Анжелика Скачкова
Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
[h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3]
Составила: воспитатель Скачкова А. А.
Цель:
познакомить с народными символами России, воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о народных символах России (колокол, береза, рукотворные куклы);
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о Родине;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог;
Публикация «Конспект открытого НОД „Экскурсия в музей из сундука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
Развивающие:
- мышление, речь, воображение;
- развивать моторику рук при изготовлении народной нитяной куклы «Мартеничка»;
Воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о родной природе, развивать чувство гордости за свою Родину.
Ход НОД.
НОД проходит на основе презентации.
Дети под народную музыку входят в зал.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Кланяются.
Здравствуйте, люди добрые,
Гости званные,
Гости желанные.
Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
(дети встают в круг)
Соберёмся дети в круг.
Я твой друг, и ты- мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю заглянуть в историю. А историю чего, вы узнаете из стихотворения.
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля – Это Родина моя!
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы). А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы). Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, самая большая страна в мире.
Воспитатель: А кто знает, как называлась наша Родина в древности? (Русь)
Воспитатель: Вот и отправимся мы на экскурсию в музей символов Руси-матушки. Только это не простой музей – это музей из сундука. И экспонаты я буду доставать из сундука тогда, когда вы отгадаете загадки. В обычном музее ничего трогать нельзя, можно только рассматривать, наш музей особый, мы сможем все потрогать.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Давным-давно в деревне
Жила одна семья
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра
Его сейчас откроем
И поведем рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
Воспитатель: Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.
Воспитатель: Послушайте загадку.
У него есть язык,
Он болтать им привык.
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон. (колокол).
Появляется слайд с качающимся колокольчиком.
Воспитатель: Правильно это колокольчик и его большой брат колокол. Присаживайтесь, я расскажу вам о колоколах.
Звучит колокольный звон.
Воспитатель: Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных».
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие. Литье колоколов считалось почетным делом. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон». Колокол был в старину словно живое существо. Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. А это самый большой колокол Царь-колокол, он находится на Красной Площади в Москве.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что для нас есть в сундуке.
Воспитатель достает из сундука колокольчики и с помощью детей расставляет их на столе.
Воспитатель: Давайте позвоним в наши колокольчики, чем отличается их звучание? (Деревянные звучат глухо, медные громко, металлические звонче).
А от чего зависит эта разница? (От материала из которого они сделаны).
Воспитатель: А теперь присядьте и послушайте еще одну загадку о другом символе России-матушки.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(березка)
Воспитатель: Береза является символом нашей родины России.
Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора: белая, с черными полосками. Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. На белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Воспитатель: Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
Из бересты люди научились изготавливать различные вещи: туески для сбора ягод, грибов, емкости для хранения молока, масла. В старину береста заменяла бумагу – «берестяные грамоты», из опилок делали бумагу, издавна люди прознали и про целебные свойства березового сока. А из листьев получали зеленую и желтую краски.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас в сундуке.
Воспитатель с помощью детей выкладывают экспонаты на стол, рассматривают.
У березы есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
Давайте и мы сейчас заведем хоровод. Становись детвора! Хоровод водить пора!
Исполняется хоровод «Во поле березка стояла»
Воспитатель: У нас в сундуке осталась еще один предмет. Отгадайте загадку.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь - будет спать,
День, и два, и даже пять. (кукла)
Воспитатель выкладывает на стол разных кукол.
Воспитатель: Совершенно верно, кукла, да только не простая, а народная. Давным-давно, в стародавние времена, кукол люди делали сами. Из того, что было под рукой (из подручного материала).
Воспитатель: Посмотрите, какие разные куклы были в старину. Они делились на три группы: игровые, обрядовые и обереговые.
Воспитатель: Посмотрите, это игровые куклы: малыш-голыш, отдарок-на-подарок, зайчик на пальчик, кулачник, разные куклы столбушки или закрутки, кукла на выхвалку.
Воспитатель показывает и перечисляет названия различных кукол.
Воспитатель: Были на Руси и обереговые куклы, которые должны были оберегать хозяев от невзгод и бед: оберег от пожара, колокольчик, «успешка», семейная.
Воспитатель: Это обрядовые куклы, которые использовались для различных обрядов. Например: купавка, коляда, неразлучники, кукла- масленица, десятиручка.
Воспитатель: Посмотрите, что общего и странного, на наш взгляд, в этих куклах? (Они без лица)
Воспитатель: Верно, кукол в старину делали без лиц – безликой. В старину считали, что куколка с лицом, словно человек, который может навредить. К куклам относились очень бережно, с ними разговаривали, доверяли свои секреты.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, я буду называть материал, а вы то как можно назвать игрушку:
если кукла сделана из глины, то как ее можно назвать?
из соломы? – соломенная;
из ваты – ватная;
из тряпочек – тряпичная;
своими руками – рукотворная;
куклы, которые оберегают - обереговые;
кукла для игры – игровая;
кукла для обряда – обрядовая.
Воспитатель: Хотите мы тоже смастерим куклу. Эта кукла называется мартеничка (нитяная кукла). Как вы думаете, почему мартеничка? (делали в марте). Это куклы для обряда закликания весны. Их вязали из нитей двух цветов: белого – символ уходящей зимы, красного – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев.
Проводится пальчиковая гимнастика «Помощники мои».
Вот помощники мои полюбоваться руками
Как их хочешь поверни повернуть от себя к себе
И вот эдак и вот так покрутить вниз – вверх
Не обидятся никак. собрать пальцы в щепотку и покрутить
Раз, два, три, четыре, пять хлопать
Не сидится им опять встряхнуть
Постучали постучать по столу
Повертели вращательное движение кистями
И работать захотели потирающие движения
Поработаем немножко сжать-разжать
Мы дадим им отдохнуть сложить лодочкой
Постучали постучать по столу
Повертели вращательные движения
Ну и дальше снова в путь.
Дети под музыкальное сопровождение выполняют кукол.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите – какие замечательные куклы у вас получились. Давайте подарим нашим гостям. А нам пора завершать нашу экскурсию по музею.
Итог НОД.
Воспитатель: Скажите, с какими символами России мы сегодня познакомились? (Колокол, береза, рубаха, рукотворная кукла).
Какую куклу мы учились мастерить? (мартеничку).
Вам понравилась наша экскурсия?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Под музыку дети выходят из зала.