Горовая Светлана
Конспект занятия «Встреча с другом» по программе «Навыки общения» в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Лесобиржская школа-интернат»
Конспект занятия по программе
«Навыки общения»
в 8 классе (с легкой умственной отсталостью).
Разработала педагог-психолог Горовая С. Ю.
Тема «Встреча с другом»
Цель: способствовать развитию навыков сотрудничества учащихся со сверстниками.
Задачи.
1. Учить детей согласовывать свои действия с другими людьми, соотносить их со временем, желанием другого человека.
2. Воспитывать внимательность к чувствам других людей.
Публикация «Конспект занятия „Встреча с другом“ по программе „Навыки общения“ в коррекционной школе» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Развивать навыки уважения к себе и к другим людям.
Необходимые условия.
Занятие проходит в кабинете, где достаточно места для свободного передвижения. Стулья по числу участников расположены кругом.
Необходимые материалы: небольшой резиновый мяч, листы с изображением циферблата часов, простые карандаши.
Актуальность.
Занятие «Встреча с другом» является продолжением темы «Развитие навыков сотрудничества». Учащиеся встречаются друг с другом только в условиях школы : на уроках, переменах. Возможность поговорить, умение дружить, договариваться, делать что-то вместе является для подростков жизненно необходимым навыком. Общение - это ведущая деятельность для подростков. Учащиеся этого класса не имеют возможности встречаться и проводить вместе время вне школы. Поэтому эту ситуацию можно смоделировать. Перед основным упражнением идет подготовка, обсуждение. Сама возможность договориться о встречи, придумать, где эта встреча может произойти, что они будут делать, вызывает у ребят положительные эмоции.
Учащимся нужно согласовать свои желания с желанием другого человека, это способствует развитию эмпатии. Необходимость вспомнить и рассказать о расписании встреч с одноклассниками поможет в развитии кратковременной памяти.
Ход занятия.
1. Вступительное слово.
Ребята, мы с вами продолжаем цикл занятий по теме "Общение". Напомните мне, как люди общаются друг с другом? Общение – это взаимодействие людей с помощью речи, жестов, мимики, позы, и даже одежды. Речь может быть устной и письменной.
На каждом занятии мы с вами учимся быть внимательными друг другу, замечать особенности, отличия и схожести окружающих людей, а конкретно, ваших одноклассников.
2. Игровая разминка.
- Упражнение "Самые теплые руки"
Кто желает быть водящим?
Напоминаю: ребята кладут руки на колени, водящий проходит, гладит руки каждого и определяет, у кого самые теплые ручки.
У кого? Хорошо!
- Упражнение "Самые мягкие руки"
Следующий желающий быть водящим определяет у кого самые мягкие-гладкие руки, а у кого самые жесткие (работящие)
Учащиеся кладут руки на колени. Водящий аккуратно гладит их по рукам и рассказывает о своих выводах.
- Подвижная игра "Поменяйтесь местами те, кто…" Водящий встает, смотрит на себя и на других и говорит : Поменяйтесь местами те, у кого….
Дети, у кого есть данное свойство, должны поменяться местами, он занимает чье-то место и водящий меняется. Психолог организует и участвует в игре. Один стул из круга убирается.
3. Мини-беседа.
Ребята, вы общаетесь в школе друг с другом : разговариваете, смеетесь, иногда ссоритесь.
Есть ребята, которые вам больше нравятся, а есть те, которые не очень нравятся. Но мы с вами учимся вежливо общаться с любыми людьми, вежливо отвечать и вежливо обращаться. С большинством своих одноклассников вы общаетесь только в школе. А бывает, что с кем-то вы встречаетесь вне школы? С кем? Что вы делаете? Куда идете?
Сегодня мы с вами поиграем в игру "Встреча с другом"
Давайте еще раз подумаем, что могут делать друзья, когда они встречаются. Вспомните фильмы, вспомните других людей, вспомните, что вы любите делать. Передаем мячик, и каждый выскажет свое предложение.
Где могут люди встречаться?
-Дома у себя,
- ходить в гости к другу,
- в кафе,
- возле магазина,
- в торговом центре и др.
Дети передают мячик по кругу, отвечают.
Возможные ответы на вопрос "Что можно делать во время встречи?"
- Гулять и разговаривать;
-вместе идти за покупками в магазин;
- сходить в кафе, в кино;
- вместе поехать к другу;
- встретиться у кого-то в гостях и поиграть в игру;
- встретиться для того, чтобы передать какой-то предмет, вещь… и др.
4. Основное упражнение.
Итак, объясняю правила игры. Вы получаете листок с циферблатом. Подходите к своим одноклассникам и договариваетесь о встрече. Вы должны обсудить: во сколько и где вы встретитесь. На часах карандашом вы пишете рядом с цифрой имя человека и место.
Помните, что это игра, вы можете называть разные места, но они должны быть приближены к жизни в нашем районе. Учитывайте время. Если вы договорились на 12 ч. с Петей в торговом центре, то следующая встреча с другим человеком может быть через время (через час или два, чтобы успеть дойти до другого места). Если у вас на данное время уже назначена встреча, нужно выбрать другое время. Договаривайтесь на ровное время, например, на 13 ч., 17 ч.
Время для игры (зависит от количества участников, по 1 минуте на человека). Педагог подает сигнал перехода, если это нужно.
Будьте вежливыми и спокойными, говорите тихо, чтобы не мешать остальным!
Подростки получают листочки с напечатанным циферблатом и простые карандаши.
Подходят к одноклассникам в любом порядке, договариваются. У каждого ученика должно быть назначено встреч по количеству участников.
После назначения всех встреч возвращаются на свое место.
5. Обсуждение.
После завершения упражнения учащиеся возвращаются на свои места в кругу.
Передавая мяч по кругу, отвечают на вопросы психолога.
Психолог организует обсуждение.
Вопросы.
Было трудно или легко? В чем была трудность?
Были ли те, с кем ты не хотел встречаться? (не называя имени). Молодец, что смог отнестись к этому человеку с уважением!
Куда ты идешь с Ваней? Во сколько ты встречаешься с Дашей?
6. Рефлексия занятия.
Психолог организует рефлексию.
Я напомню все игры, в которые мы сегодня играли. Давайте поделимся впечатлениями о занятии.
Учащимся предлагается вытянуть листочек с незаконченным предложением, прочитать и продолжить его.
Возьмите листочки, прочитайте про себя, подумайте, что вы ответите и начнем!
На занятии для меня было новым….
Сегодня мне было легко….
Сегодня мне больше всего понравилась игра…
Во время игры "Встреча с другом" мне было трудно…
Я бы хотел еще раз поиграть в игру…
7. Завершение занятия.
Психолог благодарит учащихся за работу, просит вернуть стулья на место, навести порядок в классе, собирает листочки и карандаши.