Юлия Фатеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в музей русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с бытом русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
• Формировать первоначальные представления детей о музее, как о месте сбора и хранения предметов историко-культурного значения.
• Знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.
• Приобщать детей к устному народному творчеству – пословицам, поговоркам, загадкам.
• Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Экскурсия в музей русской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Активизировать в речи детей новые слова (изба, ухват, чугунок, миска).
• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
• Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.
Материал: Звукозапись приглашения. Две магнитных доски, картинки с экспонатами музея, картинки с правилами поведения в музее. Изба (крыша, окна, двери, крыльцо). Печь. Пазлы со сказками. Горшки, чугунки, ухваты. Горшочки из картона с загадкой, с ролями. Скатерть, миски, 22 деревянных ложек, самовар, хлеб и соль, скамьи. Музыка «Русская плясовая». Игрушки современные и старинные на столе, корзина. Домовой. Макет избы с предметами. 10 домовят.
Ход НООД:
Приглашение в музей по громкоговорителю.
В:Ребята, куда нас приглашают?
А вы знаете, что такое музей?
Дети:Это место, где собирают и хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши бабушки, прабабушки, прадедушки или даже древние люди.
В:-В музее можно увидеть копье и стрелы древнего человека, динозавра или мамонта, одежду, старинную посуду, первую машину, оружие и многое др. Вы хотите посетить музей?
В:Прежде, чем идти в музей, мы должны узнать правила поведения в музее?
-Не кричать и не шуметь, По залам музея следует передвигаться бесшумно.
-не трогать экспонаты руками без разрешения экскурсовода.
-Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.
-В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
В: Итак, ребята, приглашаю я вас в музей русской избы.
Проходим в музей.
Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
И в наше время, и в стародавние времена всем нужен дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»Как мы себя чувствуем дома?
Именно поэтому и в старину на Руси люди тоже строили себе дома, и назывались они избами
Посмотрите на эту избу. Из чего она построена?
Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом.
В старину дома в основном строили из ели и сосны, потому что эти деревья были самыми крепкими.
А чего же еще не хватает нашей избе? Давайте ее достроим. (Крыша, окна, двери)
Посмотрите, как много окошек в нашей избе. Для чего нужны окна? Поэтому, чтобы в избе было светло делали много окон. А вот, чтобы в доме было тепло, двери в избе были низкими с высоким порогом. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Давайте тоже поклонимся нашей избе и пройдем дальше.
Что же еще нужно избе, чтобы было тепло? Конечно печь.
Она занимала главное место в избе. Присаживайтесь вокруг, посмотрите на нашу печь.
О печи говорили:«Печь – всему голова», «Матушка-кормилица». Голова – значит самая главная в доме. Почему печь в избе самая главная? (ответы детей)Ребята, подумайте, для чего нужна была русская печь в те давние времена?
• Печь грела, освещала.
• В ней готовилась еда.
• В русской печке пекли хлеб и пироги.
• В печке сушили грибы и ягоды.
• На печке сушили одежду и обувь.
• В старину в печке даже мылись.
• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям. Взрослым на печи спать не разрешалось, про таких говорили «Он на печи протирает кирпичи»
А для нас сейчас печь тоже самая главная? Везде есть печи, мы на них готовим, спим, моемся?
Тепло и уютно здесь. Трещать дрова, тихо. Долгими вечерами у печи собиралась вся семья, чтобы послушать новые интересные сказки. Жили-были дед и баба…. А у нас в музее печь волшебная, и она вам приготовила волшебное задание.
Посмотрите, сколько много картинок с русской печкой, соберите все части и вы узнаете сказки, в которыхвстречается русская печь.
«Гуси- лебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Жихарка».
В: Ребята, а вы знаете, что благодаря русской печке появилась и особая посуда. Горшки и чугунки. Они в огне не горели, тепло долго держали, а еда в горшках да чугунках ох и вкусная получалась.
Печка, печка, а ты припасла нам чугунок?
Надочугунок достать, а он горячий. Чем же его достать? Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки с едой. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Ой, ребята, посмотрите, а в горшочке – то что – то есть…
(достаю из горшка вырезанный горшочек)
Ребята, да это же загадка!А ну отгадайте!
• Кто на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной?
- Я готов служить всегда
И стоит на мне еда (Стол)
Стол,как и печь занимал почетное место в избе, стол всегда ставили в «красном углу». «Красный» угол – значит красивый, угол украшали красивым полотенцем, ставили туда лампадку, чтобы было светлее. Здесь обедали, принимали гостей. Гостю в переднем углу место.
Хочу пригласить вас за стол, давайте представим, что мы семья, а горшочек нам поможет распределить роли.
Разбирайте горшочки и мы узнаем, кто какую роль будет играть.
Отец, да гости садились в красном углу, справа от отца сыновья, слева дочери, а хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
А у вас есть свое место за столом?
В:Посмотрите, как накрыт наш стол. В старину стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно говорили в старину. А что же еще ели наши прабабушки и прадедушки?
В:Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «Начали», и только после этого начинали есть.
Как нужно вести себя за столом?
Ребенок:За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. И в старину были такие же правила. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
В: Посмотрите внимательно на стол, я буду загадывать загадки, а вы находите ответ на столе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
Для молока, сметаны, вод,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный КУВШИН.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети помогали папе и маме, но и конечно же играли.
И игрушки в далекие времена тоже были.
У нас в музее тоже много игрушек, да вот кто-то пошутил, все игрушки перемешал. Давайте наведем порядок. Оставьте на столе только старинные игрушки.
Молодцы! Справились с заданием.
3. Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это маленький домовенок Федя. Нашел себе избу, да вот горе, изба пустая, спрятаться негде. Поможем домовенку обустроить избу?
Работа с избой.
Домовенок: Спасибо, ребята! Выручили меня. Теперь и у меня есть свой дом. А у меня есть братья, которые тоже хотят жить в своем доме. Возьмете их к себе?
А нам пора возвращаться в группу.
Подведение итогов: Куда мы с вами сегодня ходили? Что вам понравилось?