Галина Осипова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Экскурсия в мини-музей народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: «Экскурсия в мини – музей народного быта»
Цель занятия : сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Экскурсия в мини-музей народного быта“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Оборудование и материал:
Старинная мебель, макет русской печи, убранство русской избы. Посуда, одежда, куклы, прялки, ухват.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок. Рассматривание картин. Слушание русских народных песен.
Ход занятия
1. Вводная часть
Хозяйка избы (воспитатель в русском наряде) встречает детей у входа.
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, сядем рядком, да поговорим ладком (дети усаживаются на лавки).
Скажите, помещение, где вы сейчас находитесь, как называется?
А для чего человеку нужен дом?
Как мы себя чувствуем дома?
Русская народная пословица гласит : «В гостях хорошо, а дома лучше».
Почему, как вы думаете?
Да, мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.
2. Основная часть
С давних времен люди делали себе дома, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня.
А из чего люди раньше могли построить себе дом? Послушайте загадку:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки»
Что это за дерево? (лиственница)
В стародавние времена люди старались строить дома из лиственницы, потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна клали из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз.
Как выдумаете, что в старинной избе было самым главным?
Послушайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Посмотрите, печь была примерно такой, только намного больше (дети рассматривают макет печи).
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатства принеси.
Раньше печь стояла в середине дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Хозяйка вставала рано утром и первым делом начинает растапливать печку.
Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Рядом с печью на крюке, забитом в потолок, висела люлька (это такая кровать) для самого маленького в семье (дети рассматривают люльку)
Физминутка:
Баиньки – байки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Стали в дудки играть,
Стала детка засыпать.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Отгадайте загадки и узнаете. А я буду вам их показывать.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
На прялке женщины пряли нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду (показывает народную одежду, вязаный коврик).
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Назывался он так, потому что был сделан из чугуна, это такой металл, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунок из печи.
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок, который в наше время заменили кастрюли. Горшки делали из глины и обжигали в печи. Чтобы они были крепкими.
Следующая загадка
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
3. Заключительная часть
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку.
Воспитатель раздает всем по 2 деревянные ложки, показывает, как правильно держать и отбивать ритм.
Затем дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения.
4. Рефлексия
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Вам понравилось?
Что нового вы сегодня узнали? Какие новые предметы увидели? А что больше всего понравилось?