Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Наталья Закатова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у воспитанников умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактуру шерстки, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, развивать художественное восприятие иллюстраций.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с творчеством Е, И, Чарушина“» размещена в разделах

2. Совершенствовать монологическую, связную речь; умение внимательно слушать, эмоционально сопереживать героям, последовательно рассказывать, отвечать на вопросы развернутым предложением.

3. Формировать и активизировать словарь (слова-признаки, слова – действия, согласование существительных и прилагательных, «художник-иллюстратор», «анималист»).

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность детей, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективной работе.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг, д/и «Четвертый лишний».

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказа «Томка».

Практические: ремонт книг.

Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.

ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательно-исследовательская - формировать представление о творчестве и его результатах.

2. Социально-коммуникативная - приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, развивать творчество в труде. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Художественно-эстетическая - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.

4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва, Ю. Васнецова в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.

Материал к занятию :

Выставка книг Е. И. Чарушина, авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Волчишка», «Лисята», портрет Е. И. Чарушина, клей, кисти, полоски бумаги, ножницы, салфетки, клеёнки, тексты стихов, загадок, коробка с красным крестом и книги, нуждающиеся в починке, проектор для показа иллюстраций Чарушина.

Ход занятия:

Организационный момент «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут. (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок. (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать. (указательным пальцем рисуем)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно. (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки. (переступаем указательным и средним пальцами)

Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Показываю коробку с красным крестом (внутри лежат книги)

-Как вы думаете, ребята, что спрятано внутри этой коробки? (ответы детей)

- Послушайте загадку:

«Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.»

«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»

- Верно, в этой коробке лежат книги. А почему на ней красный крестик? (ответы) Это больница для книг, книжная больница. Давайте посмотрим вместе, что с ними случилось.

Открываем коробку и рассматриваем книги, которые нуждаются в ремонте.

- Я недавно перебирала книжечки в нашей групповой библиотеке и увидела несколько из них вот в таком плачевном состоянии, кто-то из наших ребят позабыл, как нужно обращаться с книгами, вот они и пострадали. Напомните мне, пожалуйста, как нужно брать книгу в руки, как переворачивать страницы. (ответы детей).

- Как мы сможем помочь им? (подклеить)

- Давайте все вместе подлечим наши книжечки, чтобы они радовали нас своими интересными историями и яркими рисунками. Я приготовила вам полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и кисточки. Нужно будет отмерить длину полоски по книге, отрезать лишнее, согнуть полоску бумаги вдоль пополам и затем крепко приклеить к корешку книги. Все необходимые материалы приготовлены на столах. Давайте вспомним, как нужно работать ножницами (ответы детей).

Дети проходят за столы и начинают работать (звучит музыка). Во время работы помогаю отмерять нужную длину, сворачивать полоски бумаги, напоминаю, как смазывать её клеем.

- Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

- Вот какими нарядными и красивыми стали наши книжечки! Спасибо вам, ребята, что вы вылечили их! Теперь мы с вами будем обращаться с ними аккуратно и бережно, чтобы они оставались целыми и долго радовали нас. А теперь мы наведём порядок на столе и немного отдохнём.

Физминутка

«Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.»

(Маршируют по кругу друг за другом с

высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг,

трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются лицом в круг,

«рисуют» листья воображаемой кистью.)

По окончании физминутки дети садятся на стулья за другой стол.

- Скажи, Алёша, когда ты подклеивал книжечку, ты догадался, о чём она? (ответ ребёнка) Ты уже умеешь читать? А как ты догадался? (по картинкам)

-А ты, Лиза, поняла? Какие картинки в твоей книге? Как называется сказка? (ответ)

- А какие книги вам больше нравятся: с картинками или без них? (показываю взрослую книгу без картинок) (ответы)

- Такие картинки называются иллюстрации. Давайте вместе скажем: иллюстрации.

- А для чего они нужны? Можно обойтись без них? (ответы детей)

-Да, вы правы, детские книги с яркими иллюстрациями всегда интересно и читать и просто рассматривать. Глядя на них, можно легко догадаться о характере героев, их настроении.

- Как вы думаете, кто рисует иллюстрации к книгам: автор книги или настоящий художник? (ответы)

- Как правило, иллюстрации рисует настоящий художник или человек, который умеет очень хорошо рисовать, но бывают и исключения. Сегодня я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком, который не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал иллюстрации к своим книгам.

- Зовут его Евгений Иванович Чарушин. (Показ портрета)

- В доме Е. И. Чарушина всегда были животные: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок… Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Маленький Женя мог часами наблюдать, как его питомцы устраивали гнезда, выводили птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных (выставляю его иллюстрации на доску). Так и появилось у мальчика сильное увлечение - рисование. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисть и карандаш. И оказалось, природа наградила его и даром художника.

