Любовь Шерстюк
Конспект занятия в старшей группе «Уроки вежливости» по рассказу Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Речевое развитие: учить детей составлять небольшие рассказы по воображаемым рисунком; развивать объяснительную речь; стимулировать употреблять полными предложениями.
Художественная литература: учить детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, формировать навыки и умения культуры поведения;
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие: учить придерживаться всех форм вежливости в разговоре; упражнять в умении обращаться с разными просьбами, предложениями к родным или знакомым людям, к детям группы, на улице или в общественных местах.
Словарь: обогащать словарь детей синонимами, активизировать в их употреблении; упражнять в подбирании слов противоположного содержания.
Развивать чувство удовольствия от результатов своей деятельности.
Расширять этический кругозор детей.
Воспитывать желание помогать.
Материал: три маленьких зонтика, три гномика, отрывок из рассказа Л. Васильева-Гангиуса «Азбука вежливости», мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Тихо стало у нас в группе, слышно шелест страниц.
Это знакомые нам герои уже вышли из книг.
На столе у воспитателя появляются три маленьких зонтика.
- Что это такое? Невиданное-неслыханное чудо! Дети, кто это к нам пожаловал? (Ответы детей)
- Это к нам пришли три мудрых-премудрых Гномыча. Вот послушайте, какая история с ними приключилась.
Воспитатель выставляет на стол три маленьких гнома.
Воспитатель читает отрывок с рассказа Л. Васильева- Гангиуса «Азбука вежливости».
«Три мудрых-премудрых Гномыча»
Вот так Гномычи оказались в нашем детском саду.
- Непростое это дело: опять превратить гномов в сказочно вежливых. Для этого нам нужна волшебная палочка. Раз!
Появляется волшебная палочка.
- Мы готовы вам помочь и провести с вами несколько уроков вежливости. Но, пожалуйста, запомните: во время этих уроков вы должны быть сказочно внимательными, сказочно терпеливыми учениками, как дети нашей группы.
- Мы постараемся --- заверили гномы.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
Дети: Раз! Два! Три! Урок вежливости начнём!
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: учить употреблять вежливые слова.
Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, называя при этом «слова приветствия».
Дети: Добрый день, хорошего здоровья, до свидания, добрый день, добрый вечер, привет, поздравляю, до встречи.
- Но еще существуют "вежливые слова". Вспомните их.
Дети: Пожалуйста, милости просим, прошу покорно, пожалуйста, сделайте милость, спасибо, прости и тому подобное.
- Как нужно проговаривать вежливые слова?
Дети: Нужно смотреть в глаза собеседнику и проговаривать слова тихо, нежно.
- А я предлагаю вам обратиться к словарю-справочнику.
Запомните:
В древности, когда хотели отблагодарить человека за добрые дела, говорили: "Спаси Вас Бог!"
"Спаси бог" превратилось в короткое "спасибо". Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже поговорка " Своё спасибо не жалей!"
Давайте вместе с Гномычами выучим её.
- Я вижу, болезнь от вас отошла,
На Гномычев наших подействовала игра.
С нами вы вставайте,
Игру дружно начинайте!
Физкультминутка
Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Дети строятся в круг, держась за руки. Один ребёнок становится в середину круга – «ловец». Дети ходят по кругу и проговаривают:
«Мы веселые ребята, любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»
На слова «Лови! дети приседают, а ловец пытается дотронуться рукою до тех, кто не успел присесть.
Дидактическая игра «Скажи по - другому»
Цель: учить подбирать синонимы и антонимы.
Дети делятся на группы, воспитатель предлагает подобрать синонимы к заданному слову, а потом подобрать антоним. За каждый правильный ответ группа одержует фишку. Выигрывает та группа, которая получила больше фишек.
Добрый – добродушный, сердечны, незлобный (злой);
воспитанный – культурный, галантный, деликатный, интеллигентный (невоспитанный, некультурный);
послушный – благонравная, покорный, подвластный, смирный (норовистый, непокорный, непослушный, избалованный);
весёлый – живой, подвижный, жизнерадостный, шуточный (грустный);
хороший – прекрасный, прехороший (плохой);
щёдрый – богатый, пышный, искренний (скупой, жадный).
- А теперь давайте попробуем обыграть небольшие рассказы по воображаемым рисункам. (Каждая группа получает тему рассказа и обговаривает её согласно плана).
1. Вы встретили человека пожилого возраста.
2. Вы встретили инвалида.
3. Вы встретили нищего.
4. Вы встретили ребёнка, который потерялся и плачет.
Рассказ каждой группы составляется по плану:
1. Подойдёте ли вы к этому человеку? Как именно?
2. Какие слова вы сразу скажите?
3. Что предложите?
4. Чем закончиться ваша встреча?
Рассказы детей
- Вы, дети, сказали красивые,
Хорошие, приятные, чудесные слова!
Тёплые слова эти, как солнце, яркое,
Ключ, который людские сердца открывает.
- Почему слова сравнивают с ключом, что открывает сердца? (Ответы детей).
- Как вы считаете, можно ли продать или купить добрые, вежливые слова?
Дети: Эти слова бесценны.
- Объясните почему. (Ответы детей).
- Вот и закончился наш первый урок вежливости. Наши друзья Гномычи благодарят вас.
Рефлексия.
- Как сделать, чтоб все на нашей планете были вежливыми? Может ли злой человек быть вежливым? Почему?