Юля Афанасьева
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) «Наша планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)
«Как люди открывали Землю»
для детей подготовительной группы
Цель: знакомство с историей открытия земли.
Задачи:
Дать представление о форме земли, её строении; продолжать
знакомить детей с глобусом и его назначением, дать понять, что карта это плоское изображение земного шара.
Развивать воображение, мышление. Активизировать словарь
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) „Наша планета Земля“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Предварительная работа: Знакомство с глобусом и картой, рассматривание атласов, чтение художественной литературы. Беседа «Как появились материки на планете Земля». Подготовка ребенка «Легенда о рождении материков». Рисование «портрета» планеты Земля. Разучивание игр по теме.
Материал: Крупное изображение частей света (материков, глобус, физическая карта мира, презентация «Наша планета Земля», набор для проведения опыта «Вулкан», макет вулкана, медальки путешественников.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3.
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
О чем сегодня мы будем говорить расскажет нам Лиза (читает загадку)
В: Эта планета – любимый наш дом
На ней мы с рожденья все вместе живем
Планета прекрасна : моря, океаны
Цветы и деревья и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята (земля)
Воспитатель: Да правильно, о земле, нашей планете. Мы с вами давайте побудем первооткрывателями, как и путешественники в давние времена. Для себя мы узнаем что-то для нас новое.
А для этого, у вас на столах лежат медальки, одевайте их, ну вот, мы готовы и отправляемся с вами в наше путешествие по нашей большой и красивой планете.
Ребята как вы думаете, всегда ли люди знали, что было до их появления на земле? А вы знаете, что было до нас? А откуда мы можем это узнать? (ответы детей) Верно, из книг, интернета, от взрослых, друзей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли люди знали, что земля круглая? (да) Молодцы! Как они догадались о том, что земля не треугольная, не квадратная, а круглая?
Воспитатель: Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.
Воспитатель: Самым первый ученый, математик, который предположил о том, что наша земля круглая – был Пифагор, но доказательств у него не было.
- Ведущими цивилизациями древности были Египет, Греция и Индия. Хотите, расскажу, что они думали по поводу нашей земли?
Воспитатель показывает каждую страну на карте.
- Древние Египтяне предполагали, что земля плоская, небо это купал, который опирается на четыре горы, где то на краю света.
Древние Греки считали, что земля – это плоский диск, а солнце – это бог Гелиос, который объезжает землю каждый день на своей колеснице.
Древние Индийцы посмотрите, что вообразили о нашей планете. На что она похожа? Что ее держит?
Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
Воспитатель. И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Воспитатель. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Воспитатель. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.
Физкультминутка.
Взрослые и дети шагают по планете.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-сюда, два-туда.
Повернись вокруг себя!
Раз-присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли!
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
В наше время космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей. С большой высоты отчетливо видно, что Земля – шар.
А из чего состоит наша планета Земля, вы хотите узнать. Наружный твердый слой Земли называется земной корой, глубже земной коры находится мантия, ещё глубже – земное ядро. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали её модель, уменьшив размеры в миллионы раз. Эту модель назвали глобусом. Глобус – это модель Земли.
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю. (Глобус) –
В: Что такое глобус? Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле : океаны и суша.
Он круглый, т. е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Слово «глобус» обозначает шар.
В: А для чего нужен глобус?
Д: Чтобы смотреть, что где находиться.
В: Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть, что она голубая. Почему?
Д: Потому что много воды.
В: Да, и что же обозначают на глобусе синим цветом?
Д: Реки, моря, океаны, озера
Воспитатель. Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?
Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми.
Воспитатель. Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд, она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?
Дети. Леса, равнины.
Воспитатель. А коричневый?
Дети. Горы.
Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?
Дети. Здесь находится пустыня.
Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?
Дети. Озера и реки.
Мы с вами знаем, что все люди на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а называются эти кусочки суши – материки. Вспомним, как же появились материки на планете? И в этом поможет нам Уля и расскажет легенду о рождении материков.
Легенда о рождении материков (рассказывает заранее подготовленный ребёнок).
«Очень-очень давно наша планета была вся покрыта водой. Это был Великий Мировой океан. Но однажды на поверхность океана всплыл огромный материк. Имя его было - «ПАНГЕЯ» – мать Земля. На этой земле часто были извержения вулканов.
Прошло ещё много миллионов лет и этот материк, после многочисленных извержений вулканов раскололся на шесть кусков, которые распылись по океану». Так, произошли материки на Земле.
Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.
А сейчас я вам наглядно докажу о происхождении наших материков, извержение вулкана.
Эксперимент (воспитатель проводит эксперимент).
Описание проведения опыта «Извержение»
1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на противень.
2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.
3. Насыпаем в бутылку соду.
4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.
5. Из бутылки должна появиться красная пена, которая струится по земляному холмику.
Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на земле появились современные материки.
Что такое материки? (выслушивает ответы детей)
Уточняет: Материк — обширное пространство суши, омываемое морями и океанами Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка. (показывают на глобусе)
Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Воспитатель:
- На каком материке мы с вами живем? (ответы детей). Мы живем на стыке Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил название – Евразия.
Воспитатель: Работать с глобусом не всегда удобно, видна бывает та часть поверхности земного шара, которая обращена к наблюдателю. Ученые изображение поверхности Земли перенесли на карту. При этом для удобства глобус разделили на два полушария: западное и восточное. Получилась карта полушарий, на которой сразу можно увидеть поверхность всего земного шара.
Посмотрите на географическую карту и на глобус. Каких только цветов здесь нет: синий и голубой, зеленый и желтый, коричневый и белый. Сделано это не ради красоты, а для того, чтобы и карта, и глобус могли нас как можно больше и понятнее рассказать о Земле. На карте и глобусе все моря и океаны от бледно-бледно голубых до темно-синих. Это сделано неспроста: чем глубже океан, тем темнее, гуще синий цвет. Чем глубина меньше, тем краска на глобусе и карте светлее.
На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, глобус и карта совсем гладкие. Как же они нам могут рассказать, что где находится?
Ровные, низкие пространства Земли – низменности выражены зеленым цветом. Более высокие участки суши- возвышенности – темно-желтым, коричневым. А ещё на карте обозначены населенные пункты: поселки, города.
В: Посмотрите, а еще на глобусе есть какая-то белая земля. Что же это такое?
Д: Снег и лед.
В: Наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково. Есть места, где всегда очень жарко (Африка, Южная Америка и т. д., есть – где всегда лежит снег и лед. Это Северный и Южный полюса.
В: мы с вами сказали, что зеленым цветом на карте и глобусе обозначены леса. Что такое лес?
В: Нашу планету называют «обитаемой». Что это значит?
Д: на ней есть воздух и могут жить живые существа и растения.
В: Земля – это единственная известная обитаемая планета. На Земле есть все необходимое для жизни людей, растений и животных. Так что, мы, земляне, и это наш общий единственный дом.
А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
В. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.
Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И, прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Поглядите на глобус, мы знаем, что это модель Земли, где живут все люди на свете. И выходит, что Земля – земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша- небо. Под ногами один общий пол - земная поверхность. На все человечество одна большая лампа – это Солнце и один общий водопровод - дождевые и снежные тучи. Да и вентилятор у нас один – ветер-ветрило. Поэтому мы, люди, должны любить и беречь наш общий, наш единственный дом. Полина сейчас расскажет стихотворение про нашу планету.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.
Вам понравилось путешествие по нашей планете, а что больше понравилось вам на занятии.