Татьяна Пашкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Вулкан»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему :
«Вулкан».
Программное содержание:
Познание: Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
исследовать совместимость “Кока-колы” с ментосом с целью выявления вредного воздействия этих продуктов на организм;
воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, самостоятельность.
Коммуникация: поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные знания; расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений об окружающем мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
пополнять словарный запас детей: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Безопасность: формировать безопасное поведение при проведении опытов; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", большой энциклопедии "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов, изготовление макетов вулканов.
Материал и оборудование: халаты на каждого ребенка, проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, кока-кола на каждого ребенка, по 2 драже Ментос на каждого ребенка, видеофильм о вулканах, макеты вулканов, смесь для извержения: сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, а вы хотели бы стать настоящими учеными и работать в научной лаборатории? А что такое лаборатория? (Ответы детей). Правильно, лаборатория – это место, где проводят научные опыты.
А мы будем учёными-исследователями, работающими в лаборатории.
Заходит Всезнамус.
Всезнамус: Здравствуйте дети, меня зовут Всезнамус, я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: (слайд)
Можно:
1. Думать.
2. Слушать.
3. Наблюдать за всем происходящим.
4. Правильно нюхать.
5. Аккуратно брать.
Нельзя:
1. Громко разговаривать.
2. Пробовать на вкус.
3. Стучать.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Послушайте, я прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать :
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
Дети: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали на прошлых занятиях о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.
"Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу, которого называли Гефест, что означало - огонь. (На экран выводится картинка с изображением бога Гефеста). Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым и огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан".
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, из чего вулкан состоит. (Видео)
(После просмотра воспитатель задает вопросы)
- Как называется воронка вулкана? (Кратер)
-Как называется канал, по которому лава поднимается вверх? (Жерло)
- Какие бывают вулканы? (Спящие, потухшие и действующие)
Воспитатель: А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? (Видео и звук извержения вулкана).
- Что вы испытали, когда услышали этот звук?
- Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
-Чем это грозит?
А приносят ли вулканы какую-нибудь пользу?
(ответы детей)
Воспитатель: Огнедышащие горы приносят человеку не только вред, но и пользу. Они дарят горячую воду, которая известна своими лечебными свойствами, энергию, различные металлы это - медь, железо и цинк, которые используют в промышленности и даже драгоценные камни. Горные породы, порождаемые извержениями вулкана, используются в строительстве домов, дорог. А мелкие кусочки лавы используют в изготовлении канцелярских резинок (ластиков) и даже некоторых видов зубной пасты.
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА.
(Дети из положения сидя делают змейку руками вверх)
Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера очень ей нужен,
(Подпрыгивая сжимают и разжимают пальцы рук)
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Опытно – экспериментальная деятельность :
Всезнамус: Говорят извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. А вы хотите попробовать сами разбудить вулкан? Нет ничего проще, ведь мы юные исследователи и поэтому на ваших столах прямо сейчас проснуться вулканы. Чтобы разбудить вулкан, нам необходимы следующие компоненты: 2 чайные ложки соды, красная краска, мензурка моющей жидкости и лимонная кислота. Сначала мы высыпаем в кратер вулкана соду, затем добавляем туда моющую жидкость, красную краску и вливаем лимонную кислоту. Приступаем к работе.
- Посмотрите, наши вулканы ожили, и из них выходит, пузырясь, лава.
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: Интересно? А какой вулкан у нас получился, действующий или спящий? Какие компоненты для извержения вулкана мы использовали?
Всезнамус: А хотите, я покажу вам еще одно опасное извержение вулкана?
Всезнамус достает из волшебной коробки кока-колу и Ментос.
Воспитатель: Как вы думайте, это полезные продукты питания или нет?
Ответы детей. А что будет, если вы сделайте глоток кока-колы и съедите конфетку Ментоса? Давайте посмотрим. Открываем бутылочку колы, бросаем в неё Ментос. Что произошло?
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Полезные это продукты питания или нет? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня наши научные опыты закончены. Мы узнали, как из обычной соды, уксуса, краски средства для мытья посуды сделать извержение вулкана. И второе, мы узнали, что Ментос никогда нельзя запивать кока-колой.
Всезнамус: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи. За ваши успехи я вручаю вам сертификаты.
Вручение сертификатов детям.