Петурова Лидия
Конспект занятия «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
"Зимушка-зима"
Конспект занятия по познавательному развитию
«Царица Зима»
(старшая группа)
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать детям знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, бережное отношение к ней. Помочь детям понять, что лес-это единая экосистема, в которой важен каждый, даже самый маленький элемент.
Публикация «Конспект занятия „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: деревья, вырезанные из бумаги: березы, сосны, ели. Картинки с изображением животных и птиц; мультимедийное оборудование; белая ткань, сосновое масло; разрезные картинки.
Активизация словаря: березовая роща, сосновый бор, смешанный лес.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель предлагает отгадать загадку :
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица
Белоока, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
(Зима)
Воспитатель. О каком времени года эта загадка?
Дети. О зиме.
Воспитатель. Правильно! О зиме-царице, которая прилетела га тройке скакунов. Что это за тройка скакунов?
Дети. Это три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель показывает зимние пейзажи на экране мультимедийного оборудования.
Воспитатель. Вот она, зимушка-зима, красавица, матушка!
Вопросы к детям:
-Как изменилась природа зимой?
-Какая погода зимой?
-Как зимуют растения?
-Почему мы не встречаем насекомых?
-Почему не слышно птиц зимой?
-Как называют птиц, которые улетели в теплые края? (Перелетные.)
-Почему улетели птицы? (Нет насекомых, нечем питаться.)
-Как называют птиц, которые остались зимовать? (Зимующие.)
-Как готовятся к зиме дикие животные? (Рассказать о медведе, волке, лисе, зайце, белке, еже.)
- Как люди заботятся о птицах и зверях зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей, обращая их внимание на экран мультимедийного проектора.
Воспитатель предлагает детям почитать стихи о зимнем лесе.
Зимний лес
Зимний лес- это сказочный сон.
В нем волшебностью веет повсюду.
Тишиной очарует вас он,
Серебро вдруг подарит, как другу.
Им осыплет вас щедро с высот,
Лучом солнца поманит игриво,
И узорами снежных красот
Покорит ваше сердце, как диво.
Бахромой серебристой сверкая,
Манит лес своей сказкой тебя.
Я в плену у него, понимая,
Он –источник всех тайн бытия.
(Е. Шканова)
Зимнее утро
(отрывок)
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
Воспитатель обращает внимание детей на пришедшего к ним гостя. Это Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я вот пришел к вам за помощью. Хотел пойти в лес, а не знаю, что это такое?
Воспитатель. Давайте поможем Незнайке: расскажем, что такое лес. Только мы с вами сейчас путешествовали по зимнему лесу, который подарила нам Царица зима. А мы расскажем Незнайке о лесе вообще: в любое время года. Для начала соберем вот эти разрезные картинки!
(Дети приходят к столам, соединяют части разрезных картинок. У них получается березовая роща и сосновый бор.)
Воспитатель. Какой лес у вас получился?
Дети. Березовая роща-лес, где растут одни березы.
Воспитатель. А у вас?
Дети. Сосновый бор- лес, где растут одни сосны.
Воспитатель. А в лесу растут разные деревья: береза, ель, сосна, осина, лиственница? Как назвать такой лес?
Дети. Смешанный лес.
Воспитатель. В этом лесу растут разные травы и кустарники.
(Дети составляют разрезную картинку и получается смешанный лес.)
Воспитатель. Чтобы получился настоящий лес-нужно поселить в нем животных, птиц и насекомых.
Незнайка. Вот насекомые-то мне и не нужны! Не нужно их поселять в мой лес! (Закрывает картинку руками.) Будут меня кусать.
Дети. А без насекомых в лесу не будут жить птицы и другие животные, которые ими питаются, например, ежики.
Воспитатель предлагает детям выбрать среди картинок насекомых, животных и птиц и «расселить» их в лесу.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
Незнайка. Я теперь боюсь идти в лес! Я там заблужусь! Вырубить надо половину деревьев.
Дети. Что ты, Незнайка! Деревья рубить нельзя! Деревья нам помогают очищать воздух!
Незнайка. Ребята, а почему вы любите лес?
Дети. В лесу хорошо! Приятно общаться с птицами, животными, растениями, наблюдать за ними!
Воспитатель. Лес-это общий дом для растений и животных. Животные делают норы, птицы-гнезда. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья. В березовых рощах растут одни березы. Это светлые леса. В сосновом бору-одни сосны, там приятно пахнет смолой. (Дает детям понюхать сосновое масло.) Хвойные, сосновые леса темные, это тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив, даже зимой.
Воспитатель. Ребята, а теперь представьте, что вы в зимнем лесу. Какие краски вы использовали, чтобы изобразить зимний лес?
Дети. Белые, голубые, розовые.
Воспитатель. А какими красивыми словами можно назвать зиму?
Дети. Царица, волшебница, чародейка, красавица, матушка.
Воспитатель. А почему зиму называют матушка?
Дети. Потому что она заботится о природе, укутывает все белым одеялом, чтобы природа отдохнула, набралась сил.
Незнайка. Вот это да! А я и не знал, что зиму называют еще и матушкой! Оказывается, зима нужна природе, чтобы она отдохнула!
Воспитатель. В природе ничего не происходит зря. Все происходит в свое время и все к месту. И все-все-все в природе взаимосвязано! Берегите природу, ребята! Изучайте ее!
Помните! Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.