Оксана Драгункина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Почва — живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Содержание образования: 1. Дать детям представления о том, что верхний слой земли, на которой растут растения, называют «почвой».
2. Познакомить детей со свойствами почвы и ее составом.
3. Закрепить и уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни растений и животных.
4. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы: глобус, вода, разные виды почв, различные ёмкости, маленькие лейки с водой, стаканчики с сухим плодородным слоем, песком, мелкими камешками, черенками растений; увеличительные стекла.
Предварительная работа: Чтение рассказа М. Ильина, Е. Сигала «Чудесная кладовая», посадка семян цветов для клумбы.
ХОД НОД:
- Ребята, как называется наша планета? Показ глобуса. (Ответ детей: земля)
- А что у меня в ведерке? (Ответ детей: земля).
- Что же это получается? Давайте разберёмся.
Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний слой земной коры.
- Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы её можем сохранить. Для этого проведём опыты.
Опыт 1. Для начала возьмите комочек почвы и рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? (тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера) Все?
- Как вы думаете, есть ли в почве воздух? Проведем опыт
Опыт 2. Налейте в банку немного воды и аккуратно опустите туда комочек почвы. Что вы наблюдаете? (На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Это, конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила воздух. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом).
- Ребята, представьте, что прошел дождь. Куда исчезает вода? (она впитывается в почву.)
- Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.
(Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.)
- Почему это происходит? (предположения детей)
- В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.
- А что происходит с почвой? (ответы детей)
- После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становится влажным.
Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему? Правильно, они неплотно лежат друг к другу.
- Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой. Физкультминутка
Это легкая забава - повороты вправо, влево, (повороты туловища вправо- влево
Нам известна всем давно - там стена, а там окно!
Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать! (приседание)
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно,
Мы размяться все успели и на место снова сели!
- Вам нравится быть исследователями? (дети отвечают).
- Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода.
Опыт 4. Перед вами стоят стаканчики, в которых сухой плодородный слой, песок, мелкие камушки, то же самое и в других баночках, но все влажное. Из лейки налейте немного воды на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.
Дети приходят к выводам:
-в сухой плодородный слой вода впитывается медленно. (рассматривают через увеличительное стекло)
-песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.
-камушки ещё быстрее пропускают воду
Опыт 5. В стеклянную емкость давайте разложим слоями природные образования:
1. гравий, мелкие и крупные камни.
2. песок и мелкие камушки.
3. песок, камешки и немного глины.
4. глина.
5. плодородный слой.
-Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.
- Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки или вовсе не растет? Беседа. Почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной (показ иллюстрации). В другом – глинистая почва. В ней много глины (показ иллюстрации). Бывает почва темная. Её весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы росла трава и ярче цвели декоративные растения (показ иллюстрации). Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет растений: могут расти только те, у которых длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землёй. Называют такие места пустынями. Слышите, как похоже это название на слово пусто (показ иллюстрации).
- Мы с вами выяснили, что в почве есть вода и есть воздух, значит там можно жить. Но кто живет под землей? (Использование иллюстраций)
Дети: Крот (это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых).
Дождевой червь (он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться).
Муравьи (Живут семьями, большая часть находится под землей).
- А как люди используют почву? (Люди выращивают овощи, фрукты.)
Педагог: Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас, человека, других животных. Поэтому почву надо беречь.
- Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать? (Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.)
Подведение итогов.
-О чём мы сегодня говорили?
- Что мы выяснили?