Вера Щербакова
Конспект занятия в старшей группе «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему:
«Вода – источник жизни на земле» с детьми старшей группы.
Составила воспитатель группы № 7 МДОУ д\с №4 «Ладушки» Щербакова Вера Владимировна
2019 год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»,
«Коммуникация», «Безопасность».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: показать детям ценность воды, как источника жизни на планете Земля, формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе.
Задачи:
1. Научить детей понимать роль воды в жизни человека и природы;
2. Познакомить детей с состояниями воды, понятием «круговорота воды в природе»;
3. Закрепить умение анализировать, делать предположения, формулировать выводы;
4. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах, устанавливать психологические контакты со сверстниками для достижения общей цели;
5. Воспитать привычку бережно относиться к пресной воде, побуждать к формулированию конструктивных предложений по сбережению питьевой воды.
6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Оборудование: лепбук на тему: «Вода – источник жизни», картина с изображением круговорота воды в природе, мольберт, игрушка дельфин, карточки по теме, бумажные цветы, прозрачные емкости с чистой водой, лепбук на тему «Морские обитатели».
Ход занятия:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько у вас сегодня гостей. И я у вас в гостях, немного волнуюсь, но надеюсь на вашу поддержку и помощь. Нас с вами ждет много нового и интересного, а чтобы все у нас получилось – вам нужно внимательно слушать, не выкрикивать, отвечать, поднимая руку. А сейчас давайте с вами возьмёмся за руки и сделаем большой круг.
Игра на общение «Друзья» Собрались все дети в круг, Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся,
И скажем всем: «Здравствуйте!»
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики. Ребята, я к вам пришла не одна, со мной еще одна гостья. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
«В воде она живет,
Нет клюва, а клюет» (рыбка).
- Правильно, это рыбка, зовут ее Дори. Дори приготовила для вас много сюрпризов – это игры, сказки, интересные задания, которые находятся в кармашках этой необычной книги. (Перед детьми на столе методическое пособие – лепбук на тему: «Вода – источник жизни»).
- Ребята, а где живет рыбка? (в воде).
- Наша книга о воде и о ее важной роли для всего живого. А помогать Дори сегодня будут и подружки капельки, которые живут вот в этом кармашке.
- Итак, знакомьтесь, 1-ая капелька – путешественница. Она расскажет вам о своем путешествии в природе.
Сказка «Путешествие капельки»
В небольшом озере жила капелька. Она радостно плавала и ныряла. Однажды капелька увидела яркое солнышко и поднялась поближе к поверхности озера, чтобы лучше его разглядеть. Она не заметила, как стала легкой паринкой и
начала подниматься вверх. Наверху было холодно, и она снова превратилась в капельку. В небе собрались и другие капельки, из них получилось белое пушистое облако. Оно поплыло по небу. Когда собралось много капелек, облако потемнело и стало тучей. Капельки не удержались в ней и посыпались на землю. Там они соединились в ручеек. Ручеек журчал, веселился, бежал все дальше, пока не влился в озеро. Капелька узнала свое озеро и обрадовалась – она вернулась домой!
- Вам понравилась сказка, ребята? Как вы думаете, как называется такое путешествие капельки по кругу? (Круговорот воды в природе).
- Да, вы правы, это круговорот воды в природе. Кружатся капельки по кругу, как белки в колесе.
- Ребята, 2-ая капелька «живительная». Давайте посмотрим вот на эту схему. (На доске схема капельки, вокруг которой картинки.) В народе говорят: «Где вода – там жизнь». Так ли это, мы сейчас проверим. Вы сейчас будете выходить ко мне и если вы считаете, что вода нужна тем, кто изображен на картинке, вы соедините капельку и картинку линией.
Работа детей.
- Ребята, какой можно сделать вывод? (Вода нужна всем). Воспитатель:
- Следующие две капельки постоянно спорят между собой. Эта капелька полезная. Какая она? (веселая, радостная). Она считает, что вода приносит только пользу.
- А эта капелька – опасная. Какая она? (сердитая, злая, угрюмая). Она считает, что вода бывает опасная. Поможем им решить спор? Давайте разделимся на две команды. Первая команда ищет карточки, где вода – польза, а вторая команда, карточки, где вода – опасность.
Работа в командах «Вода хорошо – вода плохо». Воспитатель:
- Молодцы, ребята, так какой же можно сделать вывод, какая капелька права? (ответы детей). Если не соблюдать правила безопасности с водой, то она может навредить.
- Еще одна капелька «Игралочка». Она зовет нас поиграть.
Физкультминутка «Капля»
1,2,3,4,5 любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
А плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два – привстали,
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
- Еще одна капелька – «удивленная». Да она удивлена, она не знала, что внутри человека, то есть в нас с вами есть вода. А вы знали об этом?
- Следующая капелька – «волшебная». Это значит, что вода может превращаться и быть в разных видах. Капелька загадает вам загадки, а вы, отгадав их сможете назвать в каких состояниях может быть вода.
• Если холод вдруг придет из водицы будет… (лёд).
• Если сильный, сильный жар, из водицы будет… (пар).
• Если пар вдруг охладится, превратится пар в… (водицу).
Воспитатель:
- Да, ребята, вода может переходить из одного состояния в другое под воздействием температур.
- Выходите ко мне, делайте кружок, поиграем в игру «Вода, пар, лед». Я вам показываю картинки, если картинка с изображением воды, вы делаете движение пальчиком одной руки, стучите по ладошке и говорите «кап-кап», если лед – сжимайте кулачки, съеживайтесь, как будто замерзли и говорите
«з-з-з-з». Если на картинке вода в виде пара, то поднимайте руки вверх и произносите «ш-ш-ш».
- Следующая капелька «любознательная». Она хочет у вас узнать, а где живет вода? (в реке, океане, море)
- А какая вода в море и океане? (соленая). Можно ли ее пить? А какую воду пьем мы? (пресную). Правильно, мы пьем пресную воду. А где она находится? (в реках, прудах, озерах, родниках).
- Кажется, что воды на Земле очень много, но пресной воды, которая нужна человечеству, живым существам и растениям не так много, поэтому нужно ее беречь. А как беречь воду мы узнаем, собрав паззлы. Подходите за столы.
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Как нужно беречь воду? (дети собирают паззлы, отвечают).
- Давайте же воду будем беречь, От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может она,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Воспитатель:
- Ну и осталась у меня последняя капелька – «исследовательница». Ребята, из моей группы подготовили вам в подарок цветы, но пока я к вам шла, они завяли. Как же им помочь? А давайте проверим, сможет ли вода сотворить чудо и сделать так, чтобы цветочки распустились.
- Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Цветы» Мы цветы в саду сажали, Их из лейки поливали,
Астры (кисти рук образуют шары, Лилии (раскрыть пальцы в стороны, Тюльпаны (ладошки лодочкой,
Пусть растут для нашей мамы.
Воспитатель:
- Ребята, подходите к своим листам и опустите цветочки в воду. Что же произошло? Смогла ли вода их оживить?
- Молодцы, ребята, хорошо поработали, а теперь идите ко мне и закрепим все о чем мы сегодня говорили.
Игра с рыбкой в круге
• Как называется путешествие капельки по кругу?
• Кому нужна вода?
• Зачем нужна вода?
• Что больше всего понравилось?
• Как нужно беречь воду?
• Какой вывод мы сегодня сделаем?
- Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. Я надеюсь вы будете бережно относиться к воде.