Кристина Алборова
Конспект занятия «Зима, зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зима. Зимние забавы».
Цели:
активизация и обогащение словаря по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные»;
упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
закреплять навыки словообразования;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
развитие языкового чутья путем образования родственных слов;
развитие диалогической речи;
Публикация «Конспект занятия „Зима, зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
развитие связной речи (составление предложений по теме занятия, составление рассказа по сюжетной картине);
развитие координации речи и движения;
развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления;
формирование личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу;
воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к собственной речи.
Орг. момент.
Включается песня «Кабы не было зимы.»
Дети встают в круг в игровой зоне группы. Логопед обращает внимание на то, что сегодня занятие — необычное, посмотреть его пришли гости.
Дети здороваются с гостями.
Введение в тему.
- Ребята, отгадайте загадку!
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила!
- О каком времени года эта загадка? (О зиме).
- Тема нашего занятия : «Зима. Зимние забавы».
- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.
- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
( Логопед: - Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу.)
Выслушиваются ответы детей.
Затем предлагаю детям пройти к своим местам и сесть за парты.
- Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?
А будет после зимы?
- Назовите зимние месяцы!
- А сейчас у нас какой зимний месяц?
- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил. Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки — угольки, ручки — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
- Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик. (Логопед показывает детям Снеговика и сажает его на стульчик).
-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания. Если мы с вами все их успешно выполним, в конце занятия вы получите угощение от Снеговика! А от меня — маленькие зимние подарки!
- Начинаем работу!
- Все дети в нашей группе умеют читать. Поэтому читать задания будете ВЫ!
(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, дети хором читают задания, написанные на конвертах).
-Берем первый конверт! (конверт№1)
Дети читают задание «Игра «Подбери слова!»
- А сейчас закройте глаза и представьте ЗИМУ с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой; вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик.
- КАКУЮ зиму вы себе представили? (снежную, холодную, морозную, студеную, лютую, суровую.). Мы с вами называли СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
-Скажите, какая погода может быть зимой?
Выслушиваются ответы детей.
-Если на улице идет снег, то погода. (снежная)
Если на дворе мороз, то погода. (морозная)
Если дует сильный ветер, то погода. (ветреная)
Если на улице холод, то погода. (холодная)
Если сильная стужа, то погода. (студеная)
- Ребята, про что говорят зимой:
ударили. (морозы)
замерзли. (реки, озера)
метут. (метели)
хрустит. (снег)
висят. (сосульки)
-Сейчас я вам называла СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.
7. Логопед достает конверт№2, дети читают: «Игра «Семейка слов».
Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат похоже и являются родственниками.
От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
От этого слова произошло и много других слов.
Я буду вам читать стихотворения, а вы — добавлять слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег,
С неба все скользят пушинки,
Серебристые. (снежинки,
На поселки, на лужок
Выпал беленький. (снежок,
Вот веселье для ребят,
Все сильнее. (снегопад,
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик,
Рядом снежная фигурка,
Это — девочка. (Снегурка,
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой. (снегири)
Ребята, какие слова вы запомнили? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт (№3)
Дети читают задание «Зима в стихах»
- Ребята, все вы знаете,что зима — это очень красивое время года. Многие художники рисовали зимние пейзажи, а поэты — писали красивые стихотворения.
Дети читают стихотворения:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам зимушки-зимы.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Мама, глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней.
9. Физминутка.
Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы (включается тихо музыка).
- Ребята, на наших занятиях мы с вами много говорили о том, что зима — это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав.
- А что такое забавы? (выслушиваю ответы детей)
- Я загадаю загадки о зимних развлечениях :
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки)
Две новые кленовые подошвы двухметровые:На них поставил две ноги
И по большим снегам беги! (лыжи)
-Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (санки)
Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу! (снежки)
А теперь давайте подвигаемся!
Дети берутся за руки и идут по кругу, произнося речевку:
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,Будут санки и снежки!
Ребята, давайте вспомним, каких мы знаем зимующих птиц? (выслушиваю ответы детей)
А почему они так называются?
Координация речи с движением (динамическая игра) :
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
А теперь — игра на внимание «Снежинки и сугробы».
Мы мороза не боимся,
Мы внимательны во всем!
Скажу «сугробы» - мы садимся,
Скажу «сосульки» - мы встаем,
Как скажу «снежинки» - кружимся,
«Елочки» - хлопаем руками,
Кто из нас внимательный?
Мы сейчас узнаем!
- Игра- пантомима «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем!»
Дети по очереди показывают зимние забавы, другие отгадывают, что они делают.
10. - Возвращаемся на свои места, ребята! Нас еще ждут задания Снеговика.
Достаю из конверта конверт№4. Дети читают задание «Путаница» (работа с деформированным предложением).
Задание: составить предложение из слов, данных вразбивку.
Ребята, нужно «подружить» слова между собой, то есть поставить их по порядку.
