Гульнара Файзуллина
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Воронья каша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воронья каша»
(Использование элементов ТРИЗ при проведении праздника «Карга туй»)
Цель: познакомить детей с особенностью башкирского народного праздника «Воронья каша».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с обычаями и традициями празднования «Вороньей каши»;
Развивающие:
Развивать речь, воображение и творческое мышление;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ „Воронья каша“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитывать интерес к своим корням, к истории башкирского народа, его традициям.
Оборудование: сундук с продуктами, казанок, ветка дерева, разноцветные ленточки, тюбетейка, башкирский женский костюм, 2 маски грачей, презентация праздника «Воронья каша».
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, наглядные методы (демонстрация иллюстраций, предметов быта, подвижная игра «Юрта»; словесная игра по ТРИЗ ««Отгадай, что лежит в сундуке», метод фокальных объектов, башкирская народная игра “Тюбетейка”
Ход:
Звучит башкирская мелодия. Дети проходят, встают в круг.
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
Дети здороваются.
- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
Воспитатель:
- За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Где кто родился, там и пригодится.
- О чём эти пословицы? (о Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).
Воспитатель: Это были пословицы, а теперь вспомним стихи о нашей любимой Родине.
Чтение стихов.
Башкирия – привольная земля!
Нет лучше края для меня
И в ясный день и в непогоду
Мне дорога твоя природа!
Твои леса, поля и горы
Равнины, реки, берега
Небес волшебных бирюза
Летящий ласковый простор
Всё радует, ласкает взор!
В степях колышется ковыль,
Коней табун вздымает пыль
Средь гор здесь города растут
Народы разные живут.
А нефтяные вышки в ряд
На страже мира все стоят,
Богатая и щедра земля –
Бескрайняя Башкирия моя!
Такой красы нигде я не видал,
Жаль не художник, всё б нарисовал!
Воспитатель: Это были стихи о Родине. Ребята, а в какой стране мы живём?
Дети: В России.
Воспитатель: В какой Республике мы живём?
Дети: Башкортостане.
Воспитатель: Значит, Родина - где мы родились и там, где мы живём. Да, наша Республика Башкортостан огромна, есть реки и озёра, горы и леса. Населяют Башкортостан люди разных национальностей. Ребята, перечислите, люди каких национальностей проживают в Башкортостане.
Дети: русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, мордва, азербайджанцы и т. д.
Воспитатель: Ну - ка, ребята разных национальностей встанем и дружно о Родине нашей песню споём!
Дети встают полукругом.
Ребё нок: Холмы, перелески, луга и поля - Родная зелёная наша Земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел, когда -то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей
Частица великой Отчизны моей! (Диана)
Исполняется песня «Отчизна»
- Вот сегодня я хочу поговорить с вами об обычаях и традициях проведения праздников у башкирского народа.
Обычаи и праздники соблюдают и по сей день. Назовите башкирские праздники, которые вы знаете?
Дети: (Ответы детей)
- Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, Навруз). Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Ни один праздник башкирского народа не проходил без игры Давайте мы с вами поиграем в игру «Юрта». (2 раза, (физминутка).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Поиграем в игру
«Отгадай, что лежит в сундуке» (ТРИЗ «Да-Нет»)
Правила игры: Задается вопрос ребенком, на который можно отвечать «да», «нет». Дети должны четко знать, что первый вопрос игры – о принадлежности предмета к одному из миров: - Это предмет рукотворного (природного) мира?
(Открываем сундук, а там продукты: пшено, масло, молоко).
Ребята, неспроста эти продукты в нашем сундуке. Давайте присядем на подушечки, и я вам расскажу. Посмотрите на экран (презентация праздника, показ слайдов).
У башкирского народа проводится праздник «Карга боткасы». Это праздник встречи весны. А что происходит весной в природе?
Дети: Тает снег, появляются первые подснежники, прилетают птицы и т. д. Воспитатель: Какие птицы прилетают?
