Лучший педагог года

Конспект занятия по знакомству с окружающим «Сравнение песка, глины и камней» в подготовительной группе

Ольга Гилева
Конспект занятия по знакомству с окружающим «Сравнение песка, глины и камней» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Знакомство с окружающим (экология и опытно - эксперементальная деятельность) в подготовительной группе

Тема. «Сравнение песка, глины и камней»

Дата проведения: 1 неделя ноября

Цель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.

Задачи:

Образовательные

Публикация «Конспект занятия по знакомству с окружающим „Сравнение песка, глины и камней“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Формировать представления детей о свойствах песка, глины, камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать вывод.

Развивающие

Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность.

Воспитывающие

Воспитывать умение работать парами договариваться.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке после дождя за свойствами песка, глины, камня. рассматривание народных глиняных игрушек - филимоновских, дымковских. Иллюстрации с изображением кирпичных и каменных строений, знакомство детей с «песочными часами».

Материал и оборудование.

Демонстрационный - иллюстрации с изображениями: дом, мост, дорога сделанная из камня, станция метро; пустыня; стекло; кирпичи; посуда из глины; дымковская и филимоновская игрушки.

эмблемы «Умники», «Знайки» (2 - большие на мольберд, два мольберда.

Раздаточный - эмблемы «Умники», «Знайки» (на каждого ребенка); коллекция камней, камни на каждого ребенка, песок, глина; стаканчики, емкости (контейнера) для экспериментов; вода, лупа, трубочки, мисочка, ложка; фишки; глина для поделок; грамоты.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети садятся вокруг одного большого стола.

Воспитатель. Сегодня наша группа превратилась в научную лабораторию, а вы в ученых. Если правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким-

В ладошке лежать.

Тяжелый большой –

Одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Камень.

Воспитатель. Ученые используют камни для разных целей. Ребята, я предлагаю вам превратиться сегодня в ученых. Хотите? (Ответы детей)

Воспитатель. А чем занимаются ученые?

Дети. Исследуют, наблюдают, делают опыты.

Основная часть.

Воспитатель. Я предлагаю разделиться на две команды.

Воспитатель делит их на две команды и каждой дает название. Первая команда «Умники». Вторая команда «Знайки».На мольберд и детям прикрепляются эмблемы команд.

Воспитатель. Давайте начнем наши опыты. На столах перед вами лежат камни. Первое задание для обеих команд. Вам необходимо рассмотреть камушки и сравнить их : по величине, по цвету. Сравнить на твердость. Определить какая бывает поверхность. Рассмотреть камушки через лупу. Определить, что можно увидеть на поверхности. Чья команда больше расскажет про свое наблюдение. Та и получит фишку.

Команды рассматривают камни, сравнивают их между собой. Дают ответы.

Дети. Камни бывают разной величины, разного цвета. Камни твердые, крепкие. Поверхность бывает гладкой, бывает шероховатая. На поверхности можно увидеть трещины, царапины. Камни живут на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах.

Команда, которая больше дала ответов, получает фишку. Фишку крепят на мольберд.

Воспитатель. Ребята, давайте проведем эксперимент с песком и камнями. На столах у каждой команды стоит емкость (контейнер) с водой. Вам необходимо в эту емкость насыпать песок и камушки. Все перемешать ложкой и наблюдать как происходит оседание.

Дети в емкость (контейнер) с водой насыпаем песок и камушки, все перемешиваем ложкой и наблюдают как происходит оседание.

Воспитатель. Молодцы! Давайте сделаем вывод. Скажите, что вы можете сказать по вашему эксперименту с камушками? Чья команда даст больше ответов, та и получит фишку.

Дети. В воде камни меняют свой цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче. Камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.

Команда, которая больше дала ответов, получает фишку. Фишку крепят на мольберд.

Воспитатель. Молодцы! Скажите, как использует человек камни в жизни?

Дети. Из камней строят дома, мосты, дороги, станции метро.

Воспитатель. Верно, давайте посмотрим на экран.

Воспитатель показывает иллюстрации: дом, мост, дорога сделанная из камня, станция метро.

Воспитатель. Ребята, ученым, как и всем людям, необходим отдых. Я предлагаю отдохнуть.

Воспитатель проводит физкультминутку. Подвижная игра «Коршун».

Воспитатель. Вокруг коршуна хожу.

По три денежке ношу.

По копеечке, по совелочке.

Коршун, коршун что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать. За что?

Ко мне в огород лазят.

Ты бы сделал забор выше.

Коли не умеешь так лови их.

Воспитатель. Уважаемые ученые, я предлагаю вам, исследовать песок. На столах у каждой команды в емкости лежит песок. Следующее задание для обеих команд. Вам необходимо рассмотреть песок в лупу. Сравнить песчинки по цвету, форме, размеру. Чья команда больше расскажет про песок. Та и получит фишку.

