Ольга Ступицкая
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в виртуальный музей «Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23-Центр развития ребёнка г. Россоши
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы
по теме: «Путешествие в виртуальный музей «Дымково»
для слушателей ПГ «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Ступицкая О. В.
2016 год
Тема: «Путешествие в виртуальный музей «Дымково».
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Путешествие в виртуальный музей „Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Возрастная группа : старшая группа.
Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Средства:
• наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
• мультимедийные – презентация №1 «Дымковская игрушка», №2 «Ярмарка»;
• литературные - стихи;
• музыкальные –2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии); деревянные ложки;
• оборудование – ИКТ; портативный ноутбук ; разные народные игрушки; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, поролоновые тычки, гипсовые фигурки баранов; фишки-для гостей.
Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
• Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
• Обратить внимание на положение кисточки в руке у Леры;
• Предложить Вике, Ане, Полине выбрать стихи для предварительного заучивания;
• Поручить Паше и Мише роль скоморохов-зазывал на Ярмарку.
Ход ОД:
Вступление:
– Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня мы совершим с Вами путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев – мастеров Дымковской игрушки. А где можно увидеть Дымковскую игрушку?
( Ответы: в музее, на выставке, на ярмарке)
-Мы можем прямо сейчас отправиться в музей?
( Ответы: да, нет)
-А в какой же музей мы можем сейчас отправиться?
( Ответ: в виртуальный музей)
-Верно. А быть экскурсоводами в музее я предлагаю вам. (слайд №1)
-А что вы знаете о Дымково?
Ребё нок: (слайд №2)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Удивительному чуду мы поклонимся не раз,
И о Дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
Ребё нок: (слайд №3)
Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!
Ребё нок: (слайд №4)
А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках.
Ребё нок: (слайд №5)
Но особенно любили мастера лепить свистульки в виде птичек.
Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб.
Воспитатель: (слайд №6и 7)
-Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской. После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой.
И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку.
Долго они думали и спорили, до самой весны!
Воспитатель: (картинки «Весна»)
-А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.
(Выходит ребёнок в костюме радуги) : (слайд «Радуга»)
Я – яркая Радуга,
Полоска – к полоске,
Линия к линии:
Жёлтая, зелёная, красная, синяя….
Так пусть же игрушка станет красивой –
В жёлтую линию, красную, синюю!
Воспитатель: (карточки-схемы с дымковскими узорами)
-Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.
А весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску». Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шути, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями. И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров и прочитать о них стихи.
(Показ слайдов.)
1 ребё нок: (слайд №8)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
2 ребё нок: (слайд №9)
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
3 ребё нок: (слайд №10)
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
4 ребё нок: (слайд №11)
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительное чудо!
5 ребёнок (держит в руках игрушку) : (слайд №12)
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
6 ребёнок (держит в руках игрушку) : (слайд №13)
Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд № 14)
Педагог: Барышня- красавица собралась на праздник. А какой русский праздник, да без русских ложек!
(Игра на деревянных ложках под русскую народную песню)
Воспитатель: А сейчас мы приступим к росписи игрушек для ярмарки-выставки, посвящённой празднику 9 мая.
Творческая работа:
-Что необходимо для работы?
( Ответы: гипсовые фигурки для росписи, краски, кисти, поролоновые тычки, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки)
( Работа по схеме: поэтапность росписи)
Самостоятельная работа.
1. Оживление головы: (работа кистью)
-рисуем чёрной краской нос, хохолок;
-(жёлтой краской) рисуем рога;
-ватной палочкой – глаз.
-Ставим баранов на тарелочку.
2. Роспись туловища: (используем поролоновые тычки)
-используем поролоновые тычки, краска: красная, розовая ( 3 круга: грудь, по бокам)
- ватной палочкой ставим синюю точку внутри красного (розового) круга;
3. Роспись ног: (рисуем кистью)
- зелёной краской рисуем волнистую линию.
Воспитатель: Игрушки для ярмарки-выставки готовы, а вот и скоморохи.
1-й скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
2-й скоморох:
Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!
Приходите, разомните кости!
Сегодня Ярмарка приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Итог:
Воспитатель:
-Ведь, действительно, ребята, посмотрите какие красивые, яркие, нарядные игрушки у нас получились!
А оценить, чья игрушка лучше мы предлагаем гостям. Положите свою фишку возле понравившейся фигурки. Давайте оставим наших гостей со своими мыслями, не будем их смущать.
(Презентация «Ярмарка» под песню «Ярмарка»)
Учебно-методический комплект:
1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:
Учитель, 2013
2. Музыкальная палитра №1,2007.
3. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева
Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
4. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет.