Коршунова Ольга
Конспект игрового занятия «Зов тундры» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗОВ ТУНДРЫ».
Составила инструктор по физической культуре ДОУ №118 Коршунова О. Ю.
Задачи:
• развивать координацию, мелкую моторику, психофизические качества – силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности;
Темочки:
• обучить основам самомассажа, совершенствовать технику ходьбы и бега с преодолением препятствий, лазания и ползанья, прыжков, метания в цель;
• ознакомить с географическим расположением континента Европы, размещением на ней зоны тундры, национальными, семейными традициями (труд, семья, жилище, приемы выживания в суровых условиях) и этническими традициями (фольклор, народные игры, прикладное искусство) народов северо-востока России (Якутия, Чукотка, Магаданская область, Камчатка);
• воспитывать настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания.
Оборудование и инвентарь: аудиозаписи с мелодиями народов Севера, картины с изображением тундры, животных тундры, карта России, 2 горки, «бревна», «кочки» - мягкие модули, гимнастическая скамейка, скакалки по количеству детей, каштаны, обручи, резиновые мячи, бубен, картинки с изображением зимних видов спорта.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Тихо звучит мелодия народов Севера. Дети входят в зал и строятся в шеренгу.
Инстр. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам и континентам. Мы сегодня будем путешествовать по нашей стране – Россия. Россия так огромна, что занимает не только часть Европы, но и часть Азии.
Столица нашей Родины – Москва – находится на европейском континенте, а такие российские города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, Магадан находятся уже в Азии. (Показ карты нашей страны). И там очень суровый климат. На самом крайнем севере находится тундра.
- Какая погода там чаще всего бывает? (холодная, суровая, лето очень короткое).
- Что там произрастает? (Карликовые деревья, мох-ягель, лишайник).
- Чем питаются жители севера? Сами они могут что-либо выращивать? (Рыбой, мясом оленей, песцов, медведей, ягодами и грибами).
Инстр. А какие замечательные люди живут в тундре. Это ханты, манси, чукчи, ненцы, эвенки.
Звучит музыка северных народов.
Инстр. Ты еще не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слышать звон копыт по насту,
Приезжай, мы встретим с лаской!
Инстр. Я приглашаю вас сегодня в тундру. Чтобы попасть в этот край, нужно пройти по топким болотам, где растут северные ягоды – морошка, клюква, брусника, обогнуть высокие сопки, где-то придется перешагивать через замерзшие лужицы, переходить по льду через мелкие реки.
Под музыку «Увезу тебя я в тундру» (сл. М. Фрадкина, муз. М. Пляцковского) дети начинают движение по периметру зала: взбираются и спускаются с «горок», перелазят через поваленные «деревья», перешагивают по «камушкам» через болота, проходят по мостику через «речку».
Комплекс ОРУ со скакалкой (вожжи).
1. И. п. - о. с. скакалка в правой руке, сложенная вчетверо. 1-8 вращение кистью вперед правой рукой. То же левой рукой. Повт. по 2 раза.
2. И. п. – ноги врозь, скакалка сложена вчетверо, в опущенных руках. 1 – скакалку поднять вверх, натянуть. 2 – повернуть правый конец вперед. 3 – вернуть назад. 4 – и. п. То же левым концом. Повт. по 4-6 раз.
3. И. п. – ноги врозь, скакалка сложена вдвое, натянута вверху над головой. 1 – наклон туловища вправо. 2 – и. п. 3-4 - то же влево. Повт. по 6-8 раз.
4. И. п. – ноги врозь, скакалка внизу, сложена вдвое. 1-2 – прямыми руками перевести шнур за спину. 3-4 – вернуться в и. п., переведя шнур вперед. Повт. 6-8 раз.
5. И. п. – ноги врозь на середине скакалки, скакалка натянута. 1 – наклон вперед, ручки скакалки соединить перед собой. 2 – и. п. Повт. 6-8 раз.
6. И. п. – правая нога впереди, стоит на середине скакалки. Скакалка натянута. 1-2 – поднять правую ногу вверх, придерживая скакалкой, спина прямая. 3-4 – и. п. То же левой ногой. Повт. 6-8 раз.
7. И. п. – лежа на спине, скакалка в руках сложена вдвое, лежит на бедрах. 1 – согнуть ноги, захватить шнуром стопы. 2 – выпрямить ноги вверх. 3 – согнуть ноги. 4 – и. п. Повт. 6-8 раз.
8. И. п. – лежа на животе, скакалка сложена вчетверо, в руках перед грудью. 1 – одновременно поднять правую ногу и вывести шнур вперед вверх. 2 – и. п. 3-4 – то же левой ногой. Повт. По 2-4 раза.
9. Скакалка лежит на полу сложенная вчетверо. Стойка боком к скакалке, руки на поясе. Прыжки на двух ногах через скакалку вперед-назад и боком с чередованием с ходьбой. Повт. по 8-10 прыжком.
10. И. п. – скакалка сложена вчетверо, перед грудью в руках. 1 – вдох, скакалку натянуть, локти в стороны – назад – «разгибаем подкову». 2 – и. п. Повт. 8 раз.
Инстр. Вот мы и добрались до тундры. Перед нами вязкое болото, покрытое мхом, а ягод здесь видимо-невидимо. Это морошка. Давайте соберем эти ягоды. Поделимся на две команды.
Эстафета «Сбор ягод».
Каждая команда делится на равное количество участников и строится в колонну по одному на противоположных сторонах «болота». На «болоте» напротив каждой команды цепочкой на расстоянии шага лежать пять кирпичиков («кочки»). Возле каждого с обеих сторон лежит по кучке каштанов. У первого участника на одной стороне площадки в руках корзинка. По сигналу первый участник начинает движение по кирпичикам, приседая при этом и захватывая по одному каштану у каждого кирпичика, переходит на противоположную сторону и передает корзинку участнику своей команды, стоящему на противоположной стороне площадки, и уходит в конец. Затем начинает движение участник, получивший корзинку. Игра продолжается до тех пор, пока участники команды, стоящие на одной стороне полностью не перейдут на другую сторону площадки.
Инстр. Я загадаю вам загадку:
Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасется весь день, кто же это?. (Олень).
Ты знаешь, оленю какая цена?
Он в упряжке – живая струна.
С глазами черными, как очи Ямала,
Ты знаешь оленю, какая цена?
Расстояния в тундре от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому олень здесь является основным средством передвижения и очень ценится. Питаются олени мхом-ягелем, который он добывает из-под снега копытом. Когда мха становится мало, жители тундры разбирают свои дома, грузят свои вещи на сани нарты, запрягают в них оленей и переезжают на новые места, где мох еще не тронут. Оленями управляет каюр.
Эстафета «Оленьи упряжки».
В каждой команде участники делятся на пары. В паре один «олень», другой – «каюр». Команды строятся в колонны на линии старта. Около команд в обруче на полу лежат большие мячи (по количеству пар). На противоположной стороне площадки напротив каждой команды лежит свободный обруч. По сигналу первая пара каждой команды начинает движение: впереди «олень», за ним «каюр». «Каюр» одной рукой берет мяч с пола, другой держит «упряжку». Пара бежит к свободному обручу. «Каюр» кладет мяч в обруч «оленья упряжка» возвращается к своей команде, передает Эстафету следующей паре и становится в конец своей команды.
Инстр. Но так как олени не всегда были домашними животными, их надо было поймать, отбить от стада и приручить. Есть способ ловли оленей – это отбивка оленей от стада.
Подвижная игра «Отбивка оленей».
Внутри очерченного круга – олени (группа игроков). За кругом – три пастуха. По сигналу: «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Тот, в кого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада оленем. Каждый «пастух» «отбивает» (бросает) 5-6 раз. По завершении игры подсчитывается, сколько оленей отбил каждый игрок, выявляется победитель. Правила: бросать мяч только в ноги (с места) и только по сигналу (в подвижную цель).
Инстр. Как вы уже знаете, весной северные народы отмечают праздник оленеводов. Отмечается он спортивными состязаниями. Мы проведем сейчас с вами такое соревнование.
Малоподвижная игра «Белый шаман».
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается белый шаман (водящий). Он встает на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман. Правила: если игрок неправильно повторяет ритм, он выходит из игры.
Инстр. Ребята, так какие же виды спорта зародились на севере, в тундре, нашей страны и почему?
Ответы детей.
Инстр. Правильно! Это санный вид спорта, т. к. там впервые появились санки. Появились снегоступы – прародители лыж. А какие виды спорта мы знаем с использованием лыж?
Дети. Лыжные гонки, скоростной спуск на лыжах, слалом, фристайл, прыжки с трамплина, биатлон.
Инстр. На этом наше занятие подошло к концу.
Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
Дети выходят из зала.