Татьяна Туева
Конспект занятия «Растения Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить с Красной книгой, дать представления о влиянии человека на природу. Познакомить с защитными свойствами некоторых растений, с растениями – хищниками, а также с растениями, которые могут предсказывать погоду. Воспитывать желание заботиться о растениях, беречь их.
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Ход занятия. Мы с вами живем в многоэтажных домах, а знаете ли вы, ребята, что в лесу тоже каждое растение живет на своем этаже. Как вы считаете, на высоком или на низком этаже живет ромашка? А сосна?
«Этажи» леса размещаются как на лесенке сверху вниз.
1-й этаж ель и сосна;
2-й этаж клен и береза;
3-й этаж можжевельник и рододендрон;
4-й этаж ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;
5-й этаж грибы;
6-й этаж мхи и лишайники.
Каждый этаж в лесу очень важен, и зависит от состояния других этажей.
Чтение рассказа «Невидимые нити».
Не бывает леса без деревьев. Но чтобы лес рос хорошо, ему нужны кустарники, например жимолость, калина, крушина и другие. Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.
Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу.
Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть от того, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.
О каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе? Невидимыми нитями связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой. Вспомним, для чего нам нужны растения? Как человек может навредить природе? К каким бедам это может привести?
Внести «Красную книгу». Рассмотреть.
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет — сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красную обложку.
Один том Красной книги рассказывает о растениях, другой — о животных. В Красной книге содержатся названия многих растений, о которых мы никогда и не слышали. Зачитать некоторые названия растений (лотос, женьшень, подснежник.).
Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Вот схема, которая поможет тебе разобраться в этом.
Внимательно рассмотри схему. Расскажи с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
Как должен вести себя человек, чтобы не навредить природе? Давайте составим правила поведения человека по отношению к растениям. И зарисуем их в своей тетради.
Вот несколько простых правил. Их Правилами друзей природы.
Не срывай цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не ломай ветки деревьев и кустарников!
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не убивай лягушек и жаб!
Не лови диких животных и не уноси их домой!
Какие ещё Правила друзей природы ты можешь предложить?
Придумай и нарисуй к ним знаки.
Растения беззащитны, они не могут убежать от опасности, как человек, поэтому прежде чем дотронуться до ветки дерева, надо вспомнить, что растение – живое. Оно способно ощущать боль.
Но не все растения так беззащитны, некоторые растения могут защищаться от своих врагов выделением ядовитого вещества.
Более того, они могут передавать информацию другим растениям о приближении опасности, и уже эти растения (еще не поврежденные) начинают заблаговременно вырабатывать вещества, отпугивающие незваного пришельца.
Просмотр диафильма «Растения – хищники» (2 фрагмента с сопровождающим рассказом воспитателя).
В мире растений выделяют растения-хищники и ядовитые растения. Что заставляет растения становиться хищниками? Это блестящий пример той взаимосвязи, которая существует между свойствами растений и окружающей их средой.
Некоторые растения действительно питаются насекомыми и другими живыми существами. Так, например, живущая нa болотистых лугах и торфяных болотах росянка. Она на своих устьях-щупальцах имеет железы, которые выделяют капельки слизи-клея. Насекомое, которое сюда прилипает, начинает двигаться, высвобождаться. Здесь-то лист растения начинает скручиваться вокруг добычи и выделять пищеварительный сок. Такое насекомое становится пищей для растения.
Кроме росянки есть "насекомоед" — пузырчатка обыкновенная. Она плавает (без корней) в реках, прудах, озерах. На ней цветут желтые цветы, на которых много пузырьков-ловушек. В каждом из них отверстие, прикрытое "дверцей", открывающейся внутрь пузырька. Как только мелкое водяное животное-головастик, рачок коснется "дверцы", она открывается, пузырек схватывает животное и мгновенно "проглатывает". Если добыча не умещается в такой ловушке, заглатывается только ее голова или хвост; иногда один пузырек схватывает голову, а другой — хвост.
Для человека наиболее опасны ядовитые растения. Знаете ли вы ядовитые растения? Назовите их. С некоторыми ядовитыми растениями мы познакомимся на следующем занятии.
В природе каждый организм реагирует на изменения окружающей природы. По состоянию растений люди предсказывали погоду.
– Ветки ели к пасмурной погоде опускаются, а ее шишки закрываются.
– К хорошей погоде ветви поднимаются, дерево "веселеет", а шишка раскрывает свои чешуйки.
– Если венчик мокрицы (звездочка средняя) к 9-ти утра не расправляется и не раскрывается — жди днем дождя.
– Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее семенной пушистый зонтик поникает перед дождем.
– Перед дождем с листьев ивы выделяются капли влаги.
– При приближении ненастья кислица складывает листья.
– Перед дождем лес затихает.
– Если летом без ветра лес шумит или одуванчик сжимает свой шар — будет дождь.