Наталья Закатова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у воспитанников умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактуру шерстки, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, развивать художественное восприятие иллюстраций.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с творчеством Е, И, Чарушина“» размещена в разделах
2. Совершенствовать монологическую, связную речь; умение внимательно слушать, эмоционально сопереживать героям, последовательно рассказывать, отвечать на вопросы развернутым предложением.
3. Формировать и активизировать словарь (слова-признаки, слова – действия, согласование существительных и прилагательных, «художник-иллюстратор», «анималист»).
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность детей, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективной работе.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг, д/и «Четвертый лишний».
Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказа «Томка».
Практические: ремонт книг.
Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.
ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательно-исследовательская - формировать представление о творчестве и его результатах.
2. Социально-коммуникативная - приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, развивать творчество в труде. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Художественно-эстетическая - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.
4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва, Ю. Васнецова в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.
Материал к занятию :
Выставка книг Е. И. Чарушина, авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Волчишка», «Лисята», портрет Е. И. Чарушина, клей, кисти, полоски бумаги, ножницы, салфетки, клеёнки, тексты стихов, загадок, коробка с красным крестом и книги, нуждающиеся в починке, проектор для показа иллюстраций Чарушина.
Ход занятия:
Организационный момент «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут. (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок. (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать. (указательным пальцем рисуем)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно. (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки. (переступаем указательным и средним пальцами)
Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Показываю коробку с красным крестом (внутри лежат книги)
-Как вы думаете, ребята, что спрятано внутри этой коробки? (ответы детей)
- Послушайте загадку:
«Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.»
«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»
- Верно, в этой коробке лежат книги. А почему на ней красный крестик? (ответы) Это больница для книг, книжная больница. Давайте посмотрим вместе, что с ними случилось.
Открываем коробку и рассматриваем книги, которые нуждаются в ремонте.
- Я недавно перебирала книжечки в нашей групповой библиотеке и увидела несколько из них вот в таком плачевном состоянии, кто-то из наших ребят позабыл, как нужно обращаться с книгами, вот они и пострадали. Напомните мне, пожалуйста, как нужно брать книгу в руки, как переворачивать страницы. (ответы детей).
- Как мы сможем помочь им? (подклеить)
- Давайте все вместе подлечим наши книжечки, чтобы они радовали нас своими интересными историями и яркими рисунками. Я приготовила вам полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и кисточки. Нужно будет отмерить длину полоски по книге, отрезать лишнее, согнуть полоску бумаги вдоль пополам и затем крепко приклеить к корешку книги. Все необходимые материалы приготовлены на столах. Давайте вспомним, как нужно работать ножницами (ответы детей).
Дети проходят за столы и начинают работать (звучит музыка). Во время работы помогаю отмерять нужную длину, сворачивать полоски бумаги, напоминаю, как смазывать её клеем.
- Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
- Вот какими нарядными и красивыми стали наши книжечки! Спасибо вам, ребята, что вы вылечили их! Теперь мы с вами будем обращаться с ними аккуратно и бережно, чтобы они оставались целыми и долго радовали нас. А теперь мы наведём порядок на столе и немного отдохнём.
Физминутка
«Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.»
(Маршируют по кругу друг за другом с
высоким подниманием колена.
Останавливаются, встают лицом в круг,
трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос.
Идут на цыпочках друг за другом.
Останавливаются лицом в круг,
«рисуют» листья воображаемой кистью.)
По окончании физминутки дети садятся на стулья за другой стол.
- Скажи, Алёша, когда ты подклеивал книжечку, ты догадался, о чём она? (ответ ребёнка) Ты уже умеешь читать? А как ты догадался? (по картинкам)
-А ты, Лиза, поняла? Какие картинки в твоей книге? Как называется сказка? (ответ)
- А какие книги вам больше нравятся: с картинками или без них? (показываю взрослую книгу без картинок) (ответы)
- Такие картинки называются иллюстрации. Давайте вместе скажем: иллюстрации.
- А для чего они нужны? Можно обойтись без них? (ответы детей)
-Да, вы правы, детские книги с яркими иллюстрациями всегда интересно и читать и просто рассматривать. Глядя на них, можно легко догадаться о характере героев, их настроении.
