Оксана Чеснокова
Конспект НОД «Знакомство с Урало-Сибирской росписью» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству в старшей группе.
ТЕМА: «Уральская роспись».
ЦЕЛЬ: Расписать шаблон посуды Уральской росписью.
Задачи:- Познакомить с историей Уральской домовой росписи.
-Развивать образное восприятие детей.
-Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с Урало-Сибирской росписью“ в старшей группе» размещена в разделах
-Научить писать элементы Уральской росписи : ягодки, прописки, цветы, листья.
-Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью с жизнью.
- Научить расписывать изделие по готовому рисунку композиции.
Материалы: Гуашь, рисунки уральской росписи. Готовые изделия расписанные Уральской росписью. Готовые шаблоны посуды раскрашенные в жёлтый цвет. Схемы узоров, гуашь зелёного, красного, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Чудеса сейчас прийдут, Интересно будет тут. Сейчас я сказку расскажу,
А вы на ус все мотайте,
Рассказать мне помагайте!
Улыбнись, не грусти!
Сказка дарит нам сюрприз!
II.Основная часть. Изложение новой темы. В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1. (Сл 2)Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду. Для людей переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи (сл 3).Построив дома дерево делы уходили,а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?Послушайте сказку о том как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось.
СКАЗКА. Жил в тех краях старик и звали его Еремей. Дом у него был крепкий, но тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть всякая выползает, то кикимора болотная,то черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки, да тараканы по стенам бегают (сл 4) Терпел, терпел Еремей, да и убежал из дому. Бродил по лесу Еремей, устал, сел на пенёк, а тут к нему подошел домовенок и говорит. (сл 5) Знаю я твою беду, помогу с нечистью справиться, только ты меня за это пусти к себе жить. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат, будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был, позвал он на помощь сову. Сова как ухнет, Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти, так и прыгают, уходить не хотят. Домовой не растерялся, поднял одну руку – появились на стенах узоры дивные, другую поднял – на другой стенке появились. Чертям это не понравилось, они из дому,то и побежали. (сл 6) Еремей стал домового то благодарить, и так ему легко на душе стало (сл 7) .С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой, чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.
Понравилась сказка? Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?Кто помог эту нечисть прогнать? (домовой) А как (сову позвал, узоры разрисовал на стенах)А как эти узоры назывются? (роспись) Такую роспись называли Уральской домовой. Как вы думаете, ребята, почему роспись называли домовой (потому что она украшала стены, простенки, потолки в доме).Правильно. Внутри избы узорами расписывали мастера, называли их красильщиками.
А вы бы хотели побыть такими мастерами? Я предлагаю вам поучиться у мастеров так красиво создавать узоры. Но вижу, вы устали, мы немножко отдохнем, встаем на физминутку.
Физминутка (Домовенок потянулся-раз нагнулся, 2-нагнулся, руки в сторны развел, видно кисть он не нашел, чтобы кисточку достать, нужно на носочки встать)
Семантика росписи. Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение. Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети, листья – символ урожая. Особое место уделялось изображению Древа жизни (сл 8).А так же потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо (сл 9)На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца. Солнце имело большое значение для человека. Как вы думаете какое?Будет хорошая погода,урожай. Так же расписывали и посуду и мебель (сл10), был целый промысел прялок,и коромысел (сл11).Посмотрите на эти деревянные изделия (сл12). Сегодня, я вам предлагаю расписать, украсить посуду.
Подготовка к практической части. Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. Мы с вами попробуем пальцами, как настоящие мастера - красильщики того времени. Цветы, ягодки и листья распишем пальцами, а оживки - кистью.
Ребята, давайте рассмотрим и повторим элементы росписи (сл 13)
Ребята, какие цвета мы будем использовать в изображении элементов росписи? (В росписи используют два цвета основной и дополнительный белый (цвет идёт по краю элемента).А чтобы узор ожил, стал ярче, какой способ мы используем? (оживки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью, можно выполнять методом примакивания) (сл 14)но мы оживим вечером, когда подсохнут наши узоры Показ всех элементов (ягодки, листья)Чтобы выполнить цветок, сначала обмакнём пальчик в основной цвет, затем в белый и пропишем середину –ягодку, затем лепестки- бутоны.).А листья будем рисовать таким образом. Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки, затем в центре пропишем пальчиком,змейку белого цвета Давайте разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)
«Наши алые цветки распускают лепестки…Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…
Наши алые цветки закрывают лепестки…Головой качают, тихо засыпают…
III.Практическая часть.
Я расписала посуду. Мне так понравилось, что я расписала несколько вариантов схем узоров. Выберите какой вам понравится или придумайте свой узор. Приступаем к работе.
IV.Итог. С какой росписью познакомились?
Что ещё украшали кроме дома этой росписью?
Какие элементы использовались, что означали?
Сама оцениваю чью – нибудь работу. Затем 1 ребенок оценивает.
-Остальные работы мы рассмотрим на нашей выставке мастеров. Понравилось вам быть мастерами?