Анджела Рахматулина
Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимние признаки и приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект зимней прогулки в старшей группе детского сада.
Цель: пополнить и закрепить знания детей о зимних признаках и приметах, своеобразии и приспособленности животного и растительного мира к зиме.
Публикация «Конспект зимней прогулки в старшей группе „Зимние признаки и приметы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: формировать представления детей о зиме, знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовать развитию представлений о взаимосвязях в природе, развивать наблюдательность и интерес к природе, этетические чувства, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: рассматривание картин о зиме, дидактические игры
«Найди и назови примету», «Определи зимнюю примету», чтение художественной литературы о зиме.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас на зимнюю прогулку, пройтись по заснеженному участку, посмотреть все ли в порядке, подышать свежим воздухом, понаблюдать за жизнью зимующих птиц. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте, какие загадки я для вас приготовила:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Что за тройка прилетела? (три зимних месяца : декабрь, январь и февраль)
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Январь.
Воспитатель: Правильно, январь. Январь – это середина зимы. Думаю, что вы найдете на участке много изменений. Какая сегодня погода?
Дети: Сегодня тепло. На участке лежит снег, он белый, чистый, и из него можно лепить.
Воспитатель: На прогулке мы будем любоваться зимней природой, отметим зимние приметы и признаки. Зимой природа спит, нежно укутавшись в снежное одеяло. Зима – девушка с характером: может и морозами сильными напугать, и гололедом, и холодными ветрами или метелями. Есть такая поговорка про это время года: «Солнце светит, но не греет». Также существует множество народных примет зимы, которые помогают предсказать, каким будет лето, какую погоду ожидать в ближайшие дни, к какому явлению природы готовиться.
Дети находят и определяют признаки и приметы зимы :
- Пушистый иней на деревьях и кустах – будет солнечный день.
- Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает - к вьюге.
- Ясное небо – к морозу.
- Облака плывут быстро – к хорошей погоде.
- Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороз
- Если поутру на окне слышно синицу, то ночь будет морозной.
- Если тучи идут против ветра, ждите снега.
- Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.
- Воробьи кричат – к метели.
Воспитатель: Еще одна для вас загадка :
Снег катали и месили,
Человека мы лепили.
Вместо глаз два уголька,
Там, где нос морковка,
А в руках метелка.
Кто он, наш Егорка? …. (снеговик)
Воспитатель: Отгадали вы загадку правильно. Давайте теперь поиграем.
Проводится игра «Снеговик»
Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы.
Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, дети на противоположной стороне в шеренгу.
По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова- дети бросают снежки в Снеговика.
" Из холодного снежка
Слепим мы снеговика.
Он огромен и сердит
Во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять
Будешь с нами ты играть?"
Снеговик отвечает:
" Буду, буду я играть,
Буду вас я догонять!
Замораживать!"
Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"
Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.
Воспитатель: Послушайте, ребята, следующую загадку.
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?. (Ель)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, деревья без листьев, все в снегу. Их ветки покрыты снегом. Как вы думаете, растет ли дерево зимой?
Дети: Нет, дерево зимой не растет, оно замирает и спит до весны.
Воспитатель: Деревья зимой находятся в состоянии покоя, ветки от мороза становятся хрупкими, быстро ломаются. Снежный покров защищает деревья и кустарники от мороза. И маленькие кустарники тоже «спят» до весны. Только елки вечнозеленые деревья и не боятся зимних холодов. Они не сбрасывают свои листики – хвоинки на зиму и радуют нас своей красотой. Елочка красивое дерево. Как вы думаете, какие слова мы можем о ней сказать?
Дети придумывают слова про елочку:
Зеленая;
Пушистая;
Колючая;
Пышная;
Нарядная;
Красивая;
Зимняя;
Веселая;
Лесная;
Стройная;
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что деревья вдруг научились ходить. Покажите, как по-вашему, могло бы ходить большое могучее дерево? А маленькое тоненькое деревце?
Игра – имитация «Если бы у деревьев были бы ножки»
Дети показывают, как ходило бы большое, старое дерево – тяжелым, медленным, шаркающим шагом, а маленькое, молоденькое деревце – легкой, мелкой, нежной поступью.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте еще мои загадки:
Звонкая погода,
Снега кутерьма.
Это время года
Мы зовем …. (зима)
Воспитатель: Вы любите зиму?
Дети : Да
Воспитатель:. Замечательное время года – зима. Можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговика или играть в снежки. Много зимних забав и разных игр в которые можно поиграть зимой. Предлагаю поиграть в игру «Зайка беленький сидит».
Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки. Воспитатель вместе с детьми произносит следующие слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:
Мишка зайку испугал.
Зайка прыг. и ускакал.
Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
Воспитатель: Несмотря на холод и мороз мы с вами зимой гуляем и в игры играем. А вот некоторые лесные звери с наступлением зимы, как лягут спать, так и спят до весны. Вы знаете, что это за звери?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно! И ежик, и барсук, и медведь! Остальным зверятам зимой приходится туго, и холодно, и голодно. Вот и стараются выжить, кто как может. Птицы – воробьи, голуби, синички – тоже зимой мерзнут. И пропитание им добывать трудно. Поэтому люди подготавливают кормушки и подкармливают птиц всю зиму. Ребята, пожалуйста, берегите птиц, делайте кормушки дома, во дворе, не забывайте насыпать корм и наблюдать за птицами.
А теперь, чтобы согреться нам и замершие на прогулке пальчики погреть, поиграем в такую игру. Растопырим пальчики и условимся, что каждый пальчик – это птичка.
Игра «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам
А теперь скорее все сожмите кулачки. Спрятались птички. Не достанет их злой орлан.
Воспитатель: Теперь нам не страшен мороз, и мы можем поиграть со снегом:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькой чистой,
Как поймаешь на ладонь…. (снег)
Воспитатель: Понравился вам наш участок в зимнем наряде? Давайте закроем глаза и послушаем, как падает снег. Втяните носом воздух. Легко дышится? Верно, снег очищает воздух от пыли, грязи. А где лежит снег? Правильно, он повсюду, его много. Он, как пуховое одеяло, накрыл всю землю. Снег очень полезен. Он укрывает землю и согревает все, что на ней растет. Посмотрите, ребята, на снегу хорошо видны следы. По следам можно определить, кто здесь пошел, и кто куда ушел. Хотите поиграть в игру «Следопыты»?
Игра «Следопыты». Сейчас мы с вами станем следопытами. Будем находить следы на снегу и определять, чей это след.
Воспитатель: Молодцы, хорошие следопыты. Много разных следов нашли и правильно назвали. А сейчас давайте попробуем на варежку поймать снежинку и рассмотреть ее. На что похожа?
Белые – белые снежные.
В форточку письма влетают.
Кружатся тихие, нежные
И тают, тают, тают … (снежинки)
Воспитатель: Снежинки похожи на звезду, на кристалл, кружева. Но рассмотреть снежинку мы можем, пока она на варежке, если мы снимем варежки и попробуем поймать снежинки, они просто растают. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Снежинки предлагаю вам зарисовать в группе и обязательно рассказать родителям о нашей замечательной прогулке. А сейчас нам пора возвращаться в группу.