Светлана Кочедыкова
Конспект занятия «Экскурсия в виртуальный музей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия в виртуальный музей»
Конспект НОД по ручному труду в старшей группе.
Воспитатель 1категории
Кочедыкова С. В.
д. с. №17 «Искорка».
Цель:
Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.
Задачи:
1. Приобщать детей к традиционной культуре России.
2. Развивать умение мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.
3. Воспитывать у детей эстетический вкус, способность фантазировать.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в виртуальный музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Оборудование и материалы:
— музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, непряденой шерсти), организованный в музыкальном зале;
— презентация «Музей кукол»;
— колыбелька с куклой;
-Д. И. «Что сначала, что потом»;
-схемы этапов работы.
— на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязок);
Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей.
Дети входят в музыкальный зал, где у центральной стены организован мини-музей народных кукол.
1. Беседа воспитателя с детьми:
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня приглашаю в музей. Только музей будет необычный – виртуальный. Мы будем смотреть экспонаты через экран телевизора.
— Как вы думаете, это музей чего?
-Вам нравятся эти куклы?
— Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?
— Почему вы думаете, что это старинные куклы?
— Действительно, эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки ваших бабушек.
— Они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани.
— С куклами не только играли. Этих кукол называли оберегами. Оберег —
от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
— Для детей кукол делали из ярких, красочных лоскутков.
Одних, называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?
— Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали
её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.
— Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.
— А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
— А хотите научиться их делать своими руками?
Тогда возвращаемся из музея прямо в нашу творческую мастерскую.
— Подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.
2. Объяснение предстоящей работы:
Для работы нам понадобиться: лоскуты белой ткани, цветной, тесьма, нитки.
— Берём лоскут белой ткани.
— Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём ниточки и перевязываем-
получается головка.
— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло.
— Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
— У нас есть ещё тесьма, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
-Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в
Сторону — слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и
Сжимаем пальцы в кулачки.
-Вот и кончилась игра, куклу делать нам пора.
— А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
-У меня есть картинки которые помогут вспомнить что сначала, что потом.
-скрутить лоскут ткани.
— Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
— Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
-Для вас ещё будет схема на экране.
— Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.
3. Практическая работа детей. Звучит народная музыка.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
— Как зовут твою куклу?
— Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?
5 Воспитатель: В старину, на рукоделие собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.
На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых
При лучине все сидели
Иль под светлый небосвод;
Говорили, песни пели да водили …
-Хоровод,- подсказывают дети.
-Давайте и мы поведём хоровод.
4. Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла».
Воспитатель: Где мы с вами побывали?
— Чему вы научились в нашей мастерской?
— Как называются эта кукла (пеленашка).
Это кукла-оберег.
— А теперь возьмите ваших замечательных кукол. Они получились такими
красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.