Нас, у, дворе, во, горка
дети, горки, катаются, с
забавы, зимние, любят, дети, все
Что мы сейчас с вами произносили? (предложения)
Что делают слова в предложении? (дружат)
Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
Что ставим в конце предложения? (точку)
Давайте придумаем предложения о зиме и зимних забавах.
Дети придумывают предложения по сюжетным картинкам.
Определяем количество слов в предложениях, называем их по порядку, вразбивку; обращаем внимание на «слова-помощники» - предлоги)
11. - А теперь достаем следующий конвертик! (№5)
Дети читают задание «Улыбнитесь!»
Проводится развлечение «Веселые диалоги»
Внук. Бабушка, а кто в лесу живет?
Бабушка. Медведи, волки, лисы, зайцы.
Внук. А Колобки там живут?
Мама. Ты знаешь, какие хищники водятся в лесу?
Сын. Волки, медведи, лисы. И. Баба-Яга!
Сын. У нас дома елка живая или искусственная?
Мама. Живая!
Сын. А когда говорить начнет?
12. - Посмотрим, какие у нас еще остались задания?
Дети достает конверт№6 и читают задание «Зашифрованные слова»
- Ребята, нужно по первым звукам названий картинок отгадать, какое слово «зашифровано».
- Скажите, какой первый звук в слове «зима». Что мы можем о нем сказать?
- Какие гласные звуки есть в слове «зима»?
- Разделим на слоги это слова? (ребята отхлопывают)
Аналогичная работа проводится со словом «санки»
- Придумайте восклицательные и вопросительные предложения со словами «санки» и «зима» .
Дети придумывают предложения.
- Достаем следующий конверт №7. Читаем задание «Веселые зверятки»
- Ребята, мы с вами на занятиях говорили о том, что зима — это трудное время для диких животных.
- Почему зима страшна для диких животных? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, вы все правильно ответили!
- Давайте поиграем! Мы сейчас превратимся в зверят.
Логопед достает из коробки шапочки диких животных (волка, зайца, лисы, медведя). Вызывает детей, надевает на них шапочки.
- Вы сегодня не ребята, а веселые зверята!
Дети повторяют хором:
- Мы сегодня не ребята, а веселые зверятата!
- Ребята, а теперь давайте познакомимся с нашими гостями поближе!
Расскажите, в кого вы превратились! И расскажите, какие вы! (Я — медведь, неуклюжий, большой, косолапый, бурый; я — лиса, хитрая, рыжая, пушистая, красивая.).
- Ребята, давайте зададим им вопросы!
-Зверята, а как же вам живется в лесу? А как же вы зимой живете, расскажите! Тяжело, наверно, холодно, голодно?
Дети рассказывают от первого лица (от лица своего животного, как они приготовились к зиме и зимуют.
- Ребята, про чей хвост я говорю? (образование притяжательных прилагательных)
длинный, пушистый, рыжий — ЛИСИЙ хвост
короткий, серый — ЗАЯЧИЙ хвост
- Ребята, дупло — это чей домик? (беличий)
Нора? - (лисий)
Берлога - (медвежий)
Логово - (волчий)
- Ребята, у нас с вами осталось последнее задание.
Дети достают конверт№8. Читают задание «Что забыл нарисовать художник?»
-Дети рассматривают сюжетную картину.
- Какое время года изобразил художник? Почему?
- Где происходит действие картины? (в парке)
– Ребята, посмотрите внимательно: чего не хватает на картине?
У мальчика нет второй лыжи;
в хоккее нет шайбы;
у снеговика — морковки, сучка, ведра на голове;
у мужчины — лопаты;
дети без санок;
нет кормушки;
собака без поводка;
нет второго конька у мальчика;
девочка без варежки.
Дети отыскивают недостающие детали и составляют предложения.
- А теперь давайте составим рассказ! Кто хочет?
Один ребенок начинает рассказ, другой — продолжает.
Примерный рассказ.
Зимой.
Был воскресный зимний день. Дети с родителями пошли гулять в парк.
На земле лежит много снега. А на заснеженных деревьях мы заметили снегирей и синичек. А вот стайка птиц прилетела к кормушке и клюет зернышки.
Саша, Витя и Коля весело играли в хоккей. Миша катался на лыжах. Мама с детьми слепили большого снеговика. А папа взял лопату и стал расчищать тропинку. Вика гуляет с собакой, которая радостно бежит по свежему снежку впереди девочки. Соня и Ваня катаются на коньках. Дима со своей сестренкой Ирой едут с горки на санках. У всех замечательное настроение! Детям и взрослым весело зимой! Зима подарила нам много забав.
Итог.
- Ребята, мы выполнили все задания Снеговика!
Приглашаю вас встать в круг!
Дети выходят из-за парт и встают в круг в игровой зоне группы.
Передают «волшебный снежок» по кругу и говорят, чем занимались на занятии и что понравилось.
Звучит музыка.
-Снеговик приготовил мешочек с угощением. Дети достают гостинцы.
Логопед раздает детям подарки (снежинки).
Ребята прощаются с гостями.