Гульнур Айтакова
Конспект занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Образовательная область: «Познание»
Тема : «Зимушка – Зима»
II младшая группа
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Айтакова Г. М.
г. Пермь
Образовательные области: познание, художественное творчество, социально коммуникативная, физическое развитие.
Цель:
Создание положительного эмоционального фона, развития творческих способностей.
Задачи:
1. Вызвать у детей положительные эмоции используя художественное слово, музыку, фольклор.
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
2. Развивать навыки общения и речь.
3. Расширять кругозор детей о природе (медвежата рождаются у медведицы зимой, в феврале). Формировать экологическую культуру: воспринимать окружающий мир через ощущение, сочувствие ко всему живому. Стимулировать познавательный интерес.
4. Продолжить работу над проектом «Наше дерево - дуб»; закрепить знания о дубе, о друзьях, обитателях леса.
5. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ладонью, пальцем, перышком).
Предшествующая работа
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой. Беседы о
характерных признаках зимы.
Работа с родителями
Проведены совместные экскурсии «Санный поход», «В гости к Деду
Морозу», «Как мы следы зверей искали»
Работа по проекту «Мое дерево - дуб»
Разработали перспективное планирование, собран совместно с родителями материал о дубе: фольклор, стихи, рассказы, рисунки и сказки. Изготовлены макеты: «Четыре времени года», «У лукоморья дуб зеленый».
Проведена эксперименетально-практическая деятельность: опыты со снегом:
«Горячо - холодно»; «Тяжело - легко»; «Свойства снега».
Словарная работа:
Искрится, крутолобые, мелодия, чудесное, настроение, живность, припас.
Материал:
Создать фон зимнего леса из макетов деревьев: береза, рябина, дуб, ёлка. Трафареты следов на снегу, изображения животных.
Для рисования: альбомные листы, вырезанные в виде баночек, бочонка, гуашь красного и желтого цвета, салфетки для рук.
Аудиозапись: «Зимняя мелодия», мелодия движения зайки, лисички, медведя.
Актуальность проекта заключается:
Во - первых в том, что предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Говоря о создании положительного эмоционального фона в развитии творческих способностей детей нельзя не вспомнить о изодеятельности, а поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать, развивать интерес детей к изобразительному творчеству. Во время занятий изодеятельностью происходит высвобождение накопившийся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом состоит эмоциональная терапия искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное развитие.
В творчестве детей младшего возраста выражается то счастье, которое приносит детям искусство, поэтому мы должны обеспечить ребенку как можно больше творческой радости, так как она залог будущей душевной силы, развития эмоциональной сферы и равновесия.
Во-вторых — именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет без дидактических натяжек реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности: изобразительная, музыкальная, театральная - являются наиболее эффективными формами развивающего обучения младших дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые, а мотивом участия в занятии является интерес ребенка.
Наиболее адекватной возрастным и индивидуальным возможностям детей группы, на которой показано занятие, является подгрупповая форма проведения, так как она позволяет реально влиять на развитие каждого ребенка, а также дает возможность преобразования общей программы в программу действий каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями.
Развивающий эффект игровых приемов, на основе которых выстроен проект занятия, заключен в них самих. Образно-символический характер используемых игр и упражнений способствует развитию воображения, наглядно - образного мышления. Эмоциональная насыщенность приемов развивающего обучения, используемых в занятии, способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение детского кругозора, формирование познавательного интереса.
В рамках темы и типа занятия связаны между собой задачи обучения, развития и воспитания. Интересно занятие межпредметными связями, индивидуально-ориентированной направленностью используемых приемов, свободным взаимодействием воспитателя и детей.
В-третьих: важной стороной актуальности данного проекта занятия выступают возрастные особенности детей 2 младшей группы, так как всем известно, что в данном возрасте происходит так называемый «кризис 3-х лет», суть которого состоит в том, что ребенок впервые начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственное мнение, то есть считает себя полноправной личностью. Общаться с такими детьми трудно: они конфликтны, упрямы, капризны. В представленном занятии выстроена адекватная возрасту детей система методов и приемов для достижения цели и задач проекта.
В четвертых: Данный проект интегрированного занятия дидактически актуален. Здесь мы можем увидеть формирование надпредметных умений у детей: рассуждать по аналогии, делать обобщение, сравнения, реализовывать цепочку соподчиненных целей (в рисовании нетрадиционным способом).
При разработке данного проекта занятия нами сформулированы цели, которые рассматривались как образ желаемого результата.
1. Цель педагогическая, на основе которой сформированы задачи обучения, воспитания детей на занятии, куда вошли:
1.
1. Закрепление и расширение экологических знаний о природе, на основе которых обогащается словарь детей через познание ценностей природы, формирование экологической культуры, совершенствование навыков нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действий, приемов.
2. Это формирование надпредметных умений. Форма, в которой можно определить, усвоен ли детьми материал,- это ответы на обобщающие вопросы, рефлексия, результат продуктивной деятельности детей в конце занятия.
3. Реализовать такие психологические характеристики личности детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатия. Этим целям достаточно сложно придать проверяемую форму, особенно у детей младшего возраста. Из наблюдений за деятельностью детей в ходе занятия, при рефлексии в конце занятия можно просмотреть развитие у каждого ребенка этих черт.
2. Цели развития образовательного процесса: Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном занятии - определение результативности и оптимальности избранных и используемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий. Основная исследовательская цель образовательного процесса на данном занятии - определение возможностей интегрированного подхода к структуре занятия в рамках индивидуально ориентированной направленности обучения, проживания данного педагогического события совместно с детьми и воспитателем.
3. Цель профессиональная: состоит в оттачивании индивидуально- личностной модели обучения детей на занятиях, использование нетрадиционных технологий в рисовании с детьми младшего дошкольного возраста, совершенствовании и оптимизации методов, приемов на интегрированных занятиях, которая предусматривает:
• Эмоциональное благополучие детей, комфортность во время проведения занятия;
• Интерес каждого ребенка, который определяется не только содержанием деятельности, а также предоставлением возможности общения со взрослым;
• Успешность обучения через его координирование в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов усвоения детьми материала, интереса детей, так как на основе этого постепенно к старшему возрасту формируется интерес к познавательному общению.
Личная цель педагога на данном занятии связана прежде всего с тем, что для младшего дошкольника учебные задачи, прямо поставленные перед ним, не имеют смысла, деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка, поэтому не играет роли в его развитии. В представленном проекте каждый ребенок должен чувствовать себя активным участником, следовательно развивающий эффект занятия в том, насколько активно в нем принимает участие каждый ребенок и на сколько дети продемонстрируют результаты своей деятельности взрослым.
Ход занятия:
1. Приветствие "Здравствуйте" (установление эмоционального контакта).
Под тихую музыку дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
2. Психологический тренинг " Зимушка - зима" (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, развитие воображения).
Звучит аудиозапись «Зимняя мелодия».
Воспитатель: Какая чудесная мелодия, вы хотели бы ее прослушать дальше? На что она похожа, как можно сказать про эту музыку? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя)
Это зимняя мелодия, а вам нравится зима? Чем, тебе, Эмилия, нравится, а тебе, Данил? Чем Ангелине нравится зима, а чем, Кате?
Скажите мне, ребята, а что вам хотелось бы сделать в это чудесное, сказочное время года? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу.)
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.
3. Тактильная игра-массаж " Собираемся на прогулку"
С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота, завязываем шарфы.
Ну, что ж отправляемся гулять! Ко мне сегодня сорока прилетела из леса и сказала, у медведице в феврале родились медвежата, мы пойдем их навестить, и поздравить её. А медвежата у неё маленькие-маленькие, величиной с рукавичку. (Звучит музыкальный фон)
4. Имитационное упражнение "Мы шагаем по сугробам" (эмоциональная разрядка)
Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, Садятся и поглаживают ноги
Наши ноженьки устали. ладонями снизу вверх
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
Посмотрите, ребята, мы пришли на зимнюю полянку к дубу, а сколько вокруг деревьев, его друзей. Покажите где дуб? Назовите другие деревья его
соседей. (Элементы ТРИЗа). Покажите какой большой дуб, а ёлочка какая? Изобразите березу. А посмотрите, сколько снега вокруг, как он искрится на солнышке. Как мы можем сказать про снег, какой он? А как вы думаете снег полезен для деревьев? Он укрывает корни деревьев от холода. Я знаю зимнюю игру про снег, хотите, я научу вас играть в нее? Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.
5. Игровое упражнение «Снежок» (развитие положительных эмоций, воображения)
Посмотрите, как блестит Поднимают руки вверх
и плавно качают кистями.
Под ногами хрустит Топают ногами.
Беленький снежок, Постепенно опускаются на корточки,
Легкий, как пушок. показывая руками, как идет снег.
Дует, дует ветерок, Плавные движения рук вправо - в лево.
И летит, летит снежок, Плавные движения рук сверху вниз.
Закружился, заблестел, Покружиться, плавно поднимая руки
вверх - вниз.
Над полянкой полетел. Легкий бег врассыпную.
А потом на землю пал, Присесть, обнять колени.
До весны там пролежал.
Воспитатель: Как замечательно изобразили вы снег. Но, что это, ребята? Я вижу какие - то отпечатки на снегу. Давайте спросим у мальчиков, как они думают, что это? А как думают девочки? Правильно, это следы. Я хочу предложить вам угадать, чей это след. Хотите поиграть в игру?
6. Дидактическое упражнение "Узнай животное по следу" (расширение кругозора)
Детям предлагается выбрать и назвать след дикого животного и соотнести след с его иллюстрацией животного.
Ребята, помните, мы с вами говорили о том, как зимуют лесные звери. Кто хочет рассказать, как зимует заяц?
I. Ребенок:
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу
К зиме весь побелел, шубку новую надел.
Под кусточек сяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает меня зверь лесной.
II. Ребенок:
Проворная зверушка
Живет в дупле - избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила в прок.
Воспитатель:
А, кто хочет рассказать про лису?
III. Ребенок:
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Живу в норе под елкой, не страшны мне волки,
Там сплю, отдыхаю, а потом охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую,
Могу зайца поймать, но его трудно догнать.
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами тоже лесные звери и вышли поиграть на полянке. Кем хотят быть мальчики? А девочки? Давайте покажем, как двигаются ваши звери. (Под музыку имитация движений зверей).
Хорошо, ребята! А я знаю рассказ о лесных зверях которые поселились на поляне у дуба. Давайте я вам буду его рассказывать, а вы движениями и выражением лица показывать. Согласны?
7. Этюд "Недовольство - Удовольствие"
Воспитатель: Жил в лесу волк, было ему голодно, вот вылез он из норы, зарычал, рассердился, нахмурился.
Дети: Имитируют волка хмурого, сердитого.
Воспитатель: А в лесу снег белый крутом, блестит на солнышке, да и солнышко светит ярко, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел волк вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух - хорошо!
Дети: Имитируют довольного, веселого волка.
Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела волка, удивилась, что он такой довольный.
Дети: Изображают лисичку, удивление.
Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (на корточки садятся, прислушался: "Что за шум?", испугался, притаился.
Дети: Изображают зайчика.
Воспитатель: Привстал зайка, увидел волка и лисичку, обрадовался - ведь это его друзья собрались на поляне, и весело запрыгал к ним.
Воспитатель: И стали они вместе - как вы думаете, что делать?
Дети: радоваться, веселиться, играть, прыгать.
А вам, ребята нравится на лесной полянке? Какое у вас настроение? Когда у вас хорошее, радостное настроение, что вам хочется делать? Что тебе хочется, Катя? А тебе, Эмилия? А Артуру что хочется делать?
У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться. Ой, посмотрите, снежинки как будто услышали меня, наверно, они тоже радуются, что мы пришли в лес Давайте мы возьмем снежинки в руки и покружимся вместе с ними. (Дети берут в руки снежинки, сделанные из бумаги)
8. Имитационное упражнение "Снежинки" (раскрепощение, эмоциональная разрядка).
Ой, летят-летят снежинки, Дети бегут врассыпную
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела. Плавные движения рук
вправо- влево
Все снежинки закружила Кружатся на месте
И на землю опустила. Приседают и кладут снежинки
Воспитатель: ребята, а мы ведь шли к медведице. Где же она? Как вы думаете? ( ответы детей: спит в берлоге, спряталась) Давайте ее поищем. Ой, что это за большой сугроб около дуба. Давайте посмотрим, (открывает белую задрапированную ткань, под ней на стене изображение берлоги, макеты медведицы и 2-х медвежат)
• Дети, посмотрите какие медвежата маленькие. Какие они покажите? (показывают). Давайте тихонечко подойдем, чтобы медведица не рассердилась и медвежата не испугались и погладим их. Давайте поздравим медведицу с рождением её медвежат. Дети, а как вы думаете, какому подарку была бы рада медведица? Что она любит? ( ответы детей: малину, мёд) давайте сейчас пойдем в детский сад и приготовим ей подарки.
Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.
(Под музыку дети возвращаются в детский сад).
Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы превратились в художников, нарисовали подарки для медведицы, баночки с малиновым вареньем и медом. Что хотят нарисовать мальчики, а девочки? Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним, как правильно пользоваться гуашью.
Прежде чем приступить к рисованию, давайте разогреем наши пальчики.
9. Пальчиковая игра - массаж "Мальчик - пальчик"
Пальчик- мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
• С этим я в снегу валялся,
• С этим с горочки катался,
• С этим по лесу гулял,
• С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики-друзья,
Где они - там и я!
10. Рисование пальчиком, перышком «Подарки для медведицы» (развитие положительных эмоций, развитие воображения)
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подарки у нас получились, как вы думаете, медведица обрадуется? А почему? (она любит мед и малину)
10. Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Кириллу? Чем Эльзе? А Ирине запомнилась?
Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная)
Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.
Настроение каково?
- Во! (показать большой пальчик)
Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).