Яна Аносова
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности
По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе №2 «Непоседы».
Тема «Земля-живая планета»
ОНОД подготовила и провела:
Воспитатель Аносова Я. С.
2017
Направление: «Познавательно – речевое развитие».
Образовательные области: познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд.
Публикация «Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности „Земля — живая планета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цели : Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Познакомить детей с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Задачи:
• образовательные
– учить знать и называть по порядку от Солнца планеты Солнечной Системы,
– закрепить представления о планете Земля,
– закрепить навыки пользования фломастерами, выражать в рисунках то, что хотят видеть;
• развивающие:
– подвести к пониманию, что планета Земля –это огромный шар, на котором есть жизнь,
– развивать внимание, усидчивость, мышление, речь, память;
• воспитательная:
– воспитывать чувство гордости за свою планету, не сорить, не разрушать и не загрязнять ее.
Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, проектор.
Наглядный материал:
– глобус – 1шт. (у воспитателя);
– комплект «Планета Солнечной Системы» - 1шт. (на магнитной доске);
– плакат «Планета земля» - 1шт.
- дидактическая картина «Всеземля»,
Раздаточный материал:
– фломастеры (набор) (по кол-ву детей,
– белая бумага размером 10*10 (по кол-ву детей,
Словарный актив: глобус, планеты Солнечной системы : Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон, Земля.
Ход НОД.
Под музыку «Солнечный круг» дети садятся за столы.
Воспитатель:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
Дети, как вы думаете, о какой планете это стихотворение?
Дети: О планете Земля.
Воспитатель: Правильно, планета, на которой мы живем, называется Земля.
Какая же она - наша Земля?
Воспитатель достает глобус и ставит его на стол.
Воспитатель: Наша планета Земля – это огромный преогромный шар. Такой большой, что нужно много, много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.
Демонстрация иллюстраций.
Дети. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
Дети. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Дети. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Дети. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Дети. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
Воспитатель: И добирались они до края Земли?
Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Воспитатель: Ребята, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Воспитатель: Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.
Показ иллюстраций парусных кораблей.
Воспитатель: Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?
Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.
Физкультминутка. Звучит музыка.
Педагог читает загадку, дети выполняют движения:
. По порядку – правая рука вверх,
Все планеты – левая рука вверх,
Назовет любой – правая рука виз,
Из нас – левая рука вниз,
Раз– Меркурий – правая рука на пояс,
Два – Венера – левая рука на пояс,
Три – Земля – правая рука на плечо,
Четыре – Марс – левая рука на плечо,
Пять – Юпитер – правая рука вверх,
Шесть – Сатурн – левая рука вверх,
Семь – Уран – правая рука на плечо,
За ним – Нептун – левая рука на плечо,
Он восьмым – правая рука на пояс,
Идет по счету – левая рука на пояс,
А за ним – правая рука вниз,
Уже потом – левая рука вниз,
И девятая планета – маршируют на месте,
Под названием – Плутон – маршируют на месте.
Воспитатель: Молодцы. Занимаем свои места.
Воспитатель: Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Воспитатель поворачивает глобус вокруг оси.
Чем же отличается планета Земля от других планет? Давайте составим карту Солнечной Системы и узнаем, почему наша планета одна такая!
Дети создают на магнитной доске макет Солнечной Системы.
- Солнце,
- Меркурий,
- Венера,
- Земля,
- Марс,
- Сатурн,
- Уран,
- Нептун,
- Плутон.
Каждый ребенок рассказывает о планете, какая она.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось. Какие все красивые планеты, одни планеты красные, другие – серые, третьи – синие. А наша планета Земля - самая красивая, на ней много голубого цвета, зеленого, белого. Она выделяется из всех планет. А ка вы думаете, почему?
Дети: Единственная планета, на которой существует жизнь. Голубой цвет – это вода, зеленый – это природа, белый – это снег и льдинки.
Воспитатель: Правильно! Все есть на нашей планете, потому что она – живая. Но сейчас я вам расскажу о самом главном – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много предприятий. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо, грязная вода, которая втекает в реки, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов, гибнут сотни тысяч рыб, птиц, животных. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности!
Она требует помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
Дети: надо любить свою планету, любить свою природу. Не рвать цветы, не ломать деревья, не бросать мусор.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Прежде всего, необходимо научиться любить свою землю, свой край, свой город с самого детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, рыбы, жучки, звери, цветы, травинки.
Люди придумали много поговорок про Землю, потому что любят ее.
Дети читают поговорки о земле.
1 ребенок: «Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет».
2 ребенок: «Земля кормит людей, как мать детей».
3 ребенок: «кто землю лелеет, того и земля жалеет».
Воспитатель подводит итог: «Земля – единственная планета в Солнечной Системе, где есть все условия для жизни животных, растений, людей. Такой жизни, как на нашей Земле, нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно, ни на Меркурии и Венере (там очень жарко). Земля – самая прекрасная планета! Все люди должны ее любить и беречь».
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.
Дети: выполняют пальч. зарядку:
Раз,два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на руках)
В космос полетел отряд (соединят ладошки вместе и поднимают вверх)
Командир в бинокль глядит (пальчики соединить в бинокль)
Что он видит впереди?
Солнышко, планеты, спутники, кометы (загибают пальчики обеих рук)
В космосе сквозь толщу лет (сжимают-разжимают пальчики)
Ледяной летит оъект (поднимают сжатый кулак и наклоняют в стороны)
Хвост его-полоска света (к кулаку присоединить «хвост» -раскрытые пальчики второй руки)
А зовут объект-комета (сжимают и разжимают пальчики оеих рук)
Дети: Садятся за столы.
Воспитатель просит детей придумать хорошие слова-пожелания для Земли – ведь у нее День рождения. Записывает 3-4 высказывания на черновик. Затем показывает ватман с изображением Земли, поясняет, что в кругу красиво будут написаны их слова, а вокруг планеты разместятся их рисунки-пожелания с изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле в изобилии (бабочки, грибы, цветы, птицы и т. д.).
Дети делают рисунки-пожелания, воспитатель прикрепляет их на ватман, пишет пожелания. Плакат рассматривают вместе с детьми, вывешивается на обозрение родителям.
Воспитатель: Дети, давайте еще раз вспомним, что такое планета Земля и что мы должны делать для того, чтобы наша земля процветала.
Высказывания детей:
1 ребенок: Мы живем на планете, которая называется - Земля.
2 ребенок: Земля – наш родной дом.
3 ребенок: Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь ее.
4 ребенок: Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит».
5 ребенок: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь».
6 ребенок: Солнце светит нам всем на зеленой планете.
Пусть на нашей земле будут счастливы дети,
Чтобы наша планета несчастья не знала.
Чтобы наша Земля, И цвела, и сияла!
Воспитатель подводит итог занятия, предлагая всем гостям подарить свои медальки с заранее заготовленными изображениями планеты Земля.