Ольга Бельская
Конспект открытого просмотра интеллектуальной игры «Умники и Знайки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого просмотра интеллектуальной игры «Умники и Знайки»
в старшей группе (по мотивам русской народной сказки «Хаврошечка»)
Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Бельская Ольга Леонидовна
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания детей по пройденному материалу:
• ФЭМП:
Публикация «Конспект открытого просмотра интеллектуальной игры „Умники и Знайки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
умение выстраивать числовой ряд в пределах 10;
называть дни недели;
находить количество предметов, которые соответствуют указанному числу;
соотносить предметы с формами.
• Развитие элементов логического мышления:
решать задачи на логическое мышление.
• Конструирование
умение сооружать постройку по схеме.
• Развитие экологических представлений:
представления о животных и растениях, обитающих в лесу, водоёме, городе, на лугу;
узнавать времена года по описанию.
• Развитие речи:
подбирать антонимы к словам;
называть героев сказки, узнавать их по картинке;
составлять предложения по опорным словам.
• Основы первоначальной грамоты:
выполнять звуковой анализ слова;
делить слова на слоги.
2. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции, целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
3. Стимулировать детей к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
4. Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера.
5. Воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной ситуации, взаимопомощь, взаимовыручку, привычку играть сообща.
Ход
Дети заходят под сказочную музыку в группу, на груди у каждого эмблемы («Умники» и «Знайки»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня собралось у нас! Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
- Ребята, посмотрите, какой у меня клубочек. Он волшебный, сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Я передаю клубочек Кате и скажу ласковое слово, итак по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова.
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Он стал ещё более волшебным от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими добрыми словами. Куда клубочек покатится, туда мы и пойдем. «Клубок-клубок катись и в сказке очутись».
(Звучит сказочная музыка. Открывается штора ширмы, появляется сказочни-ца).
Сказочница.
- В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Там герои сказок дарят нам тепло.
Там добро навеки побеждает зло.
Сказочница:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Да). Кто я? (Сказочница). Да, я добрая Сказочница. Мой дворец полон сказок. А вы любите сказки? (Да).
-Прошу всех посмотреть на экран и назвать сказки по картинкам.
(Ответы детей). Слайд 1 «Сказки»
Сказочница:
- Ребята, все сказки, которые вы сейчас назвали, придумал народ, поэтому они называются …. (сказочные, народные).
- Правильно, народные! Эти сказки передавались из поколения в поколение. Бабушки рассказывали их своим внукам, те - своим детям и т. д. Но, самое интересное, что каждое поколение добавляло к содержанию сказки, что-то своё и сказка соответственно изменялась. Вот и я предлагаю вам немного изменить одну из сказок.
- А какую сказку мы будем изменять, вы узнаете, взяв подсказки.
Дети берут карточки и, перевернув их, называют число, которое на ней написано.
Воспитатель:
- Предлагаю построить числовой ряд от 1 до 10.
Воспитатель:
- А, теперь давайте откроем обратную сторону карточки, где спрятаны буквы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х А В Р О Ш Е Ч К А
Одному из детей предлагается прочитать название сказки.
Воспитатель:
- Ну, вот мы и узнали название сказки, которую попробуем сегодня немного изменить.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
-Ребята, назовите главных героев этой сказки ( ответы детей: Мачеха, Хаврошечка) и дайте им характеристику – положительную или отрицательную.
Мачеха – плохая, грубая, глупая, злая.
Падчерица – добрая, хорошая, ласковая, умная.
В сказке девочке помогала коровушка, а сегодня ей помогут дети. А для того чтобы помогать Хаврошечке в нашей сказке, которую мы составим вместе со Сказочницей, я предлагаю вам разделиться на две команды. Обратите внимание на свои эмблемы и встаньте так, чтобы эмблемы были одинаковы. Вы поделились верно: это команда «Умники», а это – «Знайки».
Представление жюри.
- Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
(Ведущий кладет фишки на стол).
Сказочница:
- Ну вот, главных героев сказки мы назвали, характеристики им дали, на команды поделились, а теперь давайте начнем менять сказку.
Итак, начинаем.
- Жила-была злая мачеха и её падчерица – добрая и ласковая Хаврошечка. Не любила мачеха девочку и решила она её работой загрузить. Вот и стала она придумывать ей сложные задания на всю неделю.
Воспитатель:
-Назовите мне дни недели по порядку. (Дети называют по порядку).
Сказочница:
-Настал 1-й день недели – понедельник.
Мачеха дала девочке такое задание:
Игра “Найди столько же”.
(Дети ищут и называют количество предметов, которые соответствуют числу, указанному на карточке).
