Галина Сергеевна Данилина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Поход на лесную полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Поход на лесную полянку». (ФГОС)
Авторы: воспитатели Пушная Ю. Н., Данилина Г. С., психолог. Казинцева Е. В.
Образовательная область: «познавательная», «социально-коммуникативная».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о правилах поведения в условиях похода, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Поход на лесную полянку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Образовательные задачи:
1. Познакомить с основами совместной деятельности взрослого и детей на природе.
2. Продолжать знакомить детей с родным городом, природой.
3. Обогащать и активизировать словарь детей по туристической тематике.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность, интерес к краю, в котором живут дети.
2. Развивать умение общаться.
3. Развивать художественно-эстетическое восприятие.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, желание соблюдать правила поведения на природе.
2. Воспитывать у детей чувство коллективизма и групповой сплоченности.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, восприятие мультимедийного материала.
Формы организации: фронтально, подгруппы, парно-групповое.
Формы реализации: проблемная ситуация, эксперимент, создание игровой ситуации, подводящий диалог, побуждающий диалог, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы о путешествиях, рассматривание альбомов «Саратов» и «Тайны леса», иллюстраций на туристическую тему.
Оборудование: палатка, компас, бинокль, топорик, рюкзак, игрушечная посуда, муляжи еды, котелок, фонарик, аптечка, карта Кумысной поляны, пламя из картона, веточки, влажные салфетки, небольшая скатерть (клеенка); для эксперимента стол, на нем - воронка, бутылки, вода, бумажные салфетки, песок и камни (все накрыто тканью); в музыкальном зале- экран, видеоподборка о Саратове.
Ход НОД
Дети заняты своими делами, воспитатель подходит к детям (в руке рюкзак):
- Ребята, ко мне вчера приезжали гости, посмотрите, что они оставили. (показывает рюкзак). Такая интересная вещь, я решила ее показать вам. А что это, как вы думаете? …. А для чего рюкзак нужен? Вы где-нибудь видели такой. (варианты ответов).(примеряет на одного из детей).
Воспитатель открывает рюкзак и показывает, что там пусто. Размышляет: сумка удобная, с ней, наверно, можно куда-то идти. Куда? Далеко. Может и в поход.
- Вы когда-нибудь были в походе? Произнесите медленно «ПОХОООд». Почему так называется, как думаете? (Ходить….)
Воспитатель спрашивает, хотели бы они пойти в поход? Для того, чтобы в него пойти, посмотрите вокруг и подумайте, что нам необходимо взять с собой. (Игра «Принеси и назови предмет»). Воспитатель: «Можно и я с вами пойду - возьму что-нибудь (несет палатку в собранном виде).
- Кладите и называйте предметы. (Сложили). А теперь представьте, что у каждого за спиной такой рюкзак, поправьте лямки. Наденьте головные уборы (имитация). Куда пойдем, друзья? Давайте подумаем вместе, куда в нашем городе или рядом с ним можно отправиться в поход? (варианты ответов).
- Хорошо, мы идем с вами на Кумысную поляну. Кто-нибудь был там? Прежде чем пойти, вспомним правила поведения на природе:(Нельзя трогать незнакомые растения, грибы, ягоды, пить грязную воду, нельзя приносить животных из леса (они не выживут в городе).
Изображать движение по группе. Ребят, вы не устали? Сейчас или позже сделаем привал? Давайте выберем место, где поставим палатку. (поставили). Совместно с детьми, задавая вопросы, делали ли это, где и с кем?
Воспитатель присел у палатки, дети присаживаются по желанию… Воспитатель спрашивает: «Что дальше делать будем?» И подводит к необходимости разобрать рюкзак. «Давайте рассмотрим, для чего мы взяли эти вещи. По очереди доставайте по одному предмету и расскажите, для чего он». (Совместно с детьми рассматривает содержимое рюкзака). Игра «Для чего этот предмет?». Каждый называет по одному предмету и объясняет, для чего он его взял в поход. После «топора» подвести к необходимости разжигания костра. (задать вопрос: делали ли они это уже, где можно и нельзя этого делать).
