Татьяна Кичкирёва
Конспект зимней прогулки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект зимней прогулки в старшей группе.
Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления. Физическое и умственное развитие детей.
Задачи:
Обучающие:
формировать обобщенное представление о признаках сезона (зимы, о состоянии снега, льда
расширять знания о том, как зимуют рыбы;
разучить с детьми психогимнастику «Рыбки», учить выполнять и согласовывать движения в соответствии с текстом, обучать регулированию процессов напряжения и расслабления;
Темочки:
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять знания о пространственном расположении предметов, обозначении направлений понятиями: «в середине», «слева», «справа», «вверху», «внизу»;
Развивающие: развивать творческое воображение в играх, любознательность, интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, развивать умение скользить по ледяной дорожке, сохраняя равновесие, ходить змейкой и метать в цель.
Воспитательные: воспитывать основы безопасной жизнедеятельности на прогулке, во время катания с горки;
воспитывать дружеские взаимоотношения, нравственные качества, внимание и сообразительность.
Методические приё мы:
Словесные: беседа, вопросы, ТРИЗ, словесное упражнение «На что похоже?»
Игровые: подвижные игра «Караси и щука», игровые упражнения «Собери рыбок в ведро»
Практические: экспериментирование, рисование ватными палочками на кусочках льда, измерение снежного покрова снегомером.
Материал и оборудование:
Плоские льдинки на каждого ребёнка, ватные палочки, гуашь, большая льдинка, соль, краски, пипетка, лопатки, шапочки – маски карасей и щуки,
ведёрки, большое ведро, рыбки – игрушки, снегомер
Ход:
Воспитатель: Выходя из детского сада, мы должны повторить правила безопасности на прогулке :
- нельзя ходить под крышей и вблизи ограждений,
- нельзя бросать снежками в лицо,
- нельзя катиться с горки, если внизу кто – то есть
- нельзя есть снег, и облизывать варежки
Забирают выносной материал и выходят на прогулку.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного на прогулке, а скажите, какая зима в этом году, почему она особенная?
Ответы детей.
Зима – это хорошо. Почему?
Ответы детей
Зима – это плохо. Почему?
Ответы детей
Воспитатель: в этом году, как никогда, очень много снега. А на что похож снег?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы: белый как сахар, пушистый как одеяло или вата, блестящий как мишура, пушистый как шапка, сияющий как драгоценные камни, как манная каша, соль и т. д.
Воспитатель: Посмотрите кругом – сколько снега! Давайте – ка, снегомером измерим высоту снежного покрова и узнаем, где сугробы выше. А «на глазок» мы можем это определить? «На глазок» - это значит приблизительно
Дети отвечают, а потом измеряют снегомером сугробы возле забора, вдоль дорожки, у веранды, возле рябины и находят – совпали ли их предположения.
Воспитатель: снег бывает разный в разную погоду и в разные части суток. Предлагаю понаблюдать за снегом утром, в обед и вечером и перед тем, как лечь спать в выходные и рассказать об этом в понедельник на утреннем сборе. А сейчас проведё м такой опыт:
1. КАКОЙ СНЕГ РАСТАЕТ БЫСТРЕЕ: ПЛОТНЫЙ ИЛИ РЫХЛЫЙ?
Для ответа на этот вопрос мы возьмём два одинаковых кусочка снега. Первый оставим рыхлым. А из второго слепим плотный снежок. И положили их рядом с батарей наблюдать, какой же растает быстрее? В конце прогулки увидим, что получилось. Опыт2
ЦВЕТНЫЕ ТОННЕЛИ В ЛЕДЯНОЙ ГЛЫБЕ
Нам понадобится достаточно большой кусок льда, а также соль, пипетка и жидкая краска (мы использовали пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов). Выкладываем лед на поднос. Дать детям соль и прошу посолить лед. Начинается самое интересное – лёд трескается, и появляются мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам. Для наглядности использую краску – капаю её на поверхность льда, и она проникает во все мелкие трещинки и тоннели. Почему же так происходит! Почему соль разъедает лед? Лед уже начал таять, как только мы достали его из морозильной камеры, т. к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором.
Воспитатель: В городе иногда дорожки посыпают песком и солью, которая растворяет лёд и под ногами образуется жижа из снега и соли.
РИСОВАНИЕ НА ЛЬДУ Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы возьмём гуашь и нарисуем разных рыбок для нашей «ледяной реки» Для рисования возьмём ватные палочки и гуашь, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда. Рыбок размещаем на залитой водой поверхности – на льду.
Воспитатель: Это только в нашей «реке» рыбки на поверхности. На самом же деле рыбы зимой собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается слизью как шубой.
Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.
Рыбы зимуют по-разному.
Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
Многие рыбы впадают в спячку – сомы, лини, лещи, плотва. Они ложатся на дно или зарываются в ил. Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.
Давайте поиграем и превратимся в рыбок.
Психогимнастика:
В голубой водице
Плывет рыбок вереница
Чешуей золотой сверкая,
Кружится, играет стая.
Рыбки весело резвятся
В чистой,
тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбки, рыбки, вниз пошли.
Рыбки, рыбки, все легли.
Глазки все закрыли.
Хвостики зарыли.
Плавнички расслаблены,
В стороны направлены.
Все мы успокаиваемся.
Тихо расслабляемся.
Воспитатель: скажите, дети, где находится красная рыбка? Какая рыбка находится сверху? Синяя рыбка, где разместилась? Какая в середине? И т. д.
Ответы детей.
Воспитатель: А вот хищные рыбы не спят даже зимой – это налим, щука, окунь. Мы с вами поиграем в игру «Караси и щука»
Ход игры. Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки». Другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.
Правила игры. Карасям нельзя трогать камешки руками.
Воспитатель: вдоль нашей «речки» (стилизованный водоём) две дорожки: изо льда какая дорожка? (ледяная). Из снега какая дорожка? (снежная). По ледяной дорожке скользим, сохраняя равновесие, а по снежной идём змейкой, не задевая ведёрки, в конце дорожек большое в ведро, в которое нужно бросить рыбку и попасть в него. За точное попадание получаете жетон (раздаёт ребёнок) выполняем движения 3 раза и подсчитываем жетоны.
Дети выполняют основные движения.
Воспитатель: поиграли, пора и за дело взяться. Делимся на 2 подгруппы : одни сгребают снег лопатками с веранды, другие - убирают его из домика.
Трудовая деятельность
В конце прогулки дети катаются с горки.
Заходя в детский сад, дети видят результат 1 опята: первым растаял тот снег, который был рыхлым. Почему так произошло? Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растаял быстрее.
В раздевалке дети аккуратно складывают вещи в шкаф и вспоминают интересные моменты прогулки и что им понравилось.