Людмила Цыганкова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»
Людмила Николаевна Цыганкова – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5»Малыш» г. Почеп Брянской области
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Познакомить детей с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания). Ввести в словарь детей новые слова: розан, купавка, оживка. Воспитывать интерес к народной культуре и традициям.
Материалы : городецкие изделия и их изображения с элементами городецкой росписи, шаблоны городецкох цветов и листьев, дымковские, филимоновские, каргопольские глиняные игрушки (по 3-4 штуки, аудиозаписи, экран или телевизор.
Ход занятия.
Звучит музыка «Русские наигрыши»
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки, прикрытые салфеткой.
Воспитатель:
-Ребята, в нашей стране есть много сел и городов, где делают красивые игрушки и украшают их узорами. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них, давайте вспомним, какие это игрушки?
Дети:
- Дымковские, филимоновские…
Воспитатель открывает игрушки:
- Ребята, а все ли эти игрушки одинаковые?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Дети, давайте мы с вами среди этих игрушек найдем дымковские и переставим их на отдельный стол (дети выбирают дымковские игрушки).
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на оставшиеся игрушки и скажите, одинаковые ли они?
Дети:
-Нет, на них разные узоры.
Воспитатель:
- Скажите, дети, какие игрушки вы еще узнали?
Дети:
-Филимовские и каргопольские.
Воспитатель:
-Ребята, давайте тоже эти игрушки поставим на разные столы (дети сортируют игрушки)
Воспитатель:
- Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим эти игрушки (подводит детей к столу с филимовскими игрушками).
- Эти забавные фигурки животных и людей делают из белой глины в селе Филимоново Тульской области. Филимоновские мастера украшают животных узкими полосками зеленого, красного, малинового цветов, а узоры на юбках барынь составляют из полосок, дуг, точек, пересекающихся линий, из которых получаются звездочки, елочки.
Ребенок читает стихотворение:
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из белой, обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины,
И солдатики – войска цвет!
Воспитатель:
_ А эти глиняные игрушки из северного города Каргополь. Среди них встречаются совсем необыкновенные. Вот Полкан-получеловек, полуконь. А деревенские бородатые мужички изображаются за работой: вот мужик пасет коня, вот мужик-сеятель. Фигурки людей приземистые, с короткими руками и ногами, с крупной головой. Роспись игрушек не такая яркая, как у дымковских и филимоновских игрушек, потому что мастера используют черные, коричневые и темно-зеленые краски.
Ребенок читает стихотворение:
-В Каргополе есть игрушка
Очень старая. Зверек
Небольшой, на щечках мушки,
Нет короче его ног.
Крашен ярко всюду белым:
Ножки, хвостик и спина,
Шея лентой черной смело
Мастером обведена.
А головка - желтым цветом –
Льва хотел он произвесть!
Только что-то в лике этом человеческое есть.
И зверек из давней сказки,
Не пугаясь, не грозя,
С выраженьем теплой ласки
Смотрит тихо нам в глаза.
Воспитатель:
- Ребята, все игрушки отличаются друг от друга формами и росписью. Например, дымковские мастера не будут украшать свои игрушки цветочками и ягодками, а каргопольские – полосками и елочками. Такое постоянство, соблюдение правил называется традицией.
Физминутка «Цветок»
-Наши красивые цветы
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепесток колышет.
Наши красные цветы вырастают высоки,
А мы их погладим и тихонько сядем.
Дети садятся за столы.
Звучит «Комаринская»
Воспитатель:
-Дети, у нас в России очень много лесов, поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Ребята, какие деревянные изделия с росписью вы уже знаете?
Дети:
- Хохломские.
Воспитатель:
-Правильно. А сегодня мы с вами познакомимся с новыми деревянными изделиями с росписью, которые изготавливают в городе Городец. Та тоже существуют традиции росписи, поэтому их нельзя спутать с хохломскими узорами.
Далее воспитатель показывает детям изделия городецких мастеров : кухонные доски, солонки, коробки для специй.
Воспитатель:
- Но в городе Городец мастера делают не только кухонные принадлежности, но и еще расписные шкатулки для хранения мелких вещей, панно, коней-качалок для детей, мебель и многое другое.
Воспитатель:
Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти узоры, которыми украшены изделия. Кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.
Воспитатель подтверждает, что во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками. Размещает на доске элементы городецкой росписи.
Воспитатель:
-Ребята, эти цветы хоть и называются купавками, розанами, придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называют декоративными, а дети часто называют их сказочными.
Далее воспитатель обращает внимание детей на расположение узоров: посередине – самые крупные цветы, а по краям уменьшаются – это гирлянда. Ее называют симметричной, потому что у нее правая и левая стороны одинаковые.
Воспитатель предлагает 2-3 детям выложить гирлянду из городецких цветов.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие цветосочетания на узорах: розовый с красным, синий с голубым, а нарядными городецкие цветы делают белые оживки: точки, дужки, штрихи. Сами изделия темно-желтые – это цвет дерева.
Воспитатель:
-Дети, с какой росписью мы сегодня с вами познакомились?
Дети:
-С городецкой.
Воспитатель:
-Теперь вы сможете отличить городецкую роспись от другой?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Ребята, а хотите ли вы научиться рисовать городецкие узоры?
Ответы детей.
Воспитатель:
-На следующих занятиях мы обязательно этому научимся.
На протяжении всего занятия можно использовать экран, подобрав необходимый материал.