Дети: Скворцы, ласточки, грачи, журавли, жаворонки, кукушка и т. д. Воспитатель: Правильно, именно с прилётом грачей начиналась весна так думали в древности башкиры. Поэтому в честь прилёта птиц устраивали праздник «Карга боткасы». Давайте вместе скажем: «Карга боткасы». Переводится «Воронья каша». В этот день красиво одевали детей и отправляли их собирать с каждого дома продукты. Какие продукты собирали дети?
Дети: крупа, молоко, масло, сахар, яйца.
Воспитатель: Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения! А вы знаете что такое заклички?
Дети: Жадный на праздник не пойдёт, но дома покоя не найдёт.
Воспитатель: Иди на праздник Каргатуй, повеселись и потанцуй. И этими закличками они зазывали всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костёр и в большом казане готовили кашу. Пока бабушки готовили вкусную кашу, дети и молодые девушки веселились, песни пели, танцевали, разные игры играли. Мы с вами тоже поиграем в игру.
Башкирская народная игра “Тюбетейка”.
Задания во время игры: 1-ый ребенок рассказывает стихотворение, 2-ой ребенок проводит пальчиковую игру, 3-ий ребенок танцует (или коллективный танец).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Кодиненко Г. и скажите, о чем идет речь?
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Воспитатель: Какой звук чаще встречается в стихотворении? (ответы детей) На какой звук заканчивается слово грач (Ч) Звук Ч, произнесём его все вместе.
Воспитатель: Ребята, а грач – животное или насекомое?
Дети: Птица.
Воспитатель: Молодцы. Птицы разные бывают. Прилетают, улетают… Но куда или откуда? Что за птица? Может, чудо? Кто раскроет мне секрет, интересный даст ответ? (ответы детей)
Воспитатель: Много знаете вы птиц, и где живут, и что делают, чем питаются.
Воспитатель: Ребята, а какие ещё вы знаете слова со звуком «Ч». Чайка, птица, а ещё? (ответы детей)
Использование метода фокальных объектов (МФО). В фокусе рассматривается слово «птица». Детям предлагается вспомнить слова со звуком «Ч». Затем дети подбирают определения к названным словам (например, червяк какой? и т. д.). Затем определения подставляют к слову «птица» и выбирают наиболее необычное словосочетание.
Последующие вопросы:
- Где живёт?
- Что любит делать?
- С кем дружит?
- Что с ними однажды случилось?
- Что было дальше?
- Чем всё закончилось?
Ответы детей воспитатель схематически зарисовывает на доске.
Воспитатель: По традиции башкиры обвешивали голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Вспоминая эту традицию, дети завязывали ленточки с пожеланиями, чтобы на земле был мир, никогда не было войн, вовремя шли дожди, были хорошие урожаи, чтобы всегда светило солнце, пели птицы, зеленела трава, чтобы нe было пожаров, не гибли деревья и звери в лесу, чтобы планета цвела. Призвали всех быть милосердными к природе, матушке Земле. Давайте и мы с вами последуем этой традиции и завяжем свои ленточки с пожеланиями.
Подойдите и выберите себе понравившуюся ленточку и по очереди привяжем их к дереву. Молодцы. И я тоже хочу привязать свою ленточку. Ребята, вот сколько Добрых пожеланий мы услышали друг от друга.
Воспитатель: После шумного веселья всех звали к костру и начали раздавать кашу. Но сначала кашу дарили природе.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чей дар отдавалась первая порция?
Дети: Земле - с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая.
Воспитатель: Чему вторая порция отдавалась?
Дети: Воде. Чтобы вода смогла сохранить живность на земле.
Воспитатель: третья?
Дети: Небу - чтобы было много солнечных дней, и вовремя шли дожди. Воспитатель: Как вы думаете, четвёртая порция кому была дарована?
Дети: Воронам, как благодарность за принесённую весну.
Воспитатель: После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Вот и я хочу сегодня вас угостить такой кашей.
Вкусная каша? (Да).
Воспитатель: (пока раздаётся каша) На вечерней прогулке мы подарим Земле, небу, птицам эту кашу.
- Ну вот, наша встреча подошла к концу. С каким праздником мы с вами сегодня познакомились? Когда и где проводится этот праздник?
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы обязательно расскажите родителям о празднике «Воронья каша».