Команды рассматривают камни, сравнивают их между собой. Дают ответы.

Дети. Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше.

Воспитатель. Ребята, давайте проведем эксперимент с песком. Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он?

Дети. Сыпучий.

Воспитатель. На столах у вам стоят стаканчики с песком. Налейте воды в стакан с песком. Как вы думаете, куда девалась вода?

Дети. Вода впиталась в песок.

Воспитатель. Хорошо, скажите, мокрый песок сыпучий?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ребята, попробуйте слепить из сухого и влажного песка шарик.

Дети лепят из сухого и влажного песка шарики.

Воспитатель. Ребята, скажите, почему из сухого песка шарик слепить не получилось? (Ответы детей)

Воспитатель. Возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Дети. Песок разлетелся. В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Молодцы! Давайте сделаем вывод. Скажите, что вы можете сказать по вашему эксперименту с песком? Чья команда даст больше ответов, та и получит фишку.

Дети. Песок состоит из множества маленьких песчинок, он сыпучий, легкий. Если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам.

Команда, которая больше дала ответов, получает фишку. Фишку крепят на мольберд.

Воспитатель. Молодцы! Кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды.

Дети. В пустыни.

Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображена пустыня.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что еще делают из песка? (Ответы детей)

Воспитатель. Из песка делают стекло.

Воспитатель показывает иллюстрацию, на котором изображено стекло.

Воспитатель. Так же, из песка делают кирпичи.

Воспитатель показывает иллюстрацию, на котором изображены кирпичи.

Воспитатель. Ну а теперь продолжим. Давайте исследуем глину. У каждой команды на столах стоят стаканчики с глиной. Внимательно рассмотрите ее.

Возьмите стаканчик с сухой глиной, добавьте воды и размешайте.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что происходит с глиной? (Ответы детей)

Воспитатель. Воткните палочку в стаканчик с мокрой глиной, а другую палочку воткните в стаканчик с сухой глиной.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Куда палочка втыкается легче: в мокрую глину или в сухую? (Ответы детей)

Воспитатель. Слепите из влажного песка и влажной глины шарики. Сравнить их на прочность.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! Давайте сделаем вывод. Скажите, что вы можете сказать по вашему эксперименту с глиной? Чья команда даст больше ответов, та и получит фишку.

Дети. Глина бывает разного цвета (белая, красная, серая). Глина становится вязкой из нее можно лепить. Палочка втыкается легче в мокрую глину, чем в сухую. Шарик вылепленный из глины, более прочный чем шарик вылепленный из влажного песка.

Команда, которая больше дала ответов, получает фишку. Фишку крепят на мольберд.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, послушайте историю про глину. Давным - давно, люди узнали о свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и водонепроницаемой.

Воспитатель показывает иллюстрацию с глиняная посуда.

Воспитатель. Глину используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам подсчитывают фишки, и определить результаты соревнования.

Воспитатель вместе с детьми подсчитывают фишки. Команда - победитель получают грамоты и делает круг почета, другая команда аплодирует. Дети садятся на места.

Воспитатель. Ребята, расскажите, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину, камни? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, давайте вы сейчас из глины слепите любое домашнее животное или птицу, а я из камней и глины сделаю изгородь для скотного двора.

Воспитатель и дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! Вы сделали целое стадо разных животных. Давайте поместим их во двор.

Все помещают свои изделия во двор.

Воспитатель. Как много у нас животных. Какие они красивые. Вы сегодня молодцы, были не только учеными, но и мастерами по изготовлению животных из глины.

Заключительная часть.

Воспитатель. Что вам сегодня больше всего понравилось: быть учеными или мастерами? (Ответы детей)

Воспитатель. Какой опыт вам понравился: с камушками, с песком или глиной? (Ответы детей)

Воспитатель. Какие были у вас трудности? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, скажите вам понравилось лепить из глины? (Ответы детей)

Воспитатель. Вы можете с ними поиграть, но играйте осторожно, они еще не высохли.

Дети играют с поделками.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по знакомству с окружающим миром «Осенняя дорожка»Конспект НОД по знакомству с окружающим миром «Осенняя дорожка» Цель: 1. Закрепление знаний детей о времени года осень. 2. Рассмотреть и повторить «Дары осени» 3. Развивать фантазию и речь у детей ясельного.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица» Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя.

Конспект занятия по лепке из глины «Овощи» в подготовительной группеКонспект занятия по лепке из глины «Овощи» в подготовительной группе Цель: Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей (моркови, огурца, картофеля, тыквы, помидора и т. д.) Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Что такое сутки» Что такое сутки?. -Знаете ли вы, из чего складываются сутки? Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с окружающим «Сравнение песка, глины и камней» в подготовительной группе
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 09:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству с окружающим «Сравнение песка, глины и камней» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гилева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД