Тамара Тимушева
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь птиц зимой»
Задачи: обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Ход:
1. Вводная часть.
(Дети сидят за партами, воспитатель читает отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова.)
Воспитатель: Белым снегом все покрыто,
И деревья, и дома.
Свиснет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима»!
Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичужек стаи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Жизнь птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
«Здравствуй, зимушка-зима»!
(Воспитатель обращается к детям.)
Воспитатель: Ребята, как называют этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А, как живётся зимой птицам?
Дети: Им холодно и голодно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Насекомые в спячке, ягоды, семена трав под снегом.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Мало корма находят птицы зимой! С утра до вечера ищут себе крохи пропитания! Пуховые, тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не защищают от голода! И в суровые холодные зимы много птиц погибают.
2. Основная часть.
(Воспитатель загадывает загадку про воробья.)
Воспитатель: Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
Дети: Это воробей!
(Воспитатель демонстрирует изображение воробья.)
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о нём?
Дети: Они маленькие, неунывающие, бойкие птицы. Спинка коричневая с продольными чёрными полосками. Хвост - чёрно-бурый, крылья тоже тёмно-бурые, головка серая.
Воспитатель: Чем питаются воробьи?
Дети: Воробьи питаются зёрнышками и семенами растений. Зиму проводят рядом с нами. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться.
Воспитатель: Где они зимуют?
Дети: В щелях стен, под крышами домов и заброшенных гнездах!
Воспитатель: Где находят себе пищу?
Дети: Во дворах, на свалках, в кормушках.
Воспитатель: Какие звуки они издают?
Дети: Воробьи чирикают.
Воспитатель: Воробьи селятся стайками! В каждой стайке есть сторож-воробей! Если сторож-воробей заметит хищника, то сразу начинает чирикать, остальные подхватывают и тоже начинают чирикать. Так они предупреждают друг друга об опасности, затем вся стая улетает в безопасное место!
(Воспитатель загадывает загадку про сороку.)
Воспитатель: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …
Дети: Сорока!
Воспитатель: Правильно, сорока, молодцы! Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.
(Воспитатель демонстрирует изображение сороки.)
Воспитатель: Чем же они питаются?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока — всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание. Почему её называют сорокой- воровкой?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Где сороки устраивают гнёзда?
Дети: На ветках деревьев или кустарников.
Воспитатель: Какие звуки издаёт сорока?
Дети: Сорока стрекочет.
Воспитатель: Зимой на ветках яблоки скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это?
Дети: Это снегири!
(Воспитатель демонстрирует изображение снегиря.)
Воспитатель: Снегири прилетают перед первым снегом! И народ заметил, как только прилетели снегири, значит завтра или послезавтра пойдёт снег! Поэтому их прозвали снегирями! Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время, и так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Посмотрите на изображение снегиря! Зачем такой клюв нужен снегирю?
Дети: Расклевывать ягоды рябины, семена клена, есть зёрнышки …
Воспитатель: Снегирь - малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.
(Воспитатель загадывает загадку.)
Воспитатель: Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой!
Дети: Клёст.
Воспитатель: Ребята, расскажите о нём! Что вы знаете про клеста?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Окраска перьев оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные!
(Воспитатель демонстрирует изображение клеста.)
Воспитатель: Посмотрите на её клюв! Таким клювом удобно щелкать орешки! Клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях. И поют песни «кле-кле-кле»!
(Воспитатель загадывает следующую загадку.)
Воспитатель: Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар,
И кричат: Карр! Карр! Карр!
Дети: Это ворона!
(Воспитатель проводит физминутку.)
Воспитатель: Птицы высоко летали (дети бегают,
Птицы крыльями махали (дети машут руками,
А теперь они спустились (приседают,
У них крылышки сложились (прячут руки за спину).
(Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Продолжим наше занятие! Ворона очень прожорлива - ест она в течение дня почти непрерывно. Причём даже в том случае если не голодна, она всё равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, съесть. Складывает ворона свои запасы в укромном месте - дупле, расщелине!
- Ребята, все птицы разные, но у каждого есть птенцы! У воробья?
Дети: Воробьята!
Воспитатель: У голубя?
Дети: Голубята!
Воспитатель: У вороны?
Дети: Воронята!
Воспитатель: У галки?
Дети: Галчата!
Воспитатель: У совы?
Дети: Совята!
Воспитатель: Ребята, как мы с вами можем помочь птицам?
Дети: Мы можем построить кормушки!
Воспитатель: Чем мы будем угощать наших птиц?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Воробья - крошками, семенами.
Ворону - очистками овощей, любой пищей.
Синиц - салом.
Снегиря - рябиной, семечками арбуза, тыквы.
Голубей - пшеном, хлебом.
Свиристель - семечками, рябиной.
- Запомнили, ребята, чем можно кормить птиц зимой?
(Воспитатель проводит игру «Скажи наоборот».)
У вороны большие крылья, а у воробья … (маленькие крылышки).
У сороки длинный хвост, а у воробья … (коротенький хвостик).
У дятла большая голова, а у синицы … (маленькая головка).
Ворона каркает, а воробей … (чирикает).
У человека дети, а у птиц … (птенцы).
У животных шерсть, а у птиц … (перья).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы сегодня разговаривали?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Чем можно кормить птиц?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Какие правила мы с вами должны соблюдать в природе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Не оставлять на улице пакеты, банки, коробки. Птиц надо подкармливать в одном и том же месте. Не разорять птичьи гнёзда. Кормить птиц ежедневно, в одно и то же время. Корм класть немного, чтобы подкормить их в трудное время.