- Как вы думаете, кто рисует иллюстрации к книгам: автор книги или настоящий художник? (ответы)
- Как правило, иллюстрации рисует настоящий художник или человек, который умеет очень хорошо рисовать, но бывают и исключения. Сегодня я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком, который не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал иллюстрации к своим книгам.
- Зовут его Евгений Иванович Чарушин. (Показ портрета)
- В доме Е. И. Чарушина всегда были животные: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок… Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Маленький Женя мог часами наблюдать, как его питомцы устраивали гнезда, выводили птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных (выставляю его иллюстрации на доску). Так и появилось у мальчика сильное увлечение - рисование. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисть и карандаш. И оказалось, природа наградила его и даром художника.
- Особенно трепетно и нежно относился Евгений Иванович к детёнышам зверей, птиц и животных. Поэтому не случайно его первые рассказы – о них, да и называются они ласково: «Волчишка», «Медвежата», «Лисята». (Показ книг)
- Рисунки Е. И. Чарушина ни с чьими другими спутать нельзя. Посмотрите внимательно на них и скажите: какие цвета использовал художник, изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые, др.)
- Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.
- Как изображал художник своих животных на иллюстрациях, крупно или мелко?
- Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты)
- Да. Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д.
- Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.
- Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.
- Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.
- А хотите послушать один из его рассказов о маленьких щенках? (Чтение рассказа «Томка»)
У охотника я увидел пёсика.
Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…
От этого пёсика, говорит, есть щенки.
Приходите поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие — только что научились ходить.
«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.
А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.
И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
- О ком говорится в этом рассказе? ( ответы детей: про щенят.)
- Одинаковые ли по характеру были щенки? ( ответы детей: ленивый, сердитый, простодушный, охотничий.)
- Что делали щенки? (ответы детей) (Показываю иллюстрацию автора к рассказу)
- Как автор выбирал себе охотничью собачку? (ответы)
- Как он её назвал? (Томка)
- Про одного щенка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … ( ответы детей: весёлые, смешные, четко произносим окончания).
- Послушайте, об одном или о двух щенках я сейчас скажу: ленивый… озорные… шаловливые… пушистый…
- А эти слова о ком: верная - … о собаке или о щенке? ( ответы детей: о собаке).
- Собака добрая, а щенок (добрый, четко произносим окончания).
- Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.
Физкультминутка
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И свернёмся как ежонок,
Обе лапки отряхнём
И в обратный путь пойдём.
Садятся полукругом на стульчики.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний» (три картины Чарушина, а одна – Васнецова). Догадайтесь, какая из картин лишняя и отличается от других. (Ответы детей)
- А как вы догадались, что именно эта картина лишняя, ведь здесь тоже нарисованы животные?
(на этой картине сказочные животные, они в русской народной одежде, а на трёх других – обычные животные, какими они бывают в жизни).
- Да, вы верно догадались. Сказочных животных в русских костюмах рисовал художник Юрий Васнецов, вот его иллюстрация. А другие иллюстрации кто нарисовал? (Е. Чарушин)
- Молодцы!
Рефлексия.
- Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы)
- Как зовут художника – иллюстратора, с которым мы сегодня познакомились? (ответы)
- Кого он рисовал? (ответы)
- Как называются его рассказы? («Медвежонок», «Лисёнок»)
- Кто такой художник – анималист? (ответы)
- Знаете, ребята, оказывается, сын Чарушина Никита и внучка Наташа тоже стали художниками и рисовали иллюстрации для детских книг о природе. Представляете, целая семья художников – анималистов!
- Художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них. Я думаю, что и мы с вами будем заботиться о животных, восхищаться их красотой. А ещё мы все вместе будем с удовольствием читать книги о животных и рассматривать замечательные иллюстрации Евгения Чарушина и других художников-иллюстраторов, будем бережно относиться к книгам и в детском саду, и дома.
- Вам понравилось играть и беседовать со мной, ребята? Вы узнали много нового? И мне было очень приятно поделиться с вами новыми интересными знаниями, спасибо вам большое за помощь и внимание!