравственной воспитании детей дошкольного возраста по средствам художественной литературы.
Задачи:
- Развитие первоначальных взглядов о духовно-нравственных ценностях (достоинство, семейные отношения, чувства, доброе дело, ответственность, преданность и др., знакомство с ними в основе противопоставления положительного и отрицательного в поведении литературных героев.
- Развитие позитивного взгляда к духовно-моральным ценностям и стремления действовать в соответствии с ними.
- Обогащение навыка высоконравственного поведения ребенка на основе правила «Поступай так, как ты желаешь, чтобы поступали с тобой».
-Формирование позитивной самооценки, уверенности в себе.
- Развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Развитие гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам человека.
- Растить желание к осуществлению моральных правил и норм поведения; помочь справиться с собственные недостатки.
- Стимулировать формирование нравственно-этических качеств, правильной самооценки и желание осуществлять положительные дела и поступки.
Ожидаемые результаты:
Содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности (определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитание гражданина России, включенной в состав документов ФГОС нового поколения) :
- патриотизм- любовь к России, своему народу;
- социальная солидарность, личная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- семья- любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжение рода;
- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа- заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество- мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество.
Схема работы
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1.1. Изучение литературы по проектной деятельности.
1.2. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
1.3. Разработка плана мероприятий по работе с педагогическим коллективом.
1.4. Разработка плана мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
1.5. Разработка плана воспитательно-образовательной работы с детьми. Подготовка конспектов мероприятий. Подбор материала.
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
2.1. Работа с педагогическим коллективом:
1. Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды для приобщения детей к художественной литературе. Оформление книжных уголков».
2. Тематическая проверка «Духовно-нравственное развитие дошкольников: приобщение к художественной литературе».
3. Педсовет «Чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения дошкольников».
2.2. Работа с семьями воспитанников :
1. Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка).
2. Помощь в восстановлении книг совместно с детьми.
3. Создание совместно с родителями книг поговорок и пословиц, считалок и загадок.
4. Консультации для родителей: «Читаем детям», о пользе чтения, как воспитать интерес к книге и пр.
2.3. Работа с детьми:
1. Организация познавательно-исследовательской деятельности: беседы, интегративные занятия.
2. Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
3. Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры “Библиотека”, “Книжный магазин”, настольно-печатные игры.
4. Организация трудовой деятельности: ремонт книжек совместно с родителями.
5. Организация музыкальной и двигательной деятельности: постановка сказок, инсценировок.
6. Просмотр мультфильмов по сказкам, литературные викторины.
7. Чтение художественной литературы.
8. Организация культурно-досуговой деятельности: экскурсия в библиотеку (Центральная детская библиотека имени Зои Космодемьянской)
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1. Проведение итоговых мероприятий по проекту,.
2. Продукты реализации проекта : проектные книги, выполненные в разных техниках; книги пословиц, поговорок, считалок и загадок о книге, оформление стенгазет, выставок детского творчества и т. п.
3. Презентация продуктов проекта в каждой возрастной группе.
Эффективные приемы воспитания :
- Личный пример воспитателя и родителей
- Игра
- Чтение
- Цитирование
- Общение с персонажем
- Создание ситуаций выбора
- Создание ситуаций отождествления
- Похвала
Формы взаимодействия с родителями:
- «Тетрадь сотворчества» (в ней родители записывают интересующие их вопросы, делятся проблемами, что дает возможность педагогам и специалистам ДОУ мобильно и своевременно подключаться к разрешению сложных ситуаций);
- домашнее сочинение сказок и историй с последующим оформлением и презентацией в группе;
- выставки совместного творчества взрослых и детей;
- совместные праздники и развлечения.
Диагностика духовно- нравственного развития детей :
Применяется методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой)
Цель - изучить понимание детьми нравственных норм, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи», ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.
План работы
Период Содержание работы
Июнь 1. Анкетирование родителей, с целью определения их готовности к ознакомлению детей с русской обрядовой культурой.
2. Чтение рассказа А. Барто «Вовка- добрая душа», Е. Перьмяк «Самое страшное».
3. Подборка материала в папку- передвижку о русских календарных обрядовых праздниках и обрядовых куклах.
4. Творческие выставки совместных работ детей и родителей.
5. Семейный конкурс «А я придумал сказку».
Июль 1. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ И. Туричин «Человек заболел», Ш. Перро «Фея».
2. Познакомить с малоизвестными народными праздниками: Семик, Троицын день, Иван Купала, а также тремя Спасами- медовым, яблочным, ореховым.
3 Народный календарь лета. Составление альбома «Народные приметы.
Август 1. Чтение рассказа: К. Ушинского «Сила- не право», Н. Носова «Фантазеры».
2. Привлечение родителей и детей к изготовлению элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.
3. Забытые игры бабушек. Создание альбома народных игр.
Литература :
1. Ветлугина Н. А. «Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду» - М. 2013.
2. Петров В. М. «Праздники, игры и забавы» - М. 2014.
3. Счастная А. М «По ступенькам нравственности» - М. 2014.
4. журнал «Дошкольная педагогика» №1-13г., №3-13г.
5. журнал «Дошкольное воспитание» №4-06г., №12- 06г.
6. Шипицына Л. М. «Азбука общения» - М. 2013.