(За кадром второй воспитатель раскладывает по группе ветки). Первый воспитатель спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы разжечь костер?») Идут вместе собирать палочки. (Игра «Собери костер»). Спрашивает «как это делается», пробуют вместе разными способами, собирают костер «домиком» (а может по-иному, как захотят дети). Воспитатель достает имитацию пламени (из картона) и имитирует поджигание костра. Сидят у костра, спрашивает, что можно делать? Предлагает перекусить… Обязательно вытирают руки влажными салфетками. Далее инициатива полностью у детей. Воспитатель только направляет, подсказывает.
Воспитатель произносит: «Ох, пить так хочется… ой, ребята, а ведь мы забыли взять воду». (в это время 2-й воспитатель снимает покрывало со стола для экспериментов… а где же в природе можно взять воду? Я слышала, что на Кумысной поляне есть пруды, родники, но они далеко от нас (рассматривает карту). Вот здесь рядом есть только ручей. А можно ли пить воду из ручья? Почему? А как быть?
- Ребята, хотите я покажу вам, как можно очистить воду в походе. Когда вода закончилась, и нет рядом чистой, это тоже можно решить.
(Гимнастика про цветы - по ходу действия увидят полянку с цветами).
Приложение.
Опыт. Очищение воды.
Цель: показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
Проблемная ситуация: человек весь день ходил по лесу, выпил воду, которую взял с собой, но ему захотелось пить. Он набрал воду из лесного ручья. Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может быть загрязнена? (Песком, землёй, микробами, растениями и т. д.) Как мы можем очистить воду? Чем мы очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды? Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами.
Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода? (Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.)
Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом.
Делаем этот опыт дважды, вода светлеет, но не достаточно чистая.
Далее предлагаем детям пропустить воду через бумажные салфетки, после двух раз вода практически чистая. Также следует сказать детям, что воду можно пропустить через ткань, носовой платок, т. к. в лесу может не быть воронки, ваты, салфетки.
Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? Да, если прокипятить, т. к. в ней могут быть невидимые микробы.
Такие занятия с опытами ребятам очень нравятся, они стремятся сами наливать, насыпать, поддерживать бутылочку. На следующий день просят: давайте ещё проводить опыты! Кроме того это даёт практические знания, а то, что ребёнок проделал самостоятельно, надолго остается в его памяти.
Продолжение:
- акцентировать внимание на том, что очищенную воду необходимо прокипятить на костре (для этого и разожгли, но уточняя «а зачем кипятить?» .
Вскипятили воду, руки вытерли салфетками, попили чай. Потушили костер. (также обратить внимание на необходимость этого).
- Ребята, не пора ли нам собираться обратно… что нужно сделать? Можно ли оставлять после себя мусор? А почему? Собираются…
Дети с воспитателем идут обратно, воспитатель предлагает на обратном пути зайти на смотровую площадку Кумысной поляны (ведет их в музыкальный зал). Говорит: «Вид отсюда великолепный! Смотрите наш город, как на ладошке. Ребят, а вы знаете, что скоро день рождения нашего города? Сказать, что у каждого есть день рождения и у города тоже. Помните, на прошлой неделе приезжал театр, вам рассказывали об этом… Как вы празднуете день рождения? Так и в городе готовится большая программа для празднования.
(включаются кадры…дети смотрят видео о Саратове под музыкальное сопровождение «Гимн Саратова». Возвращаются обратно в группу.
Итог. Ребят, вам понравился поход? Наверно, пора нам и рюкзак вернуть? Но что прежде нужно сделать? (разобрать).
Предложить детям разложить вещи по своим местам. Спрашивая, понравилось ли им в походе. Пойдут ли еще? Предложат ли родителям пойти вместе?