За каждую правильную карточку получают одну фишку.
Сказочница:
-Но и это ещё не все, Мачеха показала девочке предметы и заставила соотнести их с геометрическими фигурами.
Игра «Отгадай».
(Дети должны показать геометрическую фигуру, которая соответствуем предмету).Слайд 2 «Предметы»
За каждый правильный ответ получают 1 фишку.
Воспитатель:
-Ну, вот, ребята, Хаврошечка с вашей помощью справилась с заданием первого дня недели.
Сказочница:
-Наступил 2-ой день недели – вторник.
- Злая мачеха всю ночь не спала и придумала она девочке новое задание - заставила разделить животных на три группы.
(Корова, индюк, кот, щука, петух, лошадь, собака, карась, гусь, окунь, курица, рак.)
Воспитатель:
-Ребята, но без вашей помощи Хаврошечка может и не справиться с заданием. Давайте ей поможем.
(Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает фишку).
Сказочница: - Злая мачеха злилась все больше и больше и заставила Хаврошечку разложить все предметы по своим полкам.
Воспитатель: Я буду называть несколько слов, а вы называете одно слово.
- платье, рубашка, пальто, свитер как можно назвать все одним словом (одежда);
- чашка, кастрюля, чайник, тарелка (посуда);
- стул, стол, шкаф, кровать (мебель);
-одуванчик, ромашка, василек, колокольчик (цветы);
-автомобиль, поезд, вертолет, самолет (транспорт);
- яблоко, груша, слива, банан (фрукты);
- помидор, огурец, свекла, капуста (овощи);
- сапоги, тапки, кроссовки, туфли (обувь).
За каждый правильный ответ получают 1 фишку.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Я думаю, что Хаврошечка без вас такие трудные задачки навряд ли могла решить.
Сказочница:
- А злая Мачеха недовольна тем, что Падчерица на все вопросы даёт ответы. И решила дать на следующий день задание ещё сложнее.
И на 3-й день недели –всредупридумалавот такое задание - построить сарай для птиц – птичник. И нарисовала такую схему постройки (показывает, а Хаврошечке приказала выбрать необходимый строительный материал и построить постройку.
Ребята выполняют постройки по схеме.
За правильно построенную постройку получают одну фишку.
Игра со зрителями «Доскажи словечко»
У меня учёный пес -
Круглой пуговкою нос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он:… (гав-гав)
Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот — кошмар -
Слышно только:… (кар-кар-кар)
Кто усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает:… (мур-мур)
Гусь крикливый, с длинным носом.
Шея — словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет:… (га-га-га)
Пятачок помоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она:… (хрю-хрю)
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней мгле,
Где искать ее:… (ме-ме)
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву:… (му-му)
Переваливаясь важно,
В речку прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
Шумно плещутся:… (кря-кря)
Только вишня расцвела,
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мё д она:… (жу-жу)
Сказочница:
-Увидев постройку Хаврошечки, еще сильнее разозлилась мачеха и злая от этого легла она спать. Ночью, когда мачеха спала, ей приснился сон, что она может заболеть. В страхе проснулась она в четверг. Рано утром она выбежала на крыльцо своего дома и, позвав Хаврошечку, приказала ей пойти в лес и принести лекарственных трав от всех болезней. Заходит Хаврошечка в лес, её встречает печальный старик Лесовик и спрашивает: «Зачем пожаловала, красна девица?»
Хаврошечка ему и рассказала. Старик Лесовик говорит : «Злая ведьма побывала в моем лесу, все заколдовала:времена года и все животные, и растения перепутались. Нужно расколдовать времена годаи вернуть всех животных и растения в своиэкосистемы.
- Поможешь мне,Хаврошечка, а я тебе дам лекарственные растения от всех болезней. Хаврошечка согласилась помочь старику Лесовику.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что творится у нас в лесу.
Слайд 3 «Времена года».
Давайте мы с вами поможем старику - Лесовику и Хаврошечке. Для того чтобы снять колдовство со времен года, нужно отгадать загадки.
Игра- загадки «Когда это бывает»
С неба падали дождинки,
А теперь летят снежинки.
Назови нам время года,
Где морозная погода.
(ЗИМА) слайд 2
Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает?
(ВЕСНА)слайд 3
Хорошо лежать на травке,
Слушать пенье в тишине:
Соловья, дрозда и славки.
Время года скажи мне!
(ЛЕТО) слайд 4
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму!
(ОСЕНЬ) слайд 5
(Ребята отгадывают загадки).
За каждый правильный ответ команда получает одну фишку.
- Времена года мы расколдовали. А теперь нужно растения и животные вернуть в свои экосистемы. У меня есть вот такие подсказки (условные обозначения леса, луга, города, водоема, а ваша задача - отобрать и расселить животных и растения по своим «домикам».
За правильно выполненное задание команда получает одну фишку.
- Молодцы, ребята, вы помогли Хаврошечке навести порядок в лесу.
Сказочница: Старик Лесовик дал девочке лекарственные растения. Посмотрите на экран: слайд 4 «Лекарственные растения»
От зубной боли – шалфей, горло заболело – ромашка поможет, от укуса комара – мята, если вдруг царапина – подорожник приложи, от плача – валерьянка поможет.
Сказочница:
-Хаврошечка «спасибо» сказала старику Лесовику и домой побежала. Принесла девочка все эти травы мачехе, она их долго нюхала, а потом уснула и проспала весь следующий день.
Воспитатель: Какой день она проспала?
(Ответы детей – пятница).
Сказочница: Пока мачеха спала, девочка на радостях побежала с подругами решили поиграть в сказки – загадки.
1. Назовёте второе имя сказочных героев.
Кощей -, Братец -, Иван -, Змей -, Елена -, Сестрица -, Василиса -, Крошечка -, Царевна -, Красная -….
За каждый правильный ответ получают одну фишку.
2. Игра“Наоборот”.
- Расскажем, какие бывают герои сказок.
Дети подбирают антонимы к словам.
За каждый правильный ответ получают одну фишку.
Злой – добрый.
Грубый – ласковый.
Страшный – красивый.
Голодный – сытый.
Бедный – богатый.
Глупый – умный.
Слабый – сильный.
Белый – черный.
Сладкий – горький.
Хороший – плохой.
Сказочница:
- Вот проснулась мачеха на 6-ой день недели –в субботу и вспомнила, что у одной из её дочек сегодня день рождения. Решила она отправить Хаврошечку в сад за колючей розой.
Воспитатель: А чтобы взять этот цветок, надо сделать звуковой анализ слова «Роза». Давайте поможем ей.
(Дети выполняют звуковой анализ слова «Роза»
За правильное выполненное задание команда получает одну фишку).
- Молодцы, помогли Хаврошечке.
Сказочница:
- Хаврошечка взяла розу и увидела грустного садовника. Девочка поинтересовалась, почему он такой грустный. Садовник рассказал Хаврошечке о своей беде: «Мои цветы заколдовала ведьма и они вянут. Чтобы их расколдовать, нужно разделить их названия на слоги, а я не умею этого делать». Хаврошечка согласилась помочь садовнику.
Воспитатель:
- Ребята, давай - те и мы поможем садовнику и Хаврошечке.
Названия цветов: мак, аст-ра, пи-он, гвоз-ди-ка, тюль-пан, ге-ор-гин.
Воспитатель называет названия цветов, дети делят их на слоги.
За каждый правильный ответ получают одну фишку.
Сказочница:
- Помогла Хаврошечка садовнику и домой побежала. Принесла она домой розу. А, мачеха, даже не поблагодарив девочку, пошла поздравлять свою дочку.
Сказочница:Ну, вот и наступил последний день недели – воскресенье.
Мачеха со злости уже не знала, какое же задание придумать девочке. Долго она думала и вот что придумала: «рассыпала» все слова в предложениях, а Хаврошечке заставила их собрать правильно.
Воспитатель:
- Ребята, это очень сложное задание, нужно помочь Хаврошечке.
Я буду читать слова, а вы должны составить из них предложения.
За каждое правильное предложение команда получает одну фишку.
Лугу, на, растут, цветы, яркие. (На лугу растут яркие цветы).
Лиза, цветочек, сорвала, мамы. (Лиза сорвала цветочек для мамы).
Весной, расцветает, саду, в, сирень. (Весной в саду расцветает си-рень).
Летом, лугу, на, цветут, ромашки. (Летом на лугу цветут ромашки).
Сказочница:
- Злая Мачеха, услышав правильные ответы от Хаврошечки, разозлилась ещё больше, ушла далеко в лес и больше её никто не видел. Стала Хаврошечка жить поживать и горя не знать.
Сказочница:
- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Ну и вы, ребята, молодцы! Помогли Хаврошечке справиться со всеми сложными заданиями, а за одно и изменили сказку. За это я дарю вам вот эту волшебную шкатулочку. До новых встреч!
Занавес ширмы закрывается.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
В детский сад опять вернуться.
Воспитатель: Пока жюри подводит итоги, мы с вами немного по-танцуем. («Танцуем все», динамическая пауза).
Воспитатель
- А теперь, слово предоставляется члену жюри для подведения итогов нашего конкурса.
Жюри подытоживает и вручает детям раскраски.