Эльвира Ситдикова
Конспект занятия «Звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата___
Тема: Звук [ч ], буква Ч.
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить со звуком и буквой Ч;
2. Закрепить правильное произношение звука Ч;
3. Продолжать учить выделять звук Ч из ряда звуков, слогов, слов;
4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.
5. Учить преобразованию слов; читать слова.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать у детей фонематические процессы; звуковой анализ слов.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Упражнять детей в определении места звука в словах (начало, конец, середина).
3. Развивать умение читать слоги и односложные слова.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих;
2. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
3. Формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности
Оборудование: экран, проектор, презентация, Чебурашка (игрушка).
Раздаточный материал: Картинка чашки для штриховки, для звукового анализа, разрезанные буквы, карандаши: красный, синий, зеленый.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед. Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка Друга Гены …
Дети. Чебурашку.
Логопед. Дети, догадайтесь, с какого звука начинается слово Чебурашка?
Дети Со звука [Ч].
Логопед. Правильно. Сегодня мы будем учиться четко, произносить звук [Ч].
II. Основная часть.
Логопед. Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук [Ч].
Дети. Дети поизносят звук.
Логопед. Давайте расскажем про этот звук.
Логопед. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Логопед. Скажите звук [ч] какой?
Дети. Звук [ч] - согласный, всегда мягкий, глухой. Обозначается зеленым цветом.
Логопед. Изолированное произношение звука [Ч] : - Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно.
Дети. Дети произносят звук по цепочке.
Логопед. Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч]) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)
а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;
б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;
Логопед. Чебурашка предлагает вам поиграть в игру “Не зевай, а четко повторяй”
Ач-оч-уч-ич,
Чу-ча-чи-че
Ча-чо-чу-чи,
Чча-очо-учу-ичи;
Чна-чно-чну-чни;
Чка- чку— чко — чки
Чта-что-чту-чти и т. п.
Логопед. Дети, Чебурашка очень любит цветы ромашки. И вам принес цветок. Предлагает вам оторвать один лепесток и найти там картинку. И вам нужно определить место звука “Ч” в названиях картинок.
Логопед. Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы?
Дети. Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
Логопед. На какую цифру похожа его любимая буква?
Дети. На цифру 4.
Логопед. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Логопед. Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.
Логопед. Пора нам немного отдохнуть.
Физкультминутка. «Кузнечики» (речь с движением)
Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики
Раз, два, раз, два – стоп!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгать очень нам легко.
Логопед. Дети, Чебурашка очень любит пить чай из своей любимой чашки.
И он предлагает нам заштриховать чашку и сделать звуковой анализ этого слова. И предлагает нам сделать звуковой анализ слово чашка.
Дети. Дети выполняют задания.
Логопед. А теперь вместе проверим.
Логопед. Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай. Дети. Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).
Логопед. Расскажите, КАКОЙ у вас чай?
Дети. Горячий, холодный, сладкий, вкусный и т. д.
Логопед. А теперь Чебурашка предлагает придумать предложения со словами чай, чашка.
Дети. Дети выполняют задания.
Логопед. Молодцы, красивые предложения составили!
Логопед. А теперь Чебурашка предлагает составить слова из букв.
Выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка.
III. Заключительная часть.
Логопед. Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.
Чему мы учились на занятии?
Дети. Правильно произносить Звук [Ч],
Логопед. Какой у нашего гостя любимый звук?
Дети. Звук [Ч].
Логопед. Что вы о нем узнали?
Дети. Согласный, глухой, всегда мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.
Логопед. Чем еще мы с вами занимались?
Дети. Ответы детей.
Логопед. Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего?
Дети. Ответы детей.
Логопед: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями.