Татьяна Туева
Конспект занятия «Животные Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих действиях и поступках.
Задачи. Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного, экологически грамотного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желание строить взаимодействие с ними на гуманной основе). Вызвать стремление оказывать помощь животным, познакомить с правилами охраны и восстановления окружающей природы.
Публикация «Конспект занятия „Животные Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Оборудование. Набор иллюстраций животных, нагрудные значки для игры "Паутина жизни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клубок пряжи.
Ход занятия. Какие животные вам нравятся? А каких вы не любите? За что? Почему? Кто видел этих животных в природе? Что вы почувствовали при встрече с ними? Как вели себя? Все перечисленные вами животные необходимы природе и играют в ней очень важную роль. Иногда они некрасивы, а порой и неприятны на вид, но это вовсе не означает, что из-за этого они должны страдать по вине человека, тем более что большинство из них являются его надежными помощниками. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них.
Рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».
«Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно много их около воды. Точно легкое облачко носится в воздухе — то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.
— Ах ты, негодник! Зачем только ты живешь на свете!
Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комариная. Она живет в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, тот знает, что лучшая еда для них — мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете. А вот по ветке сирени медленно ползет жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь ее — испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не беспокоит, жучок опомнится и снова поползет. Он прилежно охотится за тлями — насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда и портят их — делают дырочки в плодах и листьях. Много деревьев и овощей попортили бы эти тли, если бы их не уничтожали жучки — божьи коровки. Не только божьи коровки уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по-своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые. Насекомым здорово достается от птиц, поэтому некоторые из них имеют окраску, пугающую их. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусны или даже ядовиты, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомого как будто предупреждает: «Не тронь меня, я невкусное». Эта окраска так и называется — предупреждающая. Вот почему спокойно ползают, по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, красно-клоп, лесной клоп, бронзовка».
Жуки не только приносят пользу, но и украшают нашу землю. Не трогайте и не обижайте жуков! А какую роль в природе выполняют муравьи? Муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.
Как вы думаете, что произойдет, если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их — переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит — и растений. А если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые также питаются комарами.
Погибали от рук людей и птицы, которых человек относил к «вредным» или использовал в пищу. В Китае хотели совсем уничтожить воробьев. В результате их отстрела из-за последующего размножения насекомых резко снизились урожаи в сельском хозяйстве.
А волк полезное или вредное животное? Почему люди уничтожают волков? Волки часто нападают на домашних животных, а иногда и на человека. Но в лесах они уничтожают больных зверей. Поэтому их называют «лесными санитарами». Плохих животных не бывает. Хищники тоже полезны для жизни лесного сообщества: они охотятся в основном на слабых и больных животных. Что будет, если в лесу совсем не останется, например, волков? Тогда зайцев разведется очень много, они могут съесть всю траву и обглодать кору деревьев. Без коры деревья начнут сохнуть и болеть. Плохо станет всем животным, которые живут в лесу.
Вот и подумайте: есть в природе только вредные или только полезные животные? В природе все взаимосвязано, и в ней нет только вредных или только полезных животных. «Плохо», «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Человеку животные приносят иногда вред, иногда пользу. Но люди должны понимать, что в природе вредных животных не существует, так как все они связаны между собой. Все животные нужны и важны в природе.
Игра "Паутина жизни". Дети в кругу. Все получают нагрудные значки и начинают игру, например с пчелы. Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".
Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Или даже "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым. Потяните за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки связи. Прошу одного отпустить свою ниточку: паутинка начнет рассыпаться. Так может случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.
Работа в тетради. Попробуем составить цепочку питания животных.