Татьяна Маркина
Конспект занятия «Знаменитые люди земли Нижегородской»
▼ Скачать +Заказ
Конспект Знаменитые люди земли Нижегородской
Цель: Обобщить представление детей об знаменитых людях, прославивших Нижегородскую землю и нашу Родину.
Задачи: Расширить знание детей о роде деятельности знаменитых нижегородцев (народные ополченцы, летчик, спортсмен, артист и писатель).
Закрепить знания о том, как люди чтят память о знаменитых людях – земляках, прославивших наш край.
Публикация «Конспект занятия „Знаменитые люди земли Нижегородской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Содействовать развитию у детей навыка принимать на себя роль, передавать характер персонажа.
Средства реализации задач: презентация, конверт, письмо, костюмы.
Ход:
В: Ребята, на электронный адрес нашего детского сада пришло необычное письмо. Вы хотите узнать, кто написал нам письмо?
Д: предполагаемые ответы детей. Да.
В: Для этого вам надо отгадать загадку.
Маленький, удаленький
От бабы Яги сбежал
В городе жить стал. (Домовенок Кузька)
Д:предполагаемые ответы детей. Домовенок Кузька.
Чтение письма
«Здравствуйте мои дорогие друзья. Недавно, я был в библиотеке с другом Нафаней, и там мы увидели портреты людей. Я ничего о них не знаю, но мне очень бы хотелось узнать кто они такие. Помогите мне, пожалуйста, узнать кто эти люди».
В: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о знаменитых людях земли Нижегородской. Наш край прославили многие люди: это и ополченцы, музыканты и педагоги, изобретатели и писатели. Послушайте отрывок из стихотворения Ирины Барборисовой «Край Нижегородский»
Край Нижегородский,
Мой любимый край.
При любой погоде
В сердце светлый рай
Если плохо станет –
Вспомню, где живу
И любую рану тут же заживлю…
В конверте лежат портреты. Дети рассматривают их, называют, кого узнали.
В: Ребята, кто все эти люди? Как их можно назвать, одним словом?
Д: предполагаемые ответы детей. Знаменитые люди земли Нижегородской
В: Почему их назвали знаменитые люди земли Нижегородской?
Д: предполагаемые ответы детей. Они прославили своими делами не только себя, наш край, но и нашу Родину. Их знают не только в России, но и во всем мире.
В: Знаменитых людей самых разных времен очень много, всех мы пока не знаем, но сегодня с некоторыми из них мы познакомимся. Для этого нам надо отправиться в Арзамасский историко-художественный музей.
В: Хотите пойти со мной?
Д: предполагаемые ответы детей. Да
В: Какие правила поведения существуют для посетителей музея?
Д: предполагаемые ответы детей. В музее нельзя кричать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками, перебивать экскурсовода и т. д.
В: Молодцы!
Дети проходят к интерактивной доске или садятся на стульчики воспитатель включает Мультимедиа-проектор.
1слайд портреты Минина и Пожарского.
В: Посмотрите пожалуйста на портреты этих людей. Кто узнал? Кто это?
Д: предполагаемые ответы детей. Минин и Пожарский
В: Это знаменитые нижегородцы, наши земляки. Минин был торговцем, а князь Пожарский – полководцем. В 1612 году Нижегородское ополчение под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободило Москву от польских захватчиков. История ополчения по праву считается одной из наиболее ярких страниц истории Нижегородского края.
В: День освобождения Москвы от захватчиков теперь празднуют как День народного единства.
Заранее подготовленные дети читают стихотворение.
День народного единства
1реб. Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
2реб. Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства. (О. Емельянова)
В: Народ не забыл их подвиг, и в 1818 году И. Матросов создает памятник Минину и Пожарскому с подписью «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия». Памятник установлен в Москве, на Красной площади. У нас в Нижнем Новгороде тоже установлена копия памятника этим мужественным людям.
2слайд памятники Минину и Пожарскому в Москве и в Нижнем Новгороде.
В: Сейчас мы продолжим наш разговор о знаменитых людях Нижегородской земли.
3слайд портрет И. П. Кулибина.
В: Это Иван Петрович Кулибин, механик-самоучка, звали его так, потому что он никогда не учился в школе.
4 слайд фото телескопа, часов с кукушкой, фейерверков, фонарь-прожектор, повозка-самокат.
В: Кулибин родился в семье мелкого торговца. В 18 лет он смастерил деревянные часы с кукушкой, которые хорошо работали. И многие жители стали заказывать такие же. Эти часы он преподнес императрице Екатерине, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так в дальнейшим у Ивана Петровича появилась своя мастерская. В Санкт-Петербурге он придумывает телескоп, фейерверк, механическую машину, мост. Для маленьких царских детей он придумывал всякие механические игрушки: самокаты, заводных зверюшек. Там он жил и работал целых 33 года. После возвращения в Нижний Новгород Кулибин изобретает первый в мире пароход. Но многие его изобретения были не востребованные. В Нижнем Новгороде в память о знаменитом земляке создали парк им. Кулибина и поставили памятник этому замечательному человеку, величайшему изобретателю.
5 слайд фото парка им. Кулибина и памятника.
6 слайд портрет В. Чкалова
В: Вы узнали, кто изображён на этом портрете?
Д: предполагаемые ответы детей. Военный.
В: Этот человек знаменитый летчик- испытатель.
В: Будущий летчик, Герой Советского Союза, с юных лет был влюблен в небо. Окончил всевозможные авиационные школы, училища, работал сборщиком самолетов. С 1930г. стал летчиком-испытателем. Валерий Чкалов совершил перелет через Северный полюс в Америку. Летел он трое суток, почти 63 часа. В память об этом в Ванкувере воздвигнут памятник Валерию Павловичу. Чкалов жил очень давно, но люди помнят о нем. В честь него назван город Чкаловск в Нижегородской области. Одним из символов Нижнего-Новгорода является памятник Чкалову.
В:Давайте ребята и мы с вами немного полетаем.
Театрализованная игра «Самолет»
Педагог читает текст, а дети выполняют соответствующие движения, звукоподражают.
Поиграем в самолет? Да!
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.
В снег летим и в пургу. У-у-у-у!
Видим чьи-то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры, — рычит мотор. Делают круговые движения руками.
Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.
Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
— До свиданья, самолет. Машут рукой.
В:Ребята вам понравилось летать.
Д: предполагаемые ответы детей. Да
В: Молодцы!
В: Ребята, посмотрите какие интересные книги стоят у нас в книжном уголке.
7слайд портрет М. Горького
В: Это тоже знаменитый нижегородец. Может кто-то знает его.
Д: предполагаемые ответы детей. Писатель, М. Горький.
В: Это Максим Горький – русский писатель, драматург. Один из крупнейших мастеров художественного слова XX века в России и мире. Не правда ли, писатель похож на доброго дедушку? У него добрый и внимательный взгляд.
Родился он в Нижнем Новгороде, в 1868 году. Жили они плохо и с раннего детства он начал зарабатывать себе на жизнь. Горький писал не только для взрослых, но и для ребят, он хотел, чтобы дети побольше читали сказок, ведь они — источник оптимизма и юмора. Написал он сказку «Воробьишко», «Сказку про Иванушку дурочка», «Случай с Евсейкой», «Сказки об Италии», «Самовар». Писатель уделял большое внимания детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.
В: В нашем городе стоит памятник этому писателю, в честь его имени названа улица и центральная городская библиотека.
8слайд памятник М. Горького и Центральная библиотека им. А. М. Горького
В: ребята, вы, конечно, знаете сказку о воробьишке.
Д: предполагаемые ответы детей. да
В: К нам в гости спешат герои этой сказки.
Действующие лица: сказочник, Воробьиха-мама, Пудик, Воробей-папаша, Кошка.
Сказочник: В деревне, маленьком гнезде, под крышей старенькой избушки,
Жил воробей с семьей своей.
Папаша воробей был важен очень,
А мать, как любящая всяк свое дитя,
Заботливой была и терпеливой.
Любила крепко всех она,
А Пудик сын их был малышкой – шалунишкой.
Мама: Что, что, сыночек, мой ты смотришь вниз?
Пудик: (Встряхивает крыльями) Ой, чересчур черна земля! Ой, чересчур!
Сказочник:Прилетел Воробей - папа, принес букашек Пудику.
Папа: Чив ли я? Ведь целый день тружусь я! Чив ли я?
Мама: Конечно, чив! Еще как чив! Ведь без тебя не вырастет наш Пудик.
Пудик:(Глотает букашек) Чем чванятся? Чем хвалятся они? Ведь носят червяков да мошек. Вот чудо!
Мама и папа гладят Пудика. Пудик поел. Опять высовывается из гнезда и разглядывает все вокруг.
Мама: (грозит): Чадо, Пудик, не смотри на землю! Смотри, вниз - чебурахнешься!
Пудик: (раскинув руки): Чем, чем я чебурахнусь, мама?
Папа: (строго): Не чем, сынок, а просто упадешь на землю и кошка - чик! - и слопает тебя!
Пудик: Что, что? Не понимаю, чик – чирик!
Мама: (обнимая его говорит и грозит): Подует ветер, Пудик, на на тебя - чирик! - и сбросит! И попадешь ты в лапы рыжей кошки!
Пудик: Тогда пусть не качаются деревья! Не будет ветра, будет тишина!
Мама: (качая головой): Ох! Глупый мой сыночек.
Пудик: А это почему еще, чирик?
Мама: Лишь человек не попадает в лапы кошек. А если б были крылья у людей, ловили бы они нас словно мошек. Будь осторожен, Пудик, чик – чирик!
Мама и папа гладят сына и улетают. Летают на заднем плане сцены.
Пудик: (важно): Вот чушь! Вот чепуха, какая! Когда я вырасту, большой я сделаю, чтобы все летали.
Пудик: (Поет): Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.
Сказочник:Пудик пел и вывалился из гнезда. Воробьиха за ним. Кошка бросилась к Воробьишке. Пудик растопырил крылья, качается на ногах.
Пудик: Чирик, чик-чик! Чирик, чик-чик! Честь имею, имею честь.
Воробьиха отталкивает Пудика в сторону. Бросается на Кошку.
Мама: Прочь! Прочь! Лети, сынок, скорей! Лети в гнездо, лети.
Сказочник: Пудик подпрыгнул, замахал крыльями и взлетел в гнездо. Кошка бросилась на Воробьиху, оторвала ей хвост. Воробьиха вырвалась и взлетела в гнездо.
Мама: Что, что, сынок?
Пудик: (опустив голову): Ну что ж! Прости меня, я буду осторожен! Я буду слушаться тебя!
Кошка сидит под гнездом и счищает перья с лап, смотрит на Воробьев.
Кошка: Мяконький такой воробушек, словно мышка. Мя-увы.
Сказочник: И вот истории конец,
Но помните, друзья!
Такие злые кошки
Вас могут ожидать всегда,
Коль будете вы не послушны и беспечны.
Ведь маму с папой надо слушаться!
В: Вам понравилась сказка?
Д: предполагаемые ответы детей. да
В: Так же прославил землю Нижегородскую двукратный олимпийский чемпион Виктор Сергеевич Коноваленко.
9слайд Виктор Сергеевич Коноваленко.
В: Ребята, хотите узнать каким видом спорта он занималась?
Д: предполагаемые ответы детей. да
В: вам нужно отгадать загадку.
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра … Хоккей.
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьет.
Кто спортсмена назовет? Хоккеист
В: Выдающийся советский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР, легендарный вратарь сборной СССР и горьковского «Торпедо», двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Хоккейное прозвище - «Русский медведь».
В: Что бы попасть в олимпийскую сборную страны спортсмены проходят очень серьёзные испытания, но они справляются с ними легко. Как вы думаете, почему?
Д: предполагаемые ответы детей. Потому, что много тренируются и занимаются спортом.
В: предлагаю и нам проверить свои силы и провести тренировку.
Физкультминутка по стихотворению «На коньках»
Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Делаем скользящие движения ногами в стороны
Рукавицы на руках, Останавливаемся. Согнутые в локтях руки ставим перед своим лицом ладошками на себя – сначала одной, потом другой рукой «надеваем» рукавички
Шапка на макушке… Вытягиваем прямые руки вверх над головой, затемопускаем их вниз, сгибая в локтях и сжимая кулачки — «надели шапку»)
Раз-два! Вот и поскользнулся… Снова «поехали на коньках», делаем скользящие движения одной и другой ногой, затем останавливаемся, поднимаемся на носочки и походим немножко на носочках, переваливаясь из стороны в сторону, — как будто пытаемся удержать равновесие)
В: Ребята, а вы любите смотреть кино? Нижегородская область знаменита не только учеными, спортсменами но и артистами театра и кино. В Нижнем Новгороде родился и вырос знаменитый артист Евгений Александрович Евстигнеев.
10слайд показываю несколько фотографий из фильмов, где снимался Евгений Александрович Евстигнеев.
В: Родился Евстигнеев в семье рабочих, и сам после окончания семилетки пошел на завод. Работал слесарем, а по вечерам играл в джазовом ансамбле на ударных. Однажды азартного ударника-самоучку увидел ректор Горьковского театрального училища и уговорил попробовать сдать экзамены на актерский факультет. Память о великом земляке нижегородцы увековечили, присвоив имя Евстигнеева Нижегородскому театральному училищу, где учился актер. У городского драматического театра есть скульптура Евстигнеева.
11слайд памятник Евстигнееву.
В: Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня вы очень много узнали о знаменитых людях Нижегородского земли. Кто из них вам больше всего понравился и почему? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите большими?
Д: предполагаемые ответы детей.
В:Теперь мы можем рассказать домовенку Кузе о знаменитых людях Нижегородского земли. Мы с вами продолжим знакомиться с людьми, прославившие нашу Нижегородскую землю.