- Особенно трепетно и нежно относился Евгений Иванович к детёнышам зверей, птиц и животных. Поэтому не случайно его первые рассказы – о них, да и называются они ласково: «Волчишка», «Медвежата», «Лисята». (Показ книг)

- Рисунки Е. И. Чарушина ни с чьими другими спутать нельзя. Посмотрите внимательно на них и скажите: какие цвета использовал художник, изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые, др.)

- Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

- Как изображал художник своих животных на иллюстрациях, крупно или мелко?

- Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты)

- Да. Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д.

- Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

- Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

- Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.

- А хотите послушать один из его рассказов о маленьких щенках? (Чтение рассказа «Томка»)

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить.

«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

- О ком говорится в этом рассказе? ( ответы детей: про щенят.)

- Одинаковые ли по характеру были щенки? ( ответы детей: ленивый, сердитый, простодушный, охотничий.)

- Что делали щенки? (ответы детей) (Показываю иллюстрацию автора к рассказу)

- Как автор выбирал себе охотничью собачку? (ответы)

- Как он её назвал? (Томка)

- Про одного щенка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … ( ответы детей: весёлые, смешные, четко произносим окончания).

- Послушайте, об одном или о двух щенках я сейчас скажу: ленивый… озорные… шаловливые… пушистый…

- А эти слова о ком: верная - … о собаке или о щенке? ( ответы детей: о собаке).

- Собака добрая, а щенок (добрый, четко произносим окончания).

- Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

Физкультминутка

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И свернёмся как ежонок,

Обе лапки отряхнём

И в обратный путь пойдём.

Садятся полукругом на стульчики.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний» (три картины Чарушина, а одна – Васнецова). Догадайтесь, какая из картин лишняя и отличается от других. (Ответы детей)

- А как вы догадались, что именно эта картина лишняя, ведь здесь тоже нарисованы животные?

(на этой картине сказочные животные, они в русской народной одежде, а на трёх других – обычные животные, какими они бывают в жизни).

- Да, вы верно догадались. Сказочных животных в русских костюмах рисовал художник Юрий Васнецов, вот его иллюстрация. А другие иллюстрации кто нарисовал? (Е. Чарушин)

- Молодцы!

Рефлексия.

- Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы)

- Как зовут художника – иллюстратора, с которым мы сегодня познакомились? (ответы)

- Кого он рисовал? (ответы)

- Как называются его рассказы? («Медвежонок», «Лисёнок»)

- Кто такой художник – анималист? (ответы)

- Знаете, ребята, оказывается, сын Чарушина Никита и внучка Наташа тоже стали художниками и рисовали иллюстрации для детских книг о природе. Представляете, целая семья художников – анималистов!

- Художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них. Я думаю, что и мы с вами будем заботиться о животных, восхищаться их красотой. А ещё мы все вместе будем с удовольствием читать книги о животных и рассматривать замечательные иллюстрации Евгения Чарушина и других художников-иллюстраторов, будем бережно относиться к книгам и в детском саду, и дома.

- Вам понравилось играть и беседовать со мной, ребята? Вы узнали много нового? И мне было очень приятно поделиться с вами новыми интересными знаниями, спасибо вам большое за помощь и внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. Рачёва» Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Е. Рачёва» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с рассказом Е. Чарушина «Томка» в старшей группе Тема. Цикл рассказов Чарушина Евгения Ивановича «Томка» Цель. Развитие речи посредством ознакомления детей с рассказом Чарушина Е. И. «Томка».

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Г. Тукая. Рисование и раскрашивание гребней» Цель: познакомить детей с творчеством Г. Тукая, просмотр мультфильма «Водяная». Задачи: 1. Образовательная. -Знакомство с произведением Г. Тукая.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» Цель: Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина Задачи: Активизировать литературную память дошкольников,.

Конспект занятия «Первое знакомство с творчеством С. Михалкова» Тема: Первое знакомство с творчеством С. Михалкова Возрастная группа детей: средняя группа Цели: приобщение к чтению художественной литературы.

Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа» Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина. Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к миру зверей и птиц.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена» Цели: - Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством сказочника Г. Х. Андерсена. - Повторить знакомые детям сказки и познакомить со.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством К. Чуковского» Цель: Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Задачи: • показать детям мир сказок Корнея Ивановича Чуковского; • развивать память,.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством Л. Толстого» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта Л. Н. Толстого. Задачи: прививать любовь к чтению русской литературы.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством С. Маршака» Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака. Задачи: 1. Прививать интерес к чтению. 2. Вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 18